Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.8. Формирование сбалансированной системы показателей (ССП) ОАО «РЖД»




Важнейшим практическим инструментом обоснования организации управления ОАО «РЖД» является расчет и анализ системы показателей, которая может использоваться как в целях уточнения тенденций и причин изменения динамики основных показателей, так и в процессе сравнительного анализа результатов деятельности компании. Такая система показателей, в первую очередь, должна включать в себя экономико-технологический, управленческий потенциал ОАО «РЖД», затем финансовую деятельность компании. Такая последовательность оценки корпоративного управления позволит учесть баланс интересов акционеров в получении максимальной прибыли и менеджмента по достижению этой цели. Такой подход позволит объективно и всесторонне обосновать организацию корпоративного управления ОАО «РЖД» с учетом специфики отрасли (табл.).

Таблица.

Методологический подход к оценке корпоративного управления на железнодорожном транспорте

Блоки (группы) показателей Показатели (подходы и способы) оценки
   
1. Экономико-технологический потенциал корпорации
1.1. Объем перевозок (продукции) по видам деятельности, включая государственные заказы и задания -Общий объем перевозок по сети дорог; -Объем перевозок грузов по дороге; -Объем перевозок по дорогам и отделениям; -Перевозки оборонной промышленности.
1.2. Грузооборот нетто -Тарифный; -Эксплуатационный.
1.2. Густота грузовых перевозок -Густота грузовых перевозок; -Средняя густота перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом.
1.3. Средняя дальность перевозки  
1.4.Технико-технологический комплекс -Состояние технических средств; -Состояние инфраструктуры; -Информатизация.
1.5. Имущественный комплекс Оценка всех активов компании: -Оценка недвижимости, включая кадастр[1]; - Оценка активной части основных средств; - Оценка оборотных средств.
2.Управленческий потенциал корпорации
2.1.Общее руководство компании  
2.1.1. Общее собрание акционеров -Постановка основных задачи и проекты их решения  
2.1.2. Совет директоров -Права, обязанности и функции определяют Устав и внутренние документы корпорации;
2.1.3. Исполнительные органы -Деятельность определена в Уставе и внутренних документах компании;
2.2. Кадры -Численность; -Производительность труда; -Текучесть кадров; -Ротация кадров; -Повышение квалификации.
3. Финансовый потенциал корпорации
3.1.Показатели операционного анализа -Коэффициент валового дохода; -Коэффициент операционной прибыли; -Коэффициент чистой прибыли.
3.2. Показатели ликвидности -Коэффициент текущей ликвидности; -Коэффициент быстрой ликвидности; -Коэффициент абсолютной ликвидности.
3.3.Показатели прибыльности корпорации -Рентабельность активов; -Рентабельность собственного капитала; -Рентабельность акционерного капитала; -Уровень общей рентабельности корпоративной структуры; -Коэффициент обеспеченности оборотными средствами.
3.4.Показатели финансовой устойчивости -Коэффициент запаса финансовой устойчивости; -Коэффициент финансовой независимости; -Коэффициент финансовой зависимости; -Коэффициент финансового риска.

Элементы сбалансированной системы показателей ОАО «РЖД» представляют собой баланс между внешними отчетными данными для акционеров (инвесторов) и внутренними характеристиками значимых бизнес-процессов.

Все показатели сбалансированной системы ОАО «РЖД» должны определяться:

- по видам деятельности;

- по установленной номенклатуре (продукция и укупленный вид работ);

- по уровням иерархии управления с выделением показателей для региональных и функциональных филиалов и ДЗО.

Экономико-технологический потенциал

Эффективное функционирование корпорации ОАО «РЖД» как единой системы определяется качеством управления, способностью своевременно создавать условия для высокой мобильности и развития с требуемыми экономико-технологическими показателями, а также обеспечивать выживаемость и конкурентоспособность корпорации в целом и отдельных ее структур.

Технико-технологический комплекс ОАО «РЖД». В течение последнего десятилетия ЖД"омент образования ОАО "износ основных производственных фондов отрасли постоянно растет. Уровень износа по всем основным производственным фондам железнодорожного транспорта превышает аналогичный показатель в промышленности.

При образовании корпорации железнодорожного транспорта - ОАО «РЖД» приняло от МПС производственную базу со значительным уровнем износа по многим группам основных средств.

Группы основных производственных фондов Период (года)
         
           
Производственные основные средства транспорта, % 52,9 56,7 57,4 61,6 63,9
Здания, % 35,5 35,6 37,8 45,4 45,8
Сооружения, % 53,8 54,8 56,0 57,4 59,6
из них:
верхнее строение пути, % 66,5 71,2 74,3 77,7 79,9
Машины и оборудование, % 54,8 60,0 57,4 57,4 60,0
Транспортные средства, % 55,5 63,5 66,5 73,3 76,2
из них:
Электровозы, % 57,7 66,5 70,2 73,9 76,6
Тепловозы, % 66,0 75,5 80,2 84,1 86,8
Мотор-вагонные секции, % 47,5 57,2 58,4 67,7 67,5
Грузовые вагоны, % 57.4 64,0 65,2 74,6 78,7
Пассажирские вагоны, % 43,4 53,52 57,8 63,2 65,9
Прочие виды основных средств, % 53,4 54,2 54,6 57,6 57,1

Имущественный комплекс компании можно охарактеризовать как совокупность недвижимого имущества, движимого имущества и вложений, оборотных средств и нематериальных активов.

В мировой экономике существуют два метода оценки имущественного комплекса компании: по балансовой и по рыночной стоимости компании, которые отражают компанию либо как статичный объект, либо в условиях его динамического развития.

Рассматривая компанию как статичный объект и, характеризуя её как имущественный комплекс, состоящий из относительно независимых элементов, можно определить стоимость компании как сумму стоимостей составляющих его элементов. Такой подход к оценке отражает бухгалтерскую концепцию компании. Другая концепция рассматривает компанию в динамическом развитии и характеризуется как комплекс инвестиций, и в этом случае стоимость объекта может быть определена исходя из стоимости ожидаемых от него доходов.

Балансовый отчет может быть потенциально полезным для разных сторон. Поставщики могут посмотреть на размер кредиторской задолженности, чтобы узнать, насколько быстро компания оплачивает свои счета. Потенциальные кредиторы могут изучить ликвидность и степень финансового рычага. Менеджеры внутри компании могут отследить суммы денежных средств и количество товарных запасов, имеющихся в наличии.

Имущественный комплекс ОАО «РЖД» на момент его образования передаваемого в уставный капитал имущества составляла 1,5 трлн. руб., из них 890 млрд.руб. приходится на инфраструктуру, 280 млрд. являются стоимостью подвижного состава, здания оценены в 193 млрд.руб.

Управленческий потенциал

Под управленческим потенциалом понимается объем работы, с которым может справиться общее руководство компании. Общее руководство – это организационная функция, отвечающая за эффективность деятельности компании в целом и разработка позиции компании в конкурентной борьбе.

Общее руководство можно оценить двумя взаимодополняющими способами. Первый – наблюдение за характеристиками поведения компании. Например, анализ того, удалось ли компании предусмотреть нестабильность условий или она реагирует на эту нестабильность по мере возникновения.

Другой способ – определить, какие факторы управленческого потенциала влияют на проявление различных видов нестабильности.

Организационный климат – это стремление руководства реагировать определенным образом: приветствовать перемены, контролировать их или стараться избегать.

Кадровый комплекс отражает ресурсный аспект социально-экономического развития компании, который можно определить как совокупность способностей всех людей занятых в компании и решающих определенные задачи.

Составляющие элементы кадрового потенциала являются источником качественных сдвигов в системе экономического развития компании. Экономический аспект кадрового потенциала означает результативность, эффективность деятельности и соответствующий подход ко всем качествам работника.

Стоимость кадрового комплекса компании представляет собой совокупную оценочную стоимость всех работников компании.

Показатели раздела обучения и развитие персонала представляют собой комплекс общих критериев (удовлетворение работой, текучесть персонала, обучение, повышение квалификации) и специфических факторов, таких как подробный характерный для данной деятельности набор навыков и умений, необходимых для конкурентной среды. С помощью организационных процедур включающих вышеперечисленные показатели можно проанализировать, насколько мотивация каждого сотрудника компании согласуется с общей системой факторов, направленных на достижение успеха.

Существуют три общих показателя, которые оценивают кадровую ситуацию в компании (Рис.):

1. удовлетворенность работника;

2. сохранение кадровой базы;

3. эффективность работника.

Рис. Составляющие обучения и развития

Удовлетворенность работника – это предпосылки повышения производительности, ответственности, качества и уровня обслуживания потребителя.

Эффективность работника – это конечный показатель общего влияния таких факторов, как развитие работника и его моральное состояние, инновационную активность и совершенствование внутренних бизнес-процессов.

Основным принципом корпоративной системы управления ОАО «РЖД» является централизация процессов принятия стратегических управленческих решений в сочетании с делегированием хозяйственных полномочий и ответственности по уровням управления компании.

Управление персоналом ОАО «РЖД» ориентируется на использование методов и технологий, позволяющих добиться максимального сближения интересов персонала с интересами ОАО «РЖД».

В ОАО «РЖД» сохраняется вертикально интегрированная структура управления персоналом: подразделение находится в двойном подчинении – вышестоящего функционального руководителя и линейного начальника, полномочия которых закрепляются в организационных схемах управления и должностных инструкциях.

Кадровый комплекс акционерного общества «РЖД» является определяющим фактором для успешного использования всех видов ресурсов, а также обеспечения эффективности работы всей компании в целом.

Показателем эффективности работы ОАО «РЖД» является производительность труда, выраженная стоимостным измерителем как отношение величины полученных доходов (выручки) к среднесписочной численности работников. Необходимым условием повышения производительности труда ОАО «РЖД» является организация планирования человеческих ресурсов компании.

Комплекс мероприятий по обучению и развитию персонала ОАО «РЖД» в 2003г. осуществлялся за счет:

- подготовки специалистов в ВУЗах по целевому направлению (2 500 чел.);

- подготовки в техникумах и колледжах по целевому направлению (5600 чел.);

- повышения квалификации руководителей и специалистов (64 000 чел.);

- подготовки рабочих в техникумах, колледжах, учебных центрах, дорожных технических школах (78 000 чел.);

- повышения квалификации рабочих (180 000 чел.).

Финансовый потенциал

Под финансовым потенциалом компании понимается совокупность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении компании, и способностей сотрудников осуществлять эффективное финансовое управление с целью получения максимального дохода.

Финансово-экономическая деятельность ОАО «РЖД» проводилась на основе общепринятых финансовых коэффициентов рассчитанных по данным бухгалтерского баланса и отчете о прибылях и убытках корпорации (табл.).

Оценка стоимости чистых активов ОАО «РЖД» представлена в таблице.

Таблица

Характеристика финансово - экономической деятельности ОАО «РЖД»

Показатели Период
2003г. 9мес.2004г.
     
Уставный капитал, тыс. руб.    
Чистая прибыль, млрд. руб. 11,352 16,57
Операционный анализ
Коэффициент валовой прибыли, % 59,95 12,81
Коэффициент операционной прибыли, % 5,27 6,99
Коэффициент чистой прибыли, % 3,88 2,97
Показатели ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности 1,12 1,27
Коэффициент быстрой ликвидности 0,82 0,89
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,11 0,06
Прибыльность
Рентабельность активов, % 0,70 1,74
Рентабельность собственного капитала, % 0,68 1,79
Рентабельность акционерного капитала, % 0,74 1,08
Уровень общей рентабельность корпоративной структуры, % 0,67 1,31(2004г.)
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,166 -0,078
Финансовая устойчивость
Коэффициент запаса финансовой устойчивости 5,12 1,30
Коэффициент финансовой независимости 0,93 0,94
Коэффициент финансовой зависимости 0,068 0,066
Коэффициент финансового риска 0,071 0,068

Таблица 3.10.

Расчет оценки стоимости чистых активов ОАО «РЖД», тыс.руб.

  Наименование показателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода
     
1. Нематериальные активы    
2. Основные средства    
3. Незавершенное производство    
4. Доходные вложения в материальные ценности    
5. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения    
6. Прочие вложения    
7. Запасы    
8. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям    
9. Дебиторская задолженность    
  10. Денежные средства    
  11. Прочие оборотные активы    
  12. Итого активы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 1-11)    
  13. Долгосрочные обязательства по займам и кредитам    
  14. Прочие долгосрочные обязательства    
  15. Краткосрочные обязательства по займам и кредитам    
  16. Кредиторская задолженность    
  17. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов    
  18. Резервы предстоящих расходов    
  19. Прочие краткосрочные обязательства    
  20. Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 13-19)    
  21. Стоимость чистых активов акционерного общества (итого активы, принимаемые к расчету (стр.12), минус итого пассивы принимаемые к расчету (стр.20).    

Финансово-экономическая деятельность ОАО «РЖД» показала за период функционирования корпорации были достигнуты позитивные тенденции по снижению кредиторской задолженности на 16,7 млрд. руб., хотя ее величина остается пока довольно значительной; в тоже время появилась и негативная тенденция по увеличению дебиторской задолженности (на 5,3 млрд. руб.).

В целом финансовое состояние ОАО «РЖД» можно характеризовать как удовлетворительное. В настоящее время сформирована прозрачная и полная база данных для эффективного управления имуществом и своевременного исполнения налоговых обязательств компании. Особое внимание уделено обеспечению сохранности 1,5–триллионной государственной собственности.

Реформирование железнодорожного транспорта – тяжелый период перестройки всей организационной и правовой структуры отрасли. Новая форма не дала ухудшения, а наоборот показала лучшие результаты по сравнению с предшествующим периодом. Свидетельством этому служит незначительное повышение платежеспособности и финансовой устойчивость ОАО «РЖД» в период реформирования. Отрицательным моментом является невысокая ликвидность компании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...