Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы 1860–1870-х годов и их последствия.




Вслед за аграрной реформой в России были осуществлены и другие преобразования, прежде всего в области местного самоуправления, необходимость которых была для всех очевидна. Дело в том, что до Александра II все органы самоуправления в России имели сословный характер. Развитие рыночных отношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословных управленческих структур в елях превращения феодальной монархии в буржуазную, чтобы приспособить политический строй России к новым экономическим условиям.

ЗЕМСКАЯ. Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как зе мская реформа. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих, которые назывались «третьим элементом» земства. Для содержания земских служащих существовали определённые налоги с населения. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел.

Следует отметить, что земская реформа была проведена не по всей стране, а лишь в 34 губерниях, то есть там, где проходила отмена крепостного права. В целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.

ГОРОДСКАЯ. Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа. В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богаты домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники.

СУДЕБНАЯ. Начиная с 1864 года, в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. В пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей, считалось окончательным и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом, и после этого их нельзя было уволить и даже временно отстранить от должности, то есть вводился принцип несменяемости судей. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и в основном закончилась к 1870 году, когда новые судьи были созданы почти в 70 губерниях.

ОБРАЗОВАНИЯ. В 1860-е годы проходила и реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, урезанный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т. п. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения – Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

ВОЕННАЯ. В 1860–1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращён срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. В соответствии с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академии для подготовки среднего и высшего командного состава.

В 1874 году был отменён рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет, и 9 лет – пребывание в запасе; на флоте – 7 и 3 года, соответственно. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. По-прежнему освобождались от военной службы купеческие дети, а также представители духовенства.

Анализируя реформы Александра II, следует отметить, что далеко не всё, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными или остались незавершёнными. И всё же их следует назвать поистине «Великими реформами», которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России.

Дальнейшая судьба прогрессивных преобразований была достаточно сложной. После гибели 1 марта 1881 года Александра II от рук экстремистов его наследник Александр III, опасаясь эскалации революционного движения, провёл ряд мероприятий (так называемые «реформы наизнанку»). Так правительство стало активно поддерживать помещиков, чтобы не допустить их разорения. Был организован особый Дворянский банк, чей капитал был в несколько раз больше, чем средства Крестьянского банка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...