Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование и наука второй половины XIX века




Развитие образования дало толчок культурному и научному подъёму в России во второй половине XIX века. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. В деревнях грамотность была редким явлением. Положение стало улучшаться по мере развития земской школы, также увеличивалось количество городских школ. Несколько позднее, с 1880-х годов стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей. В конце 1890-х годов начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX века всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность составляла чуть больше 12%. Во второй половине XIX века обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция. По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направления. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова. Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце XIX века на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64-х. Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. При Александре III правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр И.Д. Делянова, в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.». Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование. В этот период продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 года до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тысяч человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири. Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших технических учебных заведений. В 1900 году начал действовать Томский технологический институт. Музыкальное образование финансировалось всецело за счет общественных средств. В 1862 году Русское музыкальное общество открыло консерваторию в Петербурге, а в 1866 году консерватория была открыта в Москве. В отличие от казенных учебных заведений, юноши и девушки здесь обучались совместно. В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 году в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории Константина Николаевича Бестужева-Рюмина (1829 -1897гг.), их стали называть Бестужевскими. К.Н.Бестужев-Рюмин в 1851году окончил юридический факультет Московского университета, в 60-х годах начал читать лекции в университете. В 1878-1882 годах заведовал Женскими курсами в Петербурге; в 1890 году избирается академиком. На установку научных воззрений К.Н. Бестужева-Рюмина сильное влияние имели труды Карамзина Николая Михайловича (1766-1826гг.) - русского историка-историографа, писателя, поэта, почётного члена Петербургской Академии наук с 1818 года. Первые литературные опыты Н.М. Карамзина относятся к началу 80-х годов XVIII века. Профессиональным литератором Н.М. Карамзин становится с 1791 года, начав издавать в Москве «Московский журнал» - первый русский литературный журнал (где появилась и его повесть «Бедная Лиза»), а затем ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности». С 1801 года Н.М. Карамзин выпускает литературно-политический журнал «Вестник Европы». Н.М. Карамзин является автором «Истории государства российского» (первые восемь томов вышли в 1816 году). Следует отметить, что творчеству Н.М. Карамзина принадлежат ряд «чувствительных» повестей «Евгений и Юлия», «Наталья, боярская дочь», «Лиодор», «Нежность дружбы в низком состоянии», «Фрол Силин», а также множество стихотворений.

На становление К.Н. Бестужева-Рюмина как учёного большое влияние оказал профессор историк-медиевист (медиевистика – раздел исторической науки, изучающий историю средних веков), общественный деятель Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855 гг.), а также Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879гг.) - историк, один из основателей государственной школы в русской историографии. К.Н. Бестужев-Рюмин выработал свою оригинальную оценку русского исторического процесса и является в этом отношении идеалистом-эклектиком. К его крупным трудам следует отнести докторскую диссертацию «О составе русских летописей» (1868г.), представляющую собою поступенный анализ «начальной летописи», и неоконченную работу «Русская история», в которой даются интересные оценки документов и исследований. Позднее по примеру К.Н. Бестужева-Рюмина высшие женские курсы были открыты в Москве и ряде других городов.

В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование, поскольку прежде на него меньше всего обращалось внимания. Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивойполитики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но в то же время высшая школа всегда была у него на подозрении как очаг неистребимой «крамолы».

Развитию русской науки второй половины XIX века способствовал общественный подъем, в период отмены крепостного права, который создал благоприятные условия для её развития. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. Выпускники российских университетов стали чаще ездить на стажировку в зарубежные научные центры, оживились контакты русских ученых с коллегами из Западной Европы.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894гг.) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857-1918гг.). Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839-1896гг.). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. Павел Николаевич Яблочков (1847-1894гг.) создал дуговую лампу («свеча Яблочкова») и первым осуществил трансформацию переменного тока. Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923гг.) изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905гг.), сын священника, еще в студенческие годы проявил интерес к электротехнике. В дальнейшем изучение электрических явлений, электромагнетизма стало главным направлением его научных поисков. В 1895 году на заседании Русского физико-химического общества он выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, грозоотметчик, был по существу первой в мире приемной радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты. В 1900 году радиосвязь использовалась при проведении спасательных работ на Балтийском море. Её дальность составляла 45 километров.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825-1890гг.) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 году начал постройку самолета с двумя паровыми машинами. Официальных документов об испытании этого самолета нет. Судя по всему, попытка полета кончилась неудачно. Создание самолета на паровых двигателях вряд ли вообще технически осуществимо. Уровень тогдашней техники не позволил А.Ф.Можайскому воплотить в жизнь свой смелый замысел, но изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60-70-е годы XIX века называют «золотым веком» русской химии.

Ученик химика-органика Николая Николаевича Зинина (1812-1880гг.), Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886гг.) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до настоящего времени.

Во второй половине XIX века сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907гг.). Родился он в Тобольске в семье директора гимназии. Талант его как ученого развернулся в Петербургском университете. Величайшей заслугой Д.И.Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Д.И.Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки. Д. И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывал с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Свои раздумья о настоящем и будущем страны он изложил в книгах «К познанию России», «Заветные мысли», «Заметки о народном просвещении России».

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846-1903гг.) положил начало современному почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу В.В. Докучаеву принесла монография «Русский чернозем». В книге «Наши степи прежде и теперь» (1892г.) ученый изложил план борьбы с засухами. Идеи В.В.Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологии и других наук.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829-1905гг.). На первых порах его судьба складывалась так же, как и большинства его сверстников из дворянских семей Он стал офицером, служил в саперном полку. Но вскоре понял, что его призвание иное, вышел в отставку и поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета. Окончив курс наук, он за свой счет отправился за границу совершенствоваться в медицине. Ему посчастливилось стать учеником знаменитого немецкого ученого Г. Гельмгольца, физика, математика, физиолога и психолога. За границей И.М.Сеченов подготовил докторскую диссертацию по физиологии алкогольного опьянения. Вернувшись в Россию, он возглавил кафедру физиологии в петербургской Медико-хирургической академии и организовал физиологическую лабораторию - одну из первых в России. Выдающееся значение имел его курс лекций «О животном электричестве» (т. е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили работы И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и «Психологические этюды».

Деятельность другого всемирно известного русского биолога Ильи Ильича Мечникова (1845-1916гг.) сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 году И.И.Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с И.М.Сеченовым, Д.И.Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в своем знаменитом институте.

В этот период получает развитие историческая наука. Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н. М. Карамзина «История Государства Российского». Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе.

В 1851 году вышел первый том «Истории России с древнейших времен», написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820-1879гг.). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его «Истории». Последний, 29-й том вышел в 1880 году, события в котором были доведены до 1775 года. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, С.М.Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал С.М. Соловьев, а примерно с XVI века в наступление перешла Россия как передовой форпост Европы на Востоке. «История России» С. М. Соловьева написана на высоком профессиональном уровне, до сих пор используется специалистами, переиздается. Она знакома всем, кто интересуется отечественной историей.

Учеником С. М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911гг.), который сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В соответствии с духом нового времени В.О. Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам.

Учёный-историк старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, а также выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. В.О.Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его «Курс русской истории», составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию. В.О.Ключевский вел тихую, размеренную жизнь кабинетного ученого, внешне небогатую событиями. Отдельные его попытки заняться политикой успеха не имели. «В жизни ученого и писателя, - говорил он, - главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли».

Широкую известность не только в России, но и за рубежом получили крупнейшие русские ученые, работавшие в области всеобщей истории. Максим Максимович Ковалевский (1851-1916гг.) прославился своими трудами по истории европейской крестьянской общины. Особое значение для русского читателя имела его работа «Происхождение современной демократии», где рассматривались поворотные моменты европейской истории конца XVIII века.

Во второй половине XIX века русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований.

Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX века их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии. Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым Тян-Шанским(1827-1914гг.), - географом, статистиком, ботаником. Великий учёный совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тяньшань. Возглавив Русское географическое общество, Тян-Шанский стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». С Русским географическим обществом была связана деятельность и других русских путешественников - Пётра Алексеевича Кропоткина и Н. М. Пржевальского.

П. А. Кропоткин (1842-1921гг.) в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. В дальнейшем П.А. Кропоткин стал известным революционером.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888гг.) совершилпервую свою экспедицию по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тяньшань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII веке положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846-1888гг.). Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. Н.Н. Миклухо-Маклай 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется берегом Маклая). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на «берег Маклая». Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей. К концу XIX века завершилась эпоха географических открытий. И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, происходит в начале XX века.

Литература и общественная мысль второй половины XIX века

В литературе второй половиныXIX века нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение её пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказках», он в гротесково-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников: Разуваевых, Колупаевых, «премудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы нарождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Пошехонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества. Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф.М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и социальных контрастов общества. Непревзойденный мастер психологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности. На вторую половину XIX века приходится расцвет творчества Л.Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Воскресение» нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда. В 60 -70-е годы продолжается литературная деятельность И.С. Тургенева - мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н.А. Некрасов, который в своих произведениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Н.А. Некрасов первый в легальной литературе вспомнил декабристов («Русские женщины»). Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Бесприданница», «На всякого мудреца…» и др.). С конца 70-х годов начинается литературная деятельность А.П. Чехова. В его творчестве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX века, протест против серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.) Огромной силы социального обобщения достиг писатель в рассказах «Палата №6», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький (Алексей Максимович Пешков), И.А. Бунин, В.В. Вересаев, В.Г. Короленко и другие писатели. Во второй половине XIX века основным видом печатных изданий оставались журналы. Одним из лучших демократических журналов был «Современник», в котором одним из редакторов был М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писателю в 1862 году пришлось покинуть Москву и переехать в Петербург, где М.Е. Салтыков-Щедрин с начала 1863 года стал фактически одним из редакторов «Современника». В течение двух лет он помещает в нём беллетристические произведения, общественные и театральные хроники, московские письма, рецензии на книги, полемические заметки, публицистические статьи.

Огромную популярность в 70-80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Н.А. Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили старейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое время». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д.И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX века начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82-х основных и 4-х дополнительных томов был закончен в 1907 году.

 

Могучая Кучка

«Могучая кучка» или «Балакиревский кружок», возник как новая русская музыкальная школа. Это было творческое содружество российских композиторов, которое возглавлял Милий Алексеевича Балакирева, куда входили его единомышленники Александр Порфирьевич Бородин, Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Название музыкальному кружку дал критик Владимир Васильевич Стасов. Впервые название встречается в статье В.В. Стасова «Славянский концерт господина Балакирева» (1867г.): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Музыканты кружка называли себя наследниками Михаила Ивановича Глинки и целью своего творчества видели в развитии русской национальной музыки. Композиторы «Могучей кучки» систематически записывали, изучали и разрабатывали образцы народного творчества фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях («Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов»). В деятельности композиторов «Могучей кучки» было выработано тяготение «новой русской школы» к программности. «Программными» принято называть такие инструментальные произведения, в которых идеи, образы, сюжеты разъяснены самим композитором. Разъяснение автора может быть дано или в тексте-пояснении, прилагаемом к произведению, или в его заголовке. Программными являются и многие другие сочинения композиторов «Могучей кучки»: «Антар» и «Сказка» Римского-Корсакова, «Исламей» и «Король Лир» Балакирева, «Ночь на Лысой горе» и «Картинки с выставки» Мусоргского. Композиторы «Могучей кучки» стремились к непосредственному живому отклику на требования и запросы современности, пытливо искали новые сюжеты, новые типы людей, новые средства музыкального воплощения. Эти новые собственные дороги им приходилось прокладывать в острых столкновениях с засильем иностранной музыки. Отечественное искусство не пользовалось сочувствием и поддержкой. Влияние западноевропейских театров в России обеспечивалось всеми государственными привилегиями: итальянские труппы монопольно владели оперной сценой, иностранные владельцы театров пользовались широчайшими льготами, недоступными для отечественного искусства. Преодолевая преграды и нападки со стороны критиков, композиторы «Могучей кучки» упорно продолжали своё дело развития родного искусства и, как писал впоследствии В.В. Стасов, «товарищество М.А. Балакирева победило и публику, и музыкантов. Оно посеяло новое благодатное зерно, давшее вскоре роскошную и плодовитейшую жатву». Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. А. Антокольским. Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства, несмотря на то, что к середине 1870-х годов она как сплочённая группа перестала существовать. Однако с прекращением регулярных встреч пяти русских композиторовразвитие и живая история «Могучей кучки» отнюдь не завершилась. Центр кучкистской деятельности и идеологии в основном благодаря педагогической деятельности Н.А. Римского-Корсакова переместился в Петербургскую Консерваторию, а затем, в середине 1880-х годов - и в «беляевский кружок». В свою очередь, и Милий Алексеевич Балакирев не потерял активность и продолжил распространять влияние, выпуская всё новых учеников, служа на посту главы придворной Капеллы. Но дело не ограничивалось только прямым преподаванием и классами свободного сочинения. На сценах императорских театров исполнялись новые оперы Н.А. Римского-Корсакова и его оркестровые сочинения, были осуществлены постановки бородинского «Князя Игоря» и второй редакции «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского. Всё это и множество критических статей В.В. Стасова постепенно умножало ряды национально ориентированной русской музыкальной школы. Многие ученики Н.А. Римского-Корсакова и М.А. Балакирева по стилю своих сочинений совершенно вписывались в продолжение генеральной линии «Могучей кучки». Они могли быть названы если не поздними членами, то верными последователями. А иногда случалось даже так, что последователи оказывались значительно «вернее» (и ортодоксальнее)своих учителей. Следует отметить наиболее значительные имена продолжателей музыкальных традиций пятёрки композиторов «Могучей кучки» и составивших основную плеяду русских почвенных композиторов начала и даже середины XX века: Антон Степанович Аренский, латышский композитор Язеп (Витоль Иосиф Иванович), Александр Константинович Глазунов, Александр Тихонович Гречанинов, Василий Андреевич Золотарёв, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, Василий Павлович Калафати, Василий Сергеевич Калинников, Анатолий Кондратьевич Лядов, Сергей Михайлович Ляпунов. Конечно, список выдающихся музыкантов необходимо продолжить. Невзирая на некоторую анахроничность и старомодность, даже во времена Александра Николаевича Скрябина, Игоря Фёдоровича Стравинского и Сергея Сергеевича Прокофьева, вплоть до середины XX века эстетика и пристрастия большинства этих композиторов оставались совершенно «кучкистскими» и чаще всего - незыблемыми.

Следует отметить, что влияние русских композиторов «Могучей кучки» распространилось на творчество французских музыкантов. Интересен тот факт, что знаменитая французкая «Шестёрка», собранная под предводительством Эрика Сати (как бы «в роли Балакирева») и Жана Кокто («в роли Стасова») - была прямым откликом на «русскую пятёрку» - так называли в Париже композиторов «Могучей кучки». Статья известного критика Анри Колле, оповестившая мир о рождении новой группы композиторов, так и называлась: «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...