Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко

Биография

Родился 21 марта 1870 г. в г. Ейске Кубанской губернии в многодетной семье военного врача. В 1897 году закончил Киевский университет. Работает врачом, участвует в революционном движении. Под руководством А. Н. Бернштейна и Г. И. Россолимо изучает психологию и приобретает практические навыки в области психологии. Организовал в 1908 году в Москве частную школу-санаторий — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 г. руководил учреждениями, созданными на базе этой школы: Дом изучения ребёнка (1918—1921), Медицинско-педагогическая станция (1920—1924), ректор и профессор Педагогического института детской дефективности с 1920 по 1924. Умер в Москве 30 ноября 1943. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко

Уникальным заведением, в котором осуществлялась социально-педагогическая адаптация детей к жизни, был санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко, который был открыт в 1908 году в Москве. Одно из первых учреждений для аномальных детей в России. В заведение принимались дети с отклонениями в поведении и интеллектуальном развитии от 4 до 16 лет. Одновременно оно могло обслуживать 22 воспитанника. Вся воспитательная система, разработанная В. П. Кащенко и сотрудниками, была направлена на адаптацию детей к будущей жизни. Важнейшее место в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский, отводил трудовой деятельности: «Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка. Ручной труд, стало быть, имея такое важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее, доминирующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших учебно-воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребёнка». В заведении В. П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. Так же как и в педагогической системе К. Д. Ушинского, в воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко придаётся исключительное значение развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, которая интересна детям. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, было применение на всех уроках ручного труда. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и других материалов. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Воспитатели внимательно наблюдали за деятельностью воспитанников, определяли их интересы и наклонности к тому или иному виду труда и помогали им осуществлять интересную для них деятельность. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем жизненного пути. Это видно из следующих слов педагога школы-санатория И. И. Воскобойникова, который описывает глубокий интерес воспитанника к созданию устройства для физических опытов: «Работа … — зачастую неблагодарная и всегда сопряжённая с преодолением препятствий, неизбежных при занятиях во внеурочное время, которого и без того очень мало, — доставляет Никите истинное наслаждение. Элемент творчества, которое он проявляет при этом, несмотря на своё незнакомство с физикой, заставляет думать, что интересы Никиты целиком направлены на сторону технической деятельности».

Активность учащихся в процессе обучения, интерес к учению обеспечивались также максимальной конкретизацией учебного материала на основе использования большого числа наглядных пособий. В этих же целях в ходе учебного процесса использовалась игра.

Следующим принципом, характеризующим систему учебно-воспитательной работы школы-санатория В. П. Кащенко, является максимальная индивидуализация педагогического воздействия на учащихся на основе систематического, глубокого изучения ребенка и учета индивидуальных различий.

При этом педагоги всегда опирались на положительные стороны личности ученика. Выявление этих сторон личности становилось одной из центральных задач при изучении ученика. В основе такого изучения лежало длительное планомерное наблюдение за деятельностью учащихся и их врачебное исследование. Наблюдение за деятельностью учащихся осуществляли педагоги и воспитатели.

Сотрудники В. П. Кащенко отстаивали принципы целостного изучения личности ребенка в процессе его развития. Они выступали против кратковременных, стандартизированных методов изучения ребенка.

Составленные работниками школы-санатория характеристики учащихся отличались тщательностью, яркостью. В них хорошо отражалась динамика развития учащихся и содержались конкретные педагогические выводы. Характеристики, как правило, обсуждались на конференциях работников школы-санатория.

Большой интерес представляет система воспитательной работы школы-санатория В. П. Кащенко. Среди воспитанников школы санатория были дети с различными нарушениями поведения, трудными чертами характера, обусловленными перенесенными заболеваниями центральной нервной системы или ошибками в воспитании. Школа-санаторий ставила перед собой задачу — выправить отклонения в поведении на основе использования системы педагогического воздействия. Сотрудники школы-санатория под руководством В. П. Кащенко разработали стройную, оригинальную для своего времени систему воспитания трудных в поведении детей, обеспечивавшую большой педагогический эффект. В 1918 году санаторий-школа добровольно-принудительной был передан государству. Большинство сотрудников осталось работать на прежнем месте с прежним же руководителем, продолжая лечить и воспитывать проблемных детей. Только на лето приходилось выезжать не в Финляндию, а в подмосковное Пушкино. Соседнее здание, также было национализировано, и в нем разместились организованные В.П.Кащенко учебные курсы, на которых готовили дефектологов. Позднее курсы были преобразованы в институт, а затем - в кафедру дефектологии пединститута.
Стоит отметить, что В.П.Кащенко - основатель коррекционной педагогики в нашей стране. В сферу его деятельности так же входили и логопедия, и сурдопедагогика, и невропатология... Кроме того, В.П. преподавал в МГПИ, читал лекции студентам и врачам. Но в 1926 году молодая советская власть порешила, что негоже держать в заведующих Медико-педагогической станции НКП (так, после ряда переименований, стала именоваться школа-санаторий) старого интеллигента, и на его место пришел специалист "из молодых да ранний", которого в семье профессора до сих пор вспоминают с обидой: по его ли инициативе или при его попустительстве был ликвидирован "Музей уникального детства" -- сперва выкинуты все экспонаты, среди которых к тому времени были не только работы воспитанников, но и немало материалов по истории дефектологии, а затем снесено и само здание, где музей находился, ушли практически все старые врачи и педагоги. Фамилия "молодого, да раннего" ничего, возможно, не говорила старому профессору. Я назову ее. Нового заведующего звали Лев Семенович Выготский (видный советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии, говорит нам википедия: этот факт его биографии стал для меня неприятным открытием).

Семья В.П.Кащенко осталась жить в комнате при Медико-педагогической станции. Сама же станция, претерпев множество усовершенствований и переименований, в 1929 году стала Экспериментальным дефектологическим институтом (ЭДИ), с 1934 по 1943 гг. -- Научно-практическим институтом специальных школ и детских домов, с 1943 по 1992 гг. -- Научно-исследовательским институтом дефектологии, с 1992 г. - Институтом коррекционной педагогики. Перед самой войной при институте в специально построенном на участке здании была открыта экспериментальная школа, но в годы войны в ее помещениях расположилась какая-то "военная" фабрика. И все равно места отчаянно не хватало: на лекции, дискуссии, доклады собиралось столько слушателей, что летом приходилось открывать все окна в "лекционном зале" - и жаждущие послушать, но не поместившиеся в зал, толпились на улице у окон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...