Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение шатрового зодчества




Каменные шатровые храмы на Руси появились на рубеже XV–XVI веков. Но период Смутного времени (1598–1613гг.) ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом,привел практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века. Поэтому, когда в 1620-х годах экономика России достигла уровня, достаточного для возобновления строительства каменных зданий, в архитектуре началось как бы повторение пройденного — репродуцировались старые типы построек.

Известно, что широко распространившееся строительство шатровых храмов было вновь приостановлено уже в 1653 г., в ходе реформ патриарха Никона, как «не соответствующий чину». Так, в одной из храмозданных грамот патриарх Никон предписал: «По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».

 

По мнению историков, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу (т.е. крестово-купольной конструкции). Впоследствии запрет был подтвержден, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.

Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма. В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX–XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI–XVII веков.

Вопрос о происхождении шатровых церквей остается спорным. В научной литературе можно встретить различные, полемизирущие одна с другой, точки зрения.

По одному из мнений ученых, 1) шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей. Предположения других исследователей 2) связывают возникновение шатрового зодчества с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. Шатровая форма церквей оказалась для этих целей наиболее подходящей. Храмы должны были быть высокими, видными издалека. Они не создавались для огромного скопления народа, на что указывает небольшая площадь внутреннего пространство храма. Таким образом, новый архитектурный тип получил определённые функции. Торжественная архитектура, рассчитанная, прежде всего на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.

3) Так же многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Карамзин, И. М. Снегирев, Л. В. Даль, Е. Е. Голубинский, А. И. Некрасов, Г. К. Вагнер). В стремлении русских храмов с XVII века к динамичному, устремленному вверх объёму, действительно есть родство с готическим стилем.

Ряд исследователей (М. А. Ильин, П. Н. Максимов, М. Н. Тихомиров и Г. К. Вагнер) 4) связывали шатровые храмы со старой традицией столпообразных церквей и с архитектурой башен. Столпообразные церкви действительно предшествовали шатровым храмам (церкви Иоанна Предтечи в Дьякове, Преображения в с. Остров (вторая половина XVI в.).

Наиболее выдающийся пример столпообразного храма — знаменитая кремлевская церковь-колокольня, освященная в честь преподобного Иоанна Лествичника — «Иван Великий» (построенная в 1505–1508 гг. и надстроенная в конце XVI в. по приказу Бориса Годунова).

Серьёзные основания имеет мысль о 5) происхождении шатрового каменного зодчества от аналогичного по форме шатрового деревянного, столь распространённого на Руси с древности и до настоящего времени. «Летописец вкратце Русской земли» под 1532 годом говорит: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение Господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». Это летописное сообщение прямо связывает происхождение шатра с деревянным зодчеством.

 

Витославлицы

Но если в деревянных церквях шатёр вынужденно сменил купол по конструктивным причинам, то замена купола шатром в каменном строительстве не связана с проблемой конструкции. Причину возникновения каменных шатров следует видеть в желании придать храму определённый образ (о чем говорилось выше). Действительно, в Москве, и тем более в провинции, вытянутые силуэты деревянных шатровых церквей играли ведущую роль.

Шатровое зодчество несет в себе так же и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию, является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли. Восьмерик на четверике — универсальное число направлений пространства (стороны света — запад, восток, юг, север), но это еще и восьмиконечная звезда — символ Богородицы и сакральное число будущего века — «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, образ лествицы, увиденной св. праотцем Иаковом (Быт. 28, 12). По учению св. отцов, это видение было прообразом Богоматери, что подтверждают слова древнейшего акафиста, прославляющего пресвятую Богородицу: «Радуйся, Лествице небесная, Ею же сниде Бог; радуйся Мосте, преводяй сущих от земли на небо» (Икос 2).

Исторический обзор шатрового зодчества России.

Самым первым шатровым храмом, по последним установленным данным, считается Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровской слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. гг. Хотя ранее к первой шатровой постройке относили всем известную Вознесенскую церковь в Коломенском, возведенную в 1532 году по заказу того же князя. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой первой постройкой этого типа. Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. Вознесенская церковь в Коломенском играла роль монумента в память рождения у Василия III наследника — Ивана Грозного. По мнению некоторых историков создателем ансамбля Александровской слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.

Другим, наиболее известным шедевром шатрового зодчества является центральный придел собора Покрова «на рву» (храма Василия Блаженного) на Красной Площади, о нем мы уже упоминали в нашей статье. Здесь величественный образ шатрового храма послужил памятником победе над Казанским ханством..

Церковь в Троицком — Голенищеве (Москва, 1644–45 гг.). В 1635–38 гг. в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах. Внешне храм очень строен и красив, а его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер.

Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича, построенная в 1628 г. (или в 1630-е гг.) Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Эта композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в стиле «русского узорочья», характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.

Ярчайший пример роли шатра в «русском узорочье» — церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649–52 гг.)

Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е гг.) также служит ярким примером стиля «узорочье».

Помимо измельченных декоративных по форме церквей появившегося в Москве «узорочья», шатры продолжали использоваться в многочисленных церквях Ярославля. Здесь шатрами любили завершать приделы, примыкавшие к большим пятиглавым храмам. Этот прием восходит к собору Богоявленского Авраамиева монастыря в Ростове Великом (придел преподобного Авраамия Ростовского). построен в 1554–55 гг.

В церкви Ильи Пророка (Ярославль. 1647–50 гг.) стройный шатровый придел примыкает к юго-западному углу храма, уравновешивая стоящую с другой стороны шатровую колокольню.

К более раннему периоду, относится известнейшая церковь Преображения в селе Остров под Москвой. (2-я пол. XVI века.)

В Переславле-Залесском на средства Ивана Грозного в 1585 г. была построена церковь митрополита Петра. В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь.

Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, основанном Иваном Грозным так же после взятия Казани (1552 г.)

В XVI веке очень редко совмещали несколько шатров в композиции одного храма, что станет обыкновенным в следующем столетии. Но было исключение. Уникальной постройкой, подражающей Покровскому собору в Москве (храм Василия Блаженного) был ныне не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е гг.). Храм построен князем Владимиром Андреевичем Старицким в столице своего удела. Возведение храма также связано с окончанием казанского похода, в котором Владимир Старицкий сыграл важную роль. Именно поэтому собор подражает главному памятнику взятия Казани — Покровскому собору. Он был разобран «по ветхости» в 1802 году.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., несомненно, является уникальным направлением русской храмовой архитектуры, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Эти уникальные произведения русского гения внесли неоценимый вклад в мировую культуру. И мы вновь и вновь обращаем внимание на то, что многие композиционные поиски этого стиля были настолько плодотворны, что не раз архитекторы последующего времени обращались и поныне обращаются к опыту своих предшественников.

 

Проверочная работа 2.

 

1. Какие признаки позволяют ассоциировать русский храм с понятием «Дом Божий»?

2. –«- «Человек»?.

3. –«- «Корабль»?

4. В чем заключается первая особенность русской храмовой архитектуры?

5.Что означает 1 глава в храме? 5-? 3-? 33-?

6. В чем заключается вторая особенность русской храмовой архитектуры? Привести пример.

7. В чем заключается третья особенность русской храмовой архитектуры? Привести пример и выполнить общий рисунок-иллюстрацию особенности.

4 особенность. Огненные храмы 17 века

После Крещения в 988 году на Руси появилось два типа крупных соборных церквей: это греческие крестово-купольные и русские многоглавые храмы. Начиная с XI века русские зодчие, обученные греками, сначала робко, а потом смелее стали разнообразить крестово-купольные храмы. В середине XII века, в раздробившихся русских землях появились даже самобытные "школы зодчества": Киево-Черниговская, Новгородско-Псковская, Полоцко-Смоленская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская. Но с середины XIII века татаро-монгольское иго затормозило дальнейшее развитее зодчества более чем на 200 лет.

В 1480 году русский народ освободился от ига. В Москве возвели Большой Успенский собор, ставший символом возродившейся Руси, самодержавного Русского Централизованного государства. А с начала XVI века, наряду со строительством канонических крестово-купольных и возрождением русских многоглавых храмов, появилось множество оригинальных бесстолпных храмов разных типов: трех-лопастных, шатровых, ярусных, кубоватых, наконец, огненных.

Огненные храмы оказались самыми своеобразными.
В 1484 году для нового Успенского собора Кремля изготовили в виде небольших храмов два золотых сиона (просфорницы), называвшихся еще иерусалимами. Особенно интересным был Малый Иерусалим. На четырех его стенах виднелись Апостолы (символизировавшие христианизированные народы), а в языках пламени трехъярусного огненного верха - крылатые ангелы (небесные силы). Завершался Иерусалим огненной по форме главой и крестом.
Об огненных небесные силах свидетельствуют христианские писания. "Творяй (Господь) Ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный" (Прокимен). "Приидет Господь... в предшествии их славе чинов Ангельских и Архангельских, все же они - пламень огненный" (Ефрем Сирин). "Престол Его - пламень огнен" (Даниил, VII:9). "Средой огнистых камней" назвал небесные силы Иезекииль.
В Москве в середине XVI века и появились бесстолпные храмы с огненными верхами: либо в виде кокошников круглых (как бы светящихся нимбов), либо "килевидных", островерхих (в виде пламени) как на Малом Иерусалиме. В кокошниках храмов тоже изображались Ангелы или их символы: квадраты, ромбы, треугольники, шары...

Большинство храмов имело кокошники килевидные. От настенного ряда они поднимались по своду вверх либо один над другим (свод крещатый), либо вперебежку (свод сомкнутый, лотковый). Верхний ярус обычно составляли кокошники в основании глав: световых, глухих. Число их в настенных рядах, как и число ярусов кокошников, было различным; имелись храмы с одним, двумя, тремя... шестью, семью кокошниками и их ярусами.
Наиболее сильное впечатление производят храмы, обстроенные придельными церквами с кокошниковыми верхами, такие как церкви Троицы в Хорошеве, Никитниках, Останкине, Покрова в Рубцове, Рождества Христова в Измайлове, Старый собор Донского монастыря в Москве, а под Москвой церкви в Маркове, Архангельском, Николо-Урюпине (храмы двустолпны) и др.

На протяжении XVI-XVII веков в Москве появилось более 300 огненных храмов. "Домы Ангельские" возвышались своими огнистыми верхами по всему городу над его низкой, в основном деревянной застройкой и зеленью садов (сад на Руси тогда называли "Раем"). Церковные главы все более золотились, так что Москву наконец стали называть "Златоглавой". Огненные храмы выступали здесь главными символами Москвы как Золотого Небесного Града Иерусалима.

Вслед за Москвой огненные храмы появились в ХVI-ХVIII веках сначала в ближних, затем дальних русских городах, монастырях, селах: в Коломне, Серпухове, Кашире, Можайске, Волоколамске, Вязьме, Твери, Кашине, Угличе, Ростове, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Великом Устюге, Вологде, Вятке, Галиче, Соликамске, Муроме, Рязани, Туле, Калуге... Многие храмы этих городов не уступали по своим художественным достоинствам храмам столичным, московским.
Появление и распространение по Святой Руси огненных храмов было явлением незаурядным, своеобразным, самобытным. Все они предстают "знаковыми" памятниками русского национального зодчества, русской православной цивилизации. Академик архитектуры А.Павлинов назвал XVII век "золотым веком русской архитектуры".

5 особенность. Многоярусный тип храма.

Многоярусность впервые проявилась как особенность деревянного храмового зодчества. Что диктовалось особенностью материала и требованием к большей выразительности и емкости.

Ярусность чаще и больше всего применялась в колокольнях, поскольку требовалась значительная высота сооружения.

Позже многоярусность стали применять и в каменном строительстве за ее нарядный гармоничный характер, хотя объективной инженерной необходимости в данном типе не было.

Наиболее знаменитые многоярусные храмы:

Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693).

Колокольня Троице-Сергиевой лавры.

Преображенская церковь (1756) из с. Козлятьево Кольчугинского района была перевезена и установлена на берегу р. Каменки в 1967-1968 гг.

6 особенность. Смешанный тип. Сооружения, органично соединявшие в себе разные архитектурные типы.

Церковь Рождества в Путинках в Москве (1649 -
1652).

 

Самостоятельная работа: узнать историю постройки одного из храмов своего города (источник названия, когда и кем построен, выявить к какому типу храмов он относится).

 


Иконостас

XVв. - ЗОЛОТОЙ ВЕК ИКОНОПИСИ.

Создание иконостаса – единой композиции, образованной несколькими рядами икон.

Деисус – главный ряд иконостаса (ядро – Христос, Мария, Иоанн Предтеча)

Светлый или золотой фон икон, резьба по дереву, позолота, драгоценные оклады.

Конкретный историзм – особое почтение местным иконам, изображение святых покровителей местного княжеского дома.

 

Праотцы
Пророки
Евангельские события (благовещение, рождество, успение и др.)
    Св. Петр Арх. Мих. Св. Мар. Иисус Христос Иоанн Предт. Арх. Гавр. Св. Павел    
Тайная вечеря
Местная храмовая икона святого построен а а или праздника, в честь которого храм
б в
орнамент г д орнамент

(а, б, в, г, д) – Царские врата, а – Благовещение; б,в,г,д – евангелисты

 

 

 


а) Феофан Грек – живописец из Византии; фрески, иконы, миниатюры; певучие линии, звучный цвет, эмоциональные образы.

* иконы деисуса Благовещенского собора в Московском Кремле.

* «Богоматерь Донская» - двусторонняя икона в Московском Кремле.

 


б) Андрей Рублев – инок московского Андроникова монастыря, живописец; фрески, иконы, миниатюры; душевный покой, внутренняя гармония; легкие, воздушные силуэты; светлая палитра + крупные, локальные цветовые пятна.

* Росписи и иконостас Успенского собора во Владимире.

* Росписи собора Успения на Городке, Звенигород. «Звенигородский чин»

* Икона «Троица», Троицкий собор Сергиева монастыря близ Москвы; религиозный смысл – единство Бога-отца, Бога-сына и Святого духа; духовный смысл – символ согласия, слияния человеческих душ.

 

Свойства московской иконы: лиризм, духовность, идеально-спокойный мир; гармоничный человек, добрый и милосердный; светлые и прозрачные цвета (голубой, светло-зеленый, золотистый, вишнево-коричневый).

 

Дальше -Черновик - пока не списывать

 

 

Сформировать представление о том, что творчество Дионисия (около 1440 - около 1505 гг.) определило главное направление в живописи конца XV - начала XVI веков: поиска образа совершенного человека; об исканиях, педагогической деятельности Симона Ушакова (1626 - 1686), стремившегося преодолеть художественную догму и добиться правдивого изображения человеческого лица. Выявить характерные особенности творческой манеры Дионисия и Симона Ушакова: удлиненность пропорций, мягкость и плавность движений персонажей, праздничный характер изображения Дионисия и телесности, сдержанной, но отчетливо выраженной объемности построения в работах Ушакова.

Познакомить с работами иконописцев. Росписями Благовещенского и Успенского соборов, иконами «Распятие» и «Св. Петр Митрополит с житием», росписями Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Образ совершенного человека в творчестве Дионисия обретает ангельские черты. Рассмотреть работы Симона Ушакова: икона «Насаждение древа государства Российского», «Спас Нерукотворный». Сделать вывод о том, что образу Спаса недостает одухотворенности русских икон школы Дионисия, но данное ограничение искупается искренним старанием художника воссоздать на иконе возможно правдоподобнее живое человеческое лицо.

Самостоятельная работа: сделать в тетради запись о творчестве иконописцев, перечислить основные произведения.

 

https://vk.com/public121367301

 

Живопись ------------ церковные + светские мотивы

(догматизм) (живость, занимательность)

1. Дионисий и сыновья – праздничность, декоративность; тонкий рисунок, грациозные фигуры, изысканный колорит (бледно-розовый, бледно-зеленый, светло-желтый)

а) Фрески, росписи, иконостасы.

б) Житийные иконы Успенского собора Мос.Кремля (торжественный характер)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...