Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулировка скорости вращения асинхронных двигателей

Контрольное задание

Контрольное задание выдается в виде двух задач посвященных расчетам параметров двигателей с регулируемой частотой вращения, данные для решения заданы в таблицах 1,2.

Номер варианта соответствует двум последним цифрам зачётной книжки, если этот номер больше 30, то необходимо отнять от данного номера 30, или число кратное тридцати, чтобы получить номер варианта. Например: две последние цифры зачетной книжки - 76, тогда 76-2×30=16, следовательно – вариант 16.

Решение задач осуществлять в соответствии с методикой, приведенной после заданий.

 

Задача 1. Посвящена расчету параметров двигателя в двигательном режиме и угла управления в рекуперативном режиме.

Регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения производится по схеме (рисунок 1). Номинальные данные двигателя: мощность Рном; напряжение Uном; угловая скорость ω; ток якоря Iя.ном; сопротивление якоря Rя; постоянная двигателя с Ф; угол управления α; напряжение питания Uп;

Индуктивность якорной цепи предполагается достаточной для обеспечения непрерывности тока якоря и отсутствия пульсаций.

1. В режиме выпрямления (в двигательном режиме) для угла управления α и номинального тока якоря необходимо рассчитать: момент и скорость двигателя и коэффициент мощности.

2.. В режиме инвертирования (рекуперативного торможения) полярность ЭДС двигателя изменяется на противоположную, например путем реверса потока возбуждения. Для этого режима требуется найти угол управления α, при котором в якорной цепи протекает номинальный ток, а также мощность, возвращаемую в питающую сеть.

Рисунок 1.

УПРАВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Тиристорные преобразователи в электромеханических системах

Одним из основных видов регулируемых электромеханических систем являются системы с электродвигателями постоянного тока независимого возбуждения (ДПТ НВ). Для питания якорных це­пей двигателей и обмоток возбуждения двигателей и генераторов используются полупроводниковые преобразователи напряжения. В большинстве современных преобразователей используются ти­ристоры.

Тиристорные преобразователи (ТП) напряжения переменного тока в постоянный имеют высокий КПД, малую инерционность, высокий коэффициент усиления по мощности и высокую надеж­ность, обеспечиваемую быстродействующей защитой и блочным исполнением системы управления. Применение ТП для регулиро­вания напряжения на якоре двигателя постоянного тока позволя­ет на 5... 7 % повысить КПД электропривода по сравнению с сис­темой генератор—двигатель. Тиристорные преобразователи не со­держат вращающихся частей, имеют меньшую массу, чем элект­ромашинные преобразователи напряжения, и не требуют для своей установки дорогостоящих фундаментов.

Основные недостатки ТП: низкий коэффициент мощности при глубоком регулировании выпрямленного напряжения и значитель­ное влияние мощных преобразователей на амплитуду и форму напряжений питающей сети. Кроме того, ТП обладают меньшей помехоустойчивостью и повышенным уровнем излучаемых радио­помех по сравнению с электромашинными преобразователями.

Неблагоприятное влияние на коэффициент мощности ТП ока­зывают высшие гармонические составляющие в кривой тока, по­требляемого преобразователем из сети. Однако основная причина низкого значения коэффициента мощности ТП в режимах с глу­боким регулированием заключается в сильном возрастании по­требляемой преобразователем реактивной мощности при сниже­нии выпрямленного напряжения.

 

Рисунок 2.

 

Функциональная схема ТП представлена на рисунке 1. Входной координатой ТП является напряжение управления Uу , выходной – выпрямленная ЭДС, определяемая как среднее на интервале проводимости значение в установившемся режиме Ed и в переходных процессах e d. Входной блок Б1 преобразует напряжение Uy в угол открывания тиристоров а, а выходной блок Б2 преобразует угол а в ЭДС ТП. Технически блок Б1 представляет собой систему импульсно-фазового управления (СИФУ), а блок Б2 — вентильную группу ВГ. Конструктивно вентильная группа состоит из комплекта тиристоров, предназначенных для опреде­ленного направления тока нагрузки.

На выходную координату ТП оказывает влияние возмущающее воздействие — ток нагрузки Id, который через функциональный блок нагрузки БН поступает на вход блока Б2. Влияние Id на Ed проявляется только в режиме прерывистых токов. В режиме непре­рывных токов ЭДС ТП является функцией только угла открывания.

. Основные уравнения и режимы работы двигателей постоянного тока независимого возбуждения

Рисунок 3.

На рисунке 3 приведена схема двигателя постоянного тока независимого возбуждения ДПТ НВ при питании от выпрямителя, который может быть управляемым или полууправля-


 

Рисунок 4.

Квадранты II и IV соответствуют генераторному режиму работы ДПТ, который предполагает создание усилия на ротор двигателя для управления замедлением приводного механизма. В системе осу­ществляется обратная передача энергии: двигатель получает механи­ческую энергию от приводного механизма и отдает ее в виде элект­рической энергии через преобразователь в питающую сеть или дру­гому потребителю. При этом ДПТ работает в генераторном режиме.

Для вращения двигателя в прямом направлении (квадрант I) Uя, Ея и /я должны быть положительными; скорость и момент также положительными. При торможении из прямого вращения (квадрант II) двигатель вращается в прямом направлении, при этом ЭДС остается положительной. Для обеспечения отрицатель­ного момента и рекуперации энергии ток якоря должен быть от­рицательным. В этом случае питающее напряжение 1/я должно под­держиваться меньше, чем ЭДС Ея.

При вращении в обратном направлении (квадрант III) Uя, Ея и 1я отрицательны. Чтобы момент также был отрицательным, и энергия передавалась бы от источника к двигателю, ЭДС должна удовлетво­рять условию | 1/я I > | Ея |. Полярность Ея должна быть изменена на обратную путем изменения полярности тока возбуждения или пере­ключением зажимов обмотки якоря. При торможении из обратного вращения (квадрант IV) U яи Ея остаются отрицательными. Для создания положительного момента и передачи энергии от двигателя к источнику ток якоря должен быть положительным. В этом случае наведенная ЭДС Ея должна удовлетворять условию \ UЯ\<\ Ея\.

Возможность работы электропривода в одном или нескольких квадрантах определяется выбранным преобразователем.

Преобразователи для регулирования скорости ДПТ подразде­ляются на однофазные и трехфазные. Выбор наиболее подходя­щей схемы для соответствующего применения преобразователя зависит от числа фаз питающей сети, мощности привода, допустимых пульсаций напряжения, необходимости изменения направления вращения и рекуперации энергии в сеть.

Полууправляемый преобразователь обеспечивает работу электропривода лишь на электрических характеристиках, расположенных в одном квадранте, так как направление напряжения и тока на его выходе неизменны. Полностью управляемый преобразователь обеспечивает работу в двух квадрантах, поскольку он дает возможность изменять по направлению напряжение на якоре дви­гателя, однако однонаправленная проводимость тиристоров не позволяет изменить направление тока через якорь двигателя. Пре­образователи с двумя комплектами тиристоров позволяют регу­лировать скорость двигателя во всех четырех квадрантах. Двухком­плектные схемы с полууправляемыми мостами обеспечивают ра­боту электропривода в двух квадрантах.

 

 

Задача 2 Посвящена расчету параметров асинхронного двигателя при инвертировании.

Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором напряжением Uл ; частотой 50 Гц; включен по схеме вентильного каскада (рисунок 5). имеет следующие номинальные параметры схемы замещения (рисунок 6): r, r/, x1, x2/,x12. Отношение чисел витков фаз обмоток ротора к статорным К= w2/w1; Индуктивность L велика, поэтому выпрямленный ток имеет пренебрежительно малые пульсации. Отношение переменного напряжения преобразователя к питающему n2; Момент нагрузки М при n. Рассчитать для случая когда двигатель работает при частоте вращения n1; ток в индуктивности Id; напряжение постоянного тока Ed; угол опережения инвертора β; КПД η. Скорость вращения магнитного поля ω0. Потерями пренебречь.

Рисунок 5 Рисунок 6

Регулировка скорости вращения асинхронных двигателей

Скорость асинхронного двигателя можно регулировать изменением напряжения, подводимого к статору, при этом частота напряжения на двигателе не изменяется и равна стандартной частоте сети 50 Гц.

Для регулирования напряжения на статоре АД в настоящее время наибольшее распространение получили тиристорные регуляторы напряжения (ТРН), которые обладают большим быстродействием, высоким КПД, небольшой стоимостью, простотой обслуживания. Трехфазная схема ТРН для регулирования напря­жения на статоре АД, построенная на основе однофазных схем ТРН представлена на рис. 7, а. Она состоит из шести тиристоров VS1... VS6. В каждую фазу трехфазного ТРН включаются два тири­стора по встречно-параллельной схеме, которая обеспечивает протекание тока в нагрузке в оба полупериода напряжения сети U 1. Тиристоры получают импульсы управления Ua от системы импульсно-фазового управления (СИФУ), которая обеспечивает их сдвиг на угол управления а в функции внешнего сигнала Uу Изменяя угол управления а от 0 до 180°, можно регулировать напряжение на статоре от полного напряжения сети U1 до нуля.

Рисунок 7.

ТАБЛИЦА 1

№ пп Рном, кВт Uном, В ω рад/c Iя ном, А Rя, Ом с∙Ф, В∙с α,град. Uп, В
  7,8       0,35 1,75    
          0,33 1,83    
          0,26 1,68    
  8,7       0,22 1,77    
  11,2       0,21 1,74    
          0,24 1,85    
  10,5       0,31 1,88    
          0,28 1,72    
          0,13 1,68    
  8,5       0,18 1,85    
          0,07 1,83    
          0,05 1,77    
          0,11 1,75    
  19,3       0,08 1,83    
          0,07 1,81    
  22,5       0,1 1,78    
  20,3       0,11 1,82    
  30,5       0,08 1,76    
          0,09 1.72    
  18,5       0,12 1,78    
          0,14 1,75    
          0,05 1,74    
  9,5       0,17 1,77    
          0,08 1,81    
          0,18 1,79    
          0, 12 1,82    

Продолжение ТАБЛИЦЫ 1

          0,06 1,81    
          0,18 1,84    
  11,5       0,16 1,77    
  25,5       0,05 1,76    
          0,1 1,74    

 

ТАБЛИЦА 2

№ пп Uл, В r Ом r Ом x1 Ом x2 Ом x12 Ом К n мин-1 M Н∙м n2 n1 мин-1 ω0 рад/c
    0,02 0,03 0,17 0,28 3,78 0,9     0,4   104,66
    0,04 0,05 0,22 0,45 6,45 0,95     0,45    
    0,08 0,09 0,57 0,88 9,24 0,85     0,35   78,5
    0,03 0,04 0,19 0,31 3,95 0,9     0,4    
    0,09 0,11 0,61 0,92 9,55 0,85     0,5   104,66
    0,05 0,06 0,26 0,48 6,78 0,9     0,45   78,5
    0,05 0,07 0,24 0,51 6,93 0,85     0,4    
    0,04 0,05 0,15 0,25 3,59 0,95     0,35    
    0,03 0,04 0,21 0,43 6,35 0,9     0,4   104,66
    0,02 0,03 0,18 0,27 3,67 0,95     0,45    
    0,07 0,08 0,55 0,85 9,33 0,85     0,35   78,5
    0,09 0,1 0,52 0,87 9,76 0,9     0,4    
    0,01 0,02 0,15 0,26 6,12 0,85     0,5   104,66
    0,04 0,05 0,24 0,45 6,41 0,9     0,45   78,5
    0,03 0,04 0,16 0,23 3,32 0,9     0,4    
    0,05 0,06 0,24 0,47 6,82 0,95     0,35   104,66
    0,02 0,03 0,17 0,22 3,35 0,85     0,4    
    0,03 0,04 0,14 0,26 3,56 0,9     0,45   78,5
    0,04 0,05 0,23 0,47 5,98 0,85     0,35    

 

Продолжение ТАБЛИЦЫ 2

    0,09 0,1 0,48 0,82 10,1 0,9     0,4   104,66
    0,05 0,06 0,25 0,46 7,05 0,95     0,45    
    0,04 0,05 0,23 0,45 6,72 0,85     0,35   78,5
    0,09 0,1 0,52 0,86 9,45 0,9     0,4    
    0,03 0,04 0,18 0,21 3,22 0,85     0,5   104,66
    0,06 0,07 0,22 0,43 6,34 0,9     0,45   78,5
    0,05 0,06 0,24 0,46 6,74 0,9     0,4    
    0,08 0,09 0,55 0,79 9,59 0,95     0,35    
    0,02 0,03 0,16 0,22 3,63 0,85     0,4   104,66
    0,06 0,07 0,23 0,44 6,46 0,9     0,45    
    0,07 0,08 0,51 0,88 9,55 0,85     0,35   78,5
    0,04 0,05 0,24 0,47 6,73 0,9     0,4    

 

 

Пример решения задачи 1.

Регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения производится по схеме (рисунок 8). Номинальные данные двигателя: мощность Рном= 7,5 кВт; напряжение Uном = 230 В; угловая скорость ω= 126 рад/c; ток якоря Iя.ном = 38А; сопротивление якоря Rя=0,3Ом; постоянная двигателя с Ф= 1,74 В∙с; угол управления α=30 град; напряжение питания Uп =260 В;

Индуктивность якорной цепи предполагается достаточной для обеспечения непрерывности тока якоря и отсутствия пульсаций.

1. В режиме выпрямления (в двигательном режиме) для угла управления α и номинального тока якоря необходимо рассчитать: момент и скорость двигателя и коэффициент мощности.

2. В режиме инвертирования (рекуперативного торможения) полярность ЭДС двигателя изменяется на противоположную, например путем реверса потока возбуждения. Для этого режима требуется найти угол управления α, при котором в якорной цепи протекает номинальный ток, а также мощность, возвращаемую в питающую сеть.

Рисунок 8

Решение

1. Режим выпрямления (двигательный режим).

Определяем момент двигателя:

М=с∙Ф∙Iя=1,74∙38=66,1 Н∙м

Напряжение на якоре определяется по формуле:

Пример решения задачи 2

Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором напряжением Uл =380В; частотой 50 Гц; включен по схеме вентильного каскада (рисунок 9). имеет следующие номинальные параметры схемы замещения (рисунок 10): r=0,041 Ом, r/= 0,044 Ом, x1=0,29 Ом, x2/=0,44 Ом,x12=6,,1 Ом. Отношение чисел витков фаз обмоток ротора к статорным К= w2/w1=0,9; Индуктивность L велика, поэтому выпрямленный ток имеет пренебрежительно малые пульсации. Отношение переменного напряжения преобразователя к питающему n2=0,4; Момент нагрузки М=750 Н∙м при n= 910 мин-1. Рассчитать для случая когда двигатель работает при частоте вращения n1=850 мин-1; ток в индуктивности Id; напряжение постоянного тока Ed; угол опережения инвертора β; КПД η. Скорость вращения магнитного поля ω0. Потерями пренебречь.

Рисунок 9 Рисунок 10

 

Без учета параметров двигателя выпрямленный ток равен:

.

Определяем выпрямленное напряжение, которое для инвертора имеет

обратный знак:

 

.

Входное напряжение переменного тока инвертора:

 

.

Так как при ХХ , то:

 

,

откуда .

Скорость определяется следующими независимостями:

;

;

95,24-104,66=


Угол опережения при этом: .

Выходная мощность:

 

.

Действующее значение тока ротора, приведенное к числу витков статора:

Электрические потери в статоре и ротора :

 

Суммарная мощность:

 

Коэффициент полезного действия, %:

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...