Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья как социальный институт.




«Семья как важнейший социальный институт.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение лю­дей, связанное общностью быта и взаимной ответственнос­тью. Первоначальную основу семейных отношений состав­ляет брак. Брак —это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредст­вом которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родст­венные права и обязанности. Но семья, как правило, пред­ставляет более сложную систему отношений, чем брак, по­скольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следу­ет рассматривать не просто как брачную группу, но как со­циальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроиз­водства человеческого рода и регулирующих все связи, вза-

имодействия и отношения на основе определенных ценнос­тей и норм, подверженных обширному социальному контро­лю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образова­ние семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ре­бенка; 3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделе­ние из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существо­вания семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономиче­скими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брач­ной пары — мужа и жены, полигамная —или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с деть­ми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формиро­ванием общества. Процесс формирования и функциониро­вания семьи обусловлен ценностно-нормативными регуля­торами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т., д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нор­мы и санкции представляют собой принятую в данном обще­стве исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядо­чивают и санкционируют их половую жизнь и устанавлива­ют их супружеские, родительские и иные родственные пра­ва и обязанности.

 

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поко­лениями регулировались племенными и родовыми обычая­ми, представлявшими собой синкретические нормы и образ­цы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравст­венных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой харак­тер. Юридическое оформление брака налагало определен­ные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из оп­ределения А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологи­ческое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколе­ния, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физичес­кого здоровья членов общества, уход за детьми и престаре­лыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различ­ных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супруга­ми, родителями и детьми, представителями старшего и
среднего поколений;

д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление опреде­ленного социального статуса членам семьи, воспроизводст­во социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга,взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической за­щиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабили­зация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функци­ями индивида в семейной группе и подразделяемости в пер­вую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколен­ные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования роле­вого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или млад­шим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформу­лировать образ своего поведения, индивид должен точно оп­ределить свое место и место других в ролевой структуре се­мьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя матери­ального достояния семьи. В этом плане немаловажное значе­ние имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хо­тя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому ста­тусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования се­мьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной ро­ли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль ма­териального покровителя других ее членов, но его финансо­вое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при вы­полнении определенных функций, могут характеризовать­ся ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социоло­ги отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправиль­ным их формированием у одного или нескольких членов се­мьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходя­щих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поко­ления одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включа­ет в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предус­матривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает бо­лее высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внут­рисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Осо­бое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточ­ная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовлен­ность к исполнению супружеских и, в особенности, роди­тельских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы се­мьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые наклады­вает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослаб­ления семьи как социального института, изменение ее соци­альных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индиви­дов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяи­ном, часто единоличным собственником имущества, и обес­печивал экономическую самостоятельность семьи, замени-

лись ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической дея­тельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных ре­шений. Это существенно изменило характер функциониро­вания семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негатив­ных для общества последствий. С одной стороны, оно способ­ствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило кон­фликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности» [10, c. 136-141].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...