Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С. В. Рахманинов, музыкальный момент № 1




С. В. Рахманинов, музыкальный момент № 1

П. И. Чайковский, «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»

Обвинять Рахманинова в подражательстве было бы не совсем правильно, но, учитывая, что данный опус был написан еще молодым автором, то влияние лучших образцов русской и мировой фортепианной литературы, наверно, неизбежно.

Окончание 2 части перед репризой – своего рода «каденция» (на основном материале) - виртуозный эпизод, близкий каденциям в инструментальных концертах, когда у оркестра преимущественно паузы, а солист демонстрирует вершины своего исполнительского мастерства.

 

Реприза варьированная. Из-за фигураций, которые являются продолжением «каденции», первоначальный образ несколько «размыт».

Начало репризы ( a2 ) совмещает в себе черты 1 и 2 частей (А и В): от 1 части ( a) – гармонический план, а фактура аккомпанемента – от a1. От 2 части мелодия в репризе растворяется в фигурациях, идущих от каденции. Поэтому материал 2 части на фоне 1-й
и 3-й выделяется ярким тематизмом. Свободно льющаяся мелодия вызывает отдалённые ассоциации с русской песней (здесь, как и везде у Рахманинова, нет прямого заимствования фольклорного материала, но русский национальный мелодизм, хоть
и опосредованно, читается). Переменчивость размера также говорит в пользу этого утверждения. Подобного рода ассоциации возникают и в репризе – арпеджиато в самом первом аккорде репризы и в конце 3 части ( a3 ) – перед кодой. Приём арпеджиато
на сильную долю вызывает в памяти образ былинного сказителя Бояна, под переборы гусель поющего эпические сказания.

Кода начинается возвращением материала 2 части (7/4), но здесь на полтона ниже, чем во 2 части: F-dur вместо Ges-dur. И этот Фа-мажорный трёхтакт является доминантой к сиb-минору – основной тональности, в которой заканчивается кода и вся пьеса. Заканчивается пьеса сдержанно, несколько отрешённо, мелодия растворилась
в фигурациях – «душа уже не поёт», PPP, нисходящий пассаж в конце, тонический органный пункт – настроение конца 1 части усилилось – сдержанность, заданность, монотонность, отсутствие полёта. Материал 2 части «постфактум» воспринимается как яркое воспоминание, то, чего уже нет, что уже почти стёрлось из памяти…

 

Музыкальный момент № 2 ми-бемоль минор, Allegretto

Жанровая природа второй пьесы – скерцо. Но скерцо – не шутка, легкая и изящная,
а динамичное. Здесь мы видим следы «флорестановских» [1] тем Роберта Шумана. Как
во многих пьесах Шумана (в частности, в начале «Крейслерианы»), у Рахманинова музыкальный образ в момент начала физического звучания как бы «застигается»
в развитии. О немецком композиторе напоминает не только общий тон пьесы, но и детали фактурного решения.

С предыдущей пьесой № 1 налицо тональная связь: тональность первой пьесы –
b-moll по отношению к тональности второго музыкального момента - es-moll – является тональностью натуральной доминанты, причём и начинается вторая пьеса
с доминантового секстаккорда (D6):

На протяжении всей пьесы звучат интонации «вздоха», «стона» - нисходящие секунды.

Вторая пьеса цикла очень экспрессивна, воспринимается как сильный эмоциональный выплеск. Этим можно объяснить резкие динамические перепады: p – sf, pp – f, f – p. Преобладает одно настроение, один образ, поэтому фактура произведения выдержана в одном ключе, единообразна.

Форма пьесы – сложная 3-частная с первой частью – периодом повторного строения, с развивающей серединой и точной репризой.

А В А Кода
а а период развивающая а а  
16+16 52 16+16

 

Несмотря на всю свою экспрессивность, динамичность, в форме 2-й пьесы прослеживается чёткая квадратная структура, точная повторность, которые как бы сдерживают этот стихийный поток. В построении первоначальной темы – структура суммирования: 1 такт (синкопа) + 1 такт (синкопа) + 2 такта (нисходящие секундовые интонации и снова синкопа). Нарушает квадратность лишь средняя часть (52 такта). Она развивающая, основана на основном материале а, но в ней особенно ярко звучат нисходящие секунды – интонации lamentо – жалоба, стон, плач:

 

 

В крайних частях в синкопированном ритме изложенная октавами мелодия движется волнами, а средняя часть начинается нисходящим движением. Мелодия изобилует хроматизмами. Синкопы пронизывают всю пьесу, особенно нарочито синкопа восьмая-четверть с точкой («пунктир наоборот»), подчёркнутая громкой динамикой, звучит
в средней части, придавая пьесе большее беспокойство:

Во 2 части развитие идёт волнами (3 волны – 12+20+20 тактов), «вершины волн» - динамические акценты и синкопы, кульминация средней части и всей пьесы – мелодия изложена аккордами ff.  

Средняя часть настолько динамична, напряжённа, что может быть сравнима
с разработкой сонатной формы (подобный вид середины мы встречаем и в 4-м и 6-м музыкальных моментах – во всех чётных - динамических).

Кода построена на материале средней части (интонации lamentо ). Последний 4-такт коды – фактура меняется на аккордовую – будто бы нашлась внешняя сила обуздать этот поток чувств. И этим протягивается «мостик» к следующей пьесе № 3, где как раз аккордовая фактура преобладает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...