Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыка конца XIX - начала XX веков




 

Существенные изменения в начале XX века произошли и в музыке. Открылись консерватории в Саратове, Одессе, Киеве, наряду, с уже действующими в Москве и Петербурге. Появились формы музыкального «внешкольного образования»: в 1906 г. в Москве при содействии русского композитора, педагога, пианиста, учёного, музыкального общественного деятеля С. И. Танеева (1856-1915гг.) была открыта народная консерватория.

В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, повышался интерес к внутреннему миру человека, философско-этическим проблемам. Знамением времени стало усиление лирического начала в музыке.

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908гг.) русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик - в этот период является основным хранителем и представителем творческих принципов «Могучей кучки». Композитор написал полную лиризма и драматизма оперу «Царская невеста» (1898г.), затем «Сказка о царе Салтане» (1900г.), «Сервилия» (1902г.), «Кащей бессмертный» (1902г.), «Пан воевода» (1904г.), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907г.), «Золотой петушок» (1909г.).

Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве русского композитора, пианиста, дирижёра С. В. Рахманинова (1873-1943гг.) и русского композитора и пианиста А. Н. Скрябина (1872-1915гг.). Оба они были выпускниками Московской консерватории. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, С.В.Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследником П. И. Чайковского. Идейно-художественный мир А.Н. Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием.

В начале XX столетия центрами музыкальной жизни России были Мариинский (Санкт-Петербург) и Большой (Москва) театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью Московской частной русской оперы (С. И. Мамонтова, а затем — С. И. Зимина). На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант выдающегося русского оперного, камерного певца (высокий бас) и актера Ф. И. Шаляпина (1873-1938гг.), занимавшегося также живописью, графикой и скульптурой. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал А.М. Горький (Пешков) (1868-1936гг.).

 

Российские меценаты

Меценатами были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие.

На Руси благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей.

Расцвет меценатства в России наблюдается в конце XIX-го – начале XX-го веков. Этот период справедливо назван его «золотым веком» и порой подлинного расцвета. Это время окрашено деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в одной Москве меценатами были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.

По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела.

Такими стали Третьяковская галерея, также Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств (на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 миллиона рублей). Благодаря меценатству возникают Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и многое другое. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. В этой семье и отец, и дочь были страстными любителями и поклонниками книжного дела, они многое сделали для пропаганды книг в стране. Все российские меценаты обладали рядом общих черт: социальной значимостью, демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давнимитрадициями благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями, личностными качествами.

Третьяков Павел Михайлович (1832-1898гг.) В.В. Стасов, выдющийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».

Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобная идея - положить начало общественного, всем доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до П.М.Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене П.М.Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, однако раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси. «От Вас крупное имя и дело останется», — таким пророчеством ещё в 1876 году одарил Третьякова критик В.В. Стасов.

Павел Михайлович Третьяков - российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи, переданной в дар Москве и получившей название «Третьяковской».

Родился в Москве 15 декабря 1832 года в потомственной купеческой семье. Как и многие люди его круга, получил домашнее образование. Ещё с детства П.М. Третьяков полюбил гравюры и литографии с историческими и вообще интересными сюжетами и ревностно собирал их, покупая большинство на рынке, в маленьких лавочках.

С четырнадцати лет вместе с братом Сергеем занимался торговыми делами: семья владела сначала «лавками с палатками», а затем «магазином полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных». Позднее Третьяковы приобрели фабрики в Костромской губернии.

Современники считали Павла Михайловича «тихим и загадочным». Третьяков был богатым купцом, но разносолов не любил, был скромен в еде и в быту. Всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя и очень ценил время, которое расписывал, как педант, по минутам.

Осенью 1852 года П.М.Третьяков, подведя итог ярмарочной торговле, едет в Петербург, который произвёл на него неизгладимое впечатление. Восемнадцать дней в северной столице, восторженные впечатления от театров, выставок, посещение Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств окончательно утвердят его в решении собрать коллекцию картин. Это стремление станет идеей и смыслом всей его жизни.

Частное собрание картин Павла Михайловича Третьякова начинает складываться с 1856 года с приобретения у художника Шильдера небольшой картины «Искушение». С первых шагов собирательской деятельности он сосредоточил внимание на произведениях русских живописцев, так как с самого начала он хотел создать национальную художественную галерею. Первые картины размешались в жилых комнатах бельэтажа дома в Лаврушинском переулке, который занимала семья Третьякова. Коллекция активно пополнялась заказами художников. К 1860 году были приобретены полотна В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», И.П. Трутнева «Крестный ход», А.К. Саврасова «Вид на Ораниенбаум», К.Н. Филиппова «Севастополь» и небольшие этюды А.Г. Гаравского, Н.Е. Сверчкова, И.И. Соколова.

В этом же 1860 году Павел Михайлович составляет завещание, в котором определяет цель своей коллекционной деятельности: «... для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Исходя из поставленной задачи, в дальнейшем П.М.Третьяков подходил уже и к подбору картин в галерею не как любитель живописи, а как историк искусства, стараясь не пропустить чего-либо характерного и значительного для русской живописи. Поэтому он довольно часто приобретал не только то, что соответствовало его личному вкусу, но и то, что лично ему не нравилось, но казалось необходимым для полноты представления о художественных процессах, происходивших в России во второй половине XIX века. «Картинная галерея П.М. Третьякова мало похожа на другие русские галереи. Она не случайное сборище картин, она - результат знания, соображения, строгого взвешивания и всё более глубокой любви к своему дорогому делу», — писал В.В.Стасов.

П.М.Третьяков всё делал основательно. Не имея специального искусствоведческого образования, всю жизнь жадный до знаний, он объездил Германию, Италию, Францию, Англию, Австрию, Скандинавию... Всюду посещал выставки, салоны, галереи, музеи. Это и были его университеты. Художественное чутьё, тонкое и глубокое знание живописи, которым отличался П.М.Третьяков, было результатом большого труда по её изучению. Он часто посещал Петербург, бывал в мастерских художников, много и подолгу беседовал с ними, постигая основы мастерства, специфику работы. Он хорошо знал технологию живописи, свойства красок, умел крыть лаком картины, без помощи реставраторов удалял повреждения в холсте, заделывая трещины в красочном слое, промывал загрязненные холсты.

Художники в Третьякове видели не покупателя картин, а друга и помощника. Зная, что картина может попасть в галерею Третьякова, они часто уступали её за более низкую цену, чем предполагалось ранее.

П.М. Третьяков делал приобретения на выставках и непосредственно в мастерских художников. В 60-е годы галерея пополняется полотнами К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», В.Г. Перова «Крестный ход», «Живописец-дилетант», «Фомушка-сыч», М.К. Клодта «Последняя весна», «Осень», «Закат», И.И. Шишкина «Рубка леса», В.И. Якоби «Привал арестанта» и многими другими.

Ко времени создания «Товарищества передвижных выставок» собрание П.М. Третьякова было уже хорошо известно любителям живописи и художникам. Ежегодно устраиваемые выставки передвижников (с 1871 года) стали источником пополнения коллекции Третьякова. Манера его держаться в мастерской и на выставках — величайшая скромность и молчаливость. Никто никогда не мог сказать наперед, какая картинапривлекла его внимание и может быть им куплена.

В конце 60-х - начале 70-х годов XIX столетия у Павла Михайловича Третьякова возникает план создания галереи портретов выдающихся русских деятелей науки, литературы и искусства. До него такая простая мысль никому не приходила в голову.

Первым был заказан портрет выдающегося русского актёра Михаила Семёновича Щепкина (1788–1863гг.). Опасался Павел Михайлович, что уйдёт старик из жизни и не останется потомкам изображения любимого артиста. Затем П.М.Третьяков покупает портрет Н.Кукольника, портрет Н.В.Гоголя. Далее увлекает этой идеей лучших художников своего времени: В. Перова, И. Крамского, И. Репина и заказывает им портреты интересующих его лиц, проявляя при этом удивительную человеческую мудрость и чутьё. П.М.Третьяков писал письма писателям, уговаривая их позировать, некоторых упрашивал годами. В течение почти трёх десятилетий, несмотря на все трудности, он, воплощая свой замысел, формировал портретную галерею. Без него не осталось бы прижизненных портретов Гончарова, Л. Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского. Художник И.Е. Репин так писал об этой галерее: «Портреты, находящиеся у Вас, представляют лица, дорогие нации, её лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в её лучшее будущее и боровшихся за эту идею». Следует отметить, что 70-80-е годы XIX века - наиболее активный период формирования картинной галереи П.М. Третьякова. Это было связано и с успехом коммерческой деятельности его семьи, а, следовательно, с возросшими доходами, но в большей степени — с расцветом деятельности передвижников, созданием ими в этот период наиболее значительных работ. В эти годы были созданы выдающиеся картины, такие, как «Оттепель», «Мокрый луг» Ф.А. Васильева, «Грачи прилетели» А.К.Саврасова, «Христос» И.Н. Крамского, «Берёзовая роща» А.И. Куинджи, «Иван Грозный и его сын Иван», «Царевна Софья», «Крестный ход», «Не ждали», «Отказ от исповеди» И.Е. Репина, «Рожь», «В лесу», «Горелый лес» И.И. Шишкина, «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове» В.И. Сурикова и многие другие, составившие гордость и славу Третьяковской галереи.

Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. В 1874 году П.М. Третьяков приобрёл у В.В. Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрёл и на аукционе, проходившем в 1880 году.

П.М.Третьякову удалось собрать и целую галерею этюдов А.А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера.

В 1885 году П.М. Третьяков приобрел у В.Д. Поленова 102 этюда, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине.

У Виктора Михайловича Васнецова П.М.Третьяков купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.

Позднее, стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров XVIII — первой половины XIX веков. Почти никто из современников Третьякова не уделял такого внимания и интереса полотнам XVIII века, как он. Ему приходилось разыскивать картины по антикварным магазинам, уговаривать частных лиц уступить фамильные портреты в галерею. Таким образом, было собрано 36 полотен И.Н. Никитина, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д. Левицкого, В.Л. Боровиковского, И. П.Аргунова.

На рубеже 1870-1880-х годов П.М.Третьяков не ограничивается приобретением картин и этюдов. С этого времени в круг его интересов попадают и рисунки русских художников. К 1893 году в его коллекции эти рисунки составляют 471 предмет.

В 1890-е годы у П.М.Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Именно тогда широко распространяется интерес к иконам как к произведениям искусства. Павел Михайлович, составляя национальную галерею, не мог не отдать должного внимания древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И.Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности П.М. Третьяков приобрёл 62 иконы.

П.М. Третьяковым в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

В связи с постоянным пополнением коллекции остро встал вопрос о её размещении. Собрание приобрело такую известность, что многие любители живописи желали бы с ним познакомиться, но расположенные в жилых комнатах полотна делали очень обременительным такие посещения для семьи Третьяковых.

Ещё в 1872 году Павел Михайлович принимает решение о строительстве специального помещения для коллекции (архитектор А. Каменский проектировал и строил галерею и все последующие пристройки к ней). Здание было закончено в 1874 году, и коллекция разместилась на двух этажах: второй этаж был отдан полотнам современных художников, а первый - работам старых мастеров.

Дом в Лаврушинском переулке достраивался ещё несколько раз: вторая пристройка была сделана в 1882 году, за ней последовала в 1885 - третья, в 1892 - четвёртая. Весь верхний этаж галереи (4 зала) был отдан картинам художников XVIII - XIX вв., причем расположены они были в хронологическом порядке.

В 1892 году скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своём завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

По значимости своего собрания галерея вошла в один ряд с крупнейшими музеями России того времени. Она стала одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней почитали за честь не только русские люди, но и многие иностранцы, начиная от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.

В августе 1892 года Павел Михайлович Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. К этому времени в собрании насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». По воспоминаниям современников, после передачи галереи Москве император Александр III хотел даже даровать Третьякову дворянство. Павел Михайлович Третьяков отказался.

Передав галерею родному городу Москве, сделав её достоянием России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять её собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. Например, в первый год он пополнил собрание тридцатью картинами, двенадцатью рисунками и мраморной статуей М.М. Антокольского «Христианская мученица».

Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893 года.

Уже тяжело больной Павел Михайлович Третьяков в 1898 году едет в Санкт-Петербург на выставку, где делает последнюю свою покупку — эскиз И.И.Левитана к картине «Над вечным покоем». Наверное, Павлу Михайловичу было грустно смотреть на этот необозримый простор воды и неба, на старенькую церквушку, одиноко светящееся оконце, покосившиеся кресты забытых могил. Его самого уже сильно мучили боли, любимая жена также была тяжело больна, молчал и опустевший дом в Лаврушинском, все дочери повыходили замуж и разъехались. Но вряд ли ему было страшно перед «Вечным покоем». Смерть ведь бесследно поглощает лишь тех, кто ничего не оставляет после себя. А он оставлял. И знал это.

Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве 4 декабря 1898 года; похоронен на Даниловском кладбище. В 1948 году его прах перенесён на Новодевичье кладбище

Петр Иванович Щукин (1853-1912гг.) – купец, меценат, собиратель российских ценностей был одним из шести сыновей купца первой гильдии Ивана Васильевича Щукина. Традиционным бизнесом семейства Щукиных была торговля мануфактурой. Дед Петра еще оставался «сидельцем в амбаре» (то есть продавцом в лавке), когда его сын - Иван Васильевич занялся оптовой торговлей, проявив в этом немалую оборотистость и напористость. Очень скоро он сумел выбиться из среды мелких лавочников, вошел в десятку крупнейших оптовиков, основал собственную торговую фирму. Удачная женитьба на Екатерине Боткиной - дочери владельца известного торгового дома по продаже чая и сахара, еще более укрепила его позиции в торговом мире.

Целых 24 года понадобилось отцу Петра Ивановича Щукина, Ивану Васильевичу Щукину (после вступления в 1832 году в права наследства своего отца) для восхождения к новому общественному положению, которое он уже прочно занял к моменту рождения первых сыновей. И одной из главных забот его стала задача дать детям (а всего их у Ивана Васильевича было десять - шесть сыновей и четыре дочери) хорошее образование. Не хуже, чем в дворянских семействах, на которые купечество старалось равняться, перенимая у них многие правила «хорошего тона

Среди своих братьев Петр Иванович Щукин был, пожалуй, самой колоритной фигурой. Он не умел ограничить себя одной темой, скупая все подряд. С годами собирательство у него превратилось почти в манию. Непритязательный в быту, он был крайне скуп в тратах на себя. В доме было почти бедно. «Торгуясь из-за бутылки вина в ресторане, выдавая домашним треснутые чашки и кофейники без крышек, Петр Иванович ничего не жалел только для одного любимого детища - своего музея».

Начал он собирать по-дилетантски, выискивая по лавкам сначала портреты известных личностей. Позднее скупал редкие издания, гравированные листы, персидские ковры, изделия японских, китайских и индийских мастеров. А вскоре переключился на русские древности, интерес к которым поглотил его целиком. Собрание разрасталось и уже не вмещалось в довольно просторном особняке. В 1892 году он начинает строить новое здание под будущий музей, а уже в 1895 году частный музей П.И.Щукина открыл свои двери для посетителей.

В поисках редких вещей Пётр Щукин специально ездил в Ярославль, Суздаль, Ростов Великий. Петр Иванович продолжал закупки у антикваров и старьевщиков. Товар к нему привозили, чуть ли не со всей России целыми подводами. «В сказочном тереме на Малой Грузинской (ныне это здание занимает Биологический музей имени К.А. Тимирязева) хранились драгоценные памятники отечественной культуры: старинное оружие, ключи, часы, самовары, ордена, медали, ткани, древние рукописи, архивы знатнейших дворянских фамилий. Собрание очень быстро множилось, так что пришлось соединить с музеем жилой дом, также приспособив его для коллекций».

К 1905 году у Петра Ивановича окончательно созрело решение - подарить весь созданный им музей городу. В апреле 1905 года коллекция, насчитывающая более 300 тысяч предметов, стала филиалом Исторического музея, получив наименование – «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III - Музей П.И.Щукина».

За этот поступок П.И. Щукин был награжден орденом Станислава 2-й степени и генеральским чином, дающим право именоваться «Ваше превосходительство». П.И.Щукин не скрывал удовольствия от такой оценки своего дара. «В Москве тихо посмеивались над чудачествами новоявленного генерала, поговаривали, что даже в баню он ездит в полной форме с орденами, а посетителей музея встречает в барашковойшапке с галунным крестом, не желая расставаться с ними и в саму жару…».

После революции имя его, как и многих других, было предано забвению. Но зато главное детище мецената осталось в сохранности, и теперь мы имеем возможность по достоинству оценить труд всей жизни собирателя и мецената Петра Ивановича Щукина. Ныне сокровища из коллекции Петра Ивановича хранятся также в Оружейной палате Московского Кремля, Третьяковской галерее, Российской Государственной библиотеке.

Благодаря таким страстным и последовательным «фанатам», как Петр Иванович Щукин, Сергей Иванович Щукин, Дмитрий Иванович Щукин, в обществе утверждались новые стандарты «хорошего тона». Не без их участия становились нормой такие понятия, как – «общественное благо», «милосердие», «общественная польза»… И может быть, именно в этом и заключается главная миссия этих лучших представителей элиты купеческого предпринимательства рубежа XIX-XX веков, своими трудами сотворивших миф о «золотом веке российской благотворительности и меценатства».

Сергей Иванович Щукин (1854-1936гг.) - известный московский купец, меценат, коллекционер французской живописи, основатель общедоступной частной галереи.

С.И. Щукин входил в состав Московского учетного банка, был совладельцем и директором текстильной фирмы «Эмиль Циндель» и Даниловской мануфактуры. Имел также звание советника коммерции и успешно руководил семейным предприятием Щукиных. О его сделках и деловых комбинациях ходили легенды. Расцвет коммерческой деятельности пришелся на время всероссийской стачки в 1905-ом году. Тогда С.И. Щукину удачно удалось скупить весь мануфактурный товар и завладеть монополией на рынке.

Сергей Иванович одним из первых открыл в России творчество французских художников-импрессионистов. В его коллекции были произведения П. Гогена, В. Ван Гога, Э. Дега, А. Марке, А. Матисса, К. Моне (13 полотен), П. Пикассо (50 работ), К. Писсарро, П. Сезанна, П. Синьяка, А. Руссо.

С 1895 г. С.И. Щукин стал собирать коллекцию картин, купив несколько пейзажей норвежского художника Ф.Таулова. С.И.Щукин увлекся новой западной живописью. Среди первых приобретений С.И. Щукина были картины Дж.Уистлера, Пюви де Шаванна, П.Синьяка, П.Сезанна.

В 1896 году его родственник Ф.В. Боткин, постоянно живший во Франции, познакомил С.И. Щукина с творчеством импрессионистов.

В 1897 г. он приобрел первую в России картину К.Моне «Сирень», затем еще 12 полотен этого мастера, в том числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Чайки» и знаменитый «Завтрак на траве». Купил также 16 картин П.Гогена («Автопортрет», «Сбор плодов», «Женщины на берегу моря» и другие).

Считается, что полотно К.Моне «Скалы в Бель-Иль», купленное С.И. Щукиным в ноябре 1898-го года, является первой картиной К.Моне, появившейся в России.

В 1905 г. С.И.Щукин на Парижской выставке впервые познакомился с работами А.Матисса, в 1906 г. побывал в его мастерской.

К 1908 г. в собрании Щукина насчитывалось 80 картин.

В этом же 1908 г. во время очередного пребывания С.И. Щукина в Париже Матисс познакомил его с молодым П.Пикассо, у которого С.И. Щукин приобрел две его картины. Следует отметить, что с 1908-1914гг. П.Пикассо существовал главным образом на средства С.И.Щукина, купившего у художника свыше 50-и его работ. Вместе с произведениями Матисса они составили главную ценность коллекции. С.И.Щукин познакомил москвичей также с картинами А.Руссо, (составляющих 76 работ в собрании С.И. Щукина).

С 1909 г. каждое воскресенье особняк в Большом Знаменском переулке был открыт для посетителей: Щукин сам знакомил их с произведениями нового западного искусства.

Известно, что любимым художником у С.И. Щукина был Анри Матисс. С ним Сергея Ивановича связывали дружеские отношения. В галерее насчитывалось 38 полотен этого художника, в том числе два огромных панно – «Танец» и «Музыка», которые в 1909-1910 гг. Анри Матисс выполнил по заказу С.И.Щукина для декоративного оформления лестницы московского особняка Щукина.

Помимо этого, в 1910-е годы С. И. Щукин был избран почетным членом Общества художников «Бубновый валет». Наряду с другими художниками, литераторами, театральными деятелями и меценатами он также состоял членом Общества искусств.

В 1911 году Матисс по приглашению С.И. Щукина гостил у него в Москве.

В 1912 г. коллекцию пополнили полотна импрессионистов из собрания его брата – П.И. Щукина.

К 1914 г. в коллекции уже находилось 256 произведений, в том числе М. де Вламинка, Гогена, В. ван Гога, Э.Дега, А.Дерена, А.Марке, К.Писарро, Сезанна, О.Родена, Руссо, Синьяка, А.Сислея, А. де Тулуз-Лотрека.

К 1914 г. в коллекции С.И. Щукина насчитывалось 37 картин Матисса, не считая панно «Танец» и «Музыка». Предприниматель совершил поездку в Египет, откуда привез купленные в Каирском музее произведения африканской скульптуры, которые также вошли в состав его коллекции.

В завещании, которое было составлено ещё в 1908 году, С.И. Щукин завещал всю свою коллекцию Российскому государству. Вскоре после революции он эмигрировал за границу.

Тот факт, что развитие русского авангарда 1910–20-х годов взошло не на пустом месте, оспаривать трудно. Этому предшествовало знакомство и изучение новых направлений в искусстве западной живописи, также и через коллекцию картин С.И.Щукина, через российское художественное сообщество, состоящее из купцов-меценатов, скупавших новые картины французских экспериментаторов и активно пропагандировавших их идеи. Имена Ивана Морозова, Ильи Остроухова и других русских покровителей европейских художников по праву занимают почетное место в истории изобразительного искусства.

Однако среди многих имён имя Сергея Ивановича Щукина стоит особняком. Что именно побудило застенчивого заику, потомственного старообрядца, человека уже немолодого и предельно далекого от любых радикалистских течений, увлечься живописью не просто новой, но ультрасовременной, сказать сложно. Следует отметить, что именно С.И. Щукину удалось собрать лучшую в России (да и не только в ней) коллекцию работ французских импрессионистов и постимпрессионистов, а также стать тем, кого Анри Матисс и Пабло Пикассо почтительно именовали своим «идеальным патроном». (После революции коллекция С.И. Щукина была национализирована и расчленена: сегодня картины из его собрания, разбросанные по разным залам, можно видеть в ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитаже.)

Личность сложная и противоречивая, Сергей Иванович Щукин был дерзким новатором, который не побоялся эпатировать московскую публику, он распорядился закрасить «признаки пола» у одной из фигур знаменитой матиссовской «Музыки». Прагматичный и безжалостный к конкурентам коммерсант, он тратил на живопись целые состояния.

Природный домосед, больше всего ценивший покой своего уютного особняка на Знаменке, С.И. Щукин объездил полмира, побывал в самых диких и экзотических его уголках. История его жизни читается как роман.

С.И. Щукин обладал феноменом коллекционера, необыкновенным даром распознавать новые художественные явления, способностью безошибочно определять качество произведения, которое он приобретал для коллекции, не перестают поражать. Надо отметить, что коллекционерской страстью были заражены все братья Щукины. Все собранные работы, висевшие в особняке на Знаменке, были доступны в 1900-х годах для обозрения публики. Особняк С.И. Щукина за сорок лет до появления Музея Соломона Гуггенхайма и Центра Жоржа Помпиду стал единственным местом, где можно было воочию наблюдать за революционными преобразованиями, происходившими в искусстве. С.И. Щукин единственный из русских собирателей современного искусства, который не купил ни одной работы русского художника. Его заслуга была иной: само существование коллекции вдохновило целое поколение русских художников, дало шанс познакомиться с новым искусством, доступным лишь немногим из их зарубежных коллег-сверстников. Посещение щукинского особняка становилось импульсом для творчества рождающихся новых мастеров, набирающих силу русского авангарда – Казимира Севериновича Малевича (1878-1935гг.), Татлина Владимира Евграфовича (1885-1953гг), Ларионова Михаила Фёдоровича (1881-1964гг.).

В 1918 году С.И. Щукин уехал в эмиграцию (скончался в 1936 году в Париже), а его галерея подверглась национализации, причем под номером первым, и претерпела много трансформаций. Первоначально коллекция оставалась в особняке коммерсанта на Знаменке, где был открыт Первый Музей новой западной живописи. Затем он был слит с бывшим собранием купца Ивана Морозова и перевезен в Государственный музей нового западного искусства.

Далее в 1946 году по указанию И.В.Сталина ГМНЗИ был расформирован, первоклассную коллекцию поделили между Эрмитажем и Пушкинским музеем, объявив её «формалистической», почти на 30 лет спрятали в запасники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...