Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Закономерности и принципы воспитания в педагогике




 

Эффективность образовательного процесса зависит от того, насколько хорошо учитель знает законы и принципы воспитания и умеет применять их в повседневной практике.

Образовательные паттерны можно выделить:

- образовательный процесс происходит исключительно на основе активности и взаимодействия ребенка с окружающей средой;

- учебно-развивающая деятельность, с помощью которой они выполняются, определяет фактические индивидуальные потребности данного ребенка в текущий момент развития его психики и навыков;

- усилия ребенка и учителя в совместном учебном процессе прямо пропорциональны;

- качественное развитие ребенка возможно, если его право свободно выражать свои чувства и отношения реализуется в условиях доброты и безопасности;

- каждый эпизод учебной деятельности должен сопровождаться или заканчиваться успешным ребенком при поддержке учителя.

Вышеупомянутые закономерности отражают современные требования к методам, инструментам и содержанию учебно-тренировочного процесса. На этих моделях строятся основные принципы воспитания.

Перечислим требования, которым должны соответствовать принципы воспитания:

- обязанность. Это требование диктует необходимость в полной мере и беспощадно внедрять принципы воспитания в профессиональную деятельность;

- сложность. Речь идет о том, что на всех этапах образовательной деятельности все принципы должны применяться одновременно; [7, с. 19]

- эквивалентность. Это требование повторяет предыдущее. Нет более-менее важных правил воспитания: все они обязательно должны выполняться с равным усилием и вниманием, что исключит любое нарушение учебного процесса.

Принципы воспитания включают:

Персонификация

Многие современные исследования ясно показывают чрезвычайную важность учета индивидуальных особенностей и способностей ребенка.

Персонификация - это обучение, основанное на личностных качествах: уже существующих установках, предпочтениях, ценностных ориентациях, «рабочих» мотивах деятельности, направленности развития личности ребенка.

Принцип персонификации предполагает, что учитель:

- постоянно изучает индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников;

- умеет распознавать реальный уровень сформированности мышления ребенка, его мотивации, интересы, установки, отношения к жизни и работе;

- регулярно вовлекает каждого ученика в образовательную деятельность, которая соответствует текущим способностям ребенка, но усложняется в процессе обучения, что обеспечит необходимый прогресс для развития личности;

- своевременно выявляет и устраняет факторы, препятствующие достижению поставленных целей; меняет тактику обучения в соответствии с новыми условиями;

- максимально полагается на активность собственной личности;

- создает сочетание обучения ученика и самообразования личности;

- способствует развитию самостоятельности, инициативы и творческой составляющей у их учеников. [12, с. 258]

Эти меры позволяют избежать грубого упрощения подходов, привязанных к возрасту и личности, позволяют учителю более глубоко видеть эволюцию процессов. Учителю следует учитывать множество индивидуальных особенностей; в частности, мы выделим такие, как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, волю.

Природосообразность.

Хорошо известно, что наследственные факторы играют важную роль в развитии человека. В целом это основной принцип педагогики и называется принципом соблюдения природы.

В целом этот принцип отражает отношение к каждому человеку как к стихии природы, предполагает принятие за основу природных сил человека и создание благоприятного фона для его развития. Долгое время принцип гармонии с природой незаслуженно игнорировался в педагогике. Современные модели учебно-дидактических процессов возвращаются к этому принципу, что позволяет учителям точно понимать возможности учащихся.

Принцип культурной совместимости в педагогике заключается в учете в образовательной деятельности внешних условий, в которых живет человек, а также культуры всего общества. [9, с. 410]

Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на человеческом способе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Гармония развитой личности выражается в балансе индивидуальности и социальности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. По сути, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического образования.

Дифференцированный подход предполагает учет возраста и индивидуальных особенностей человека.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...