Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действия участников дебатов




ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»

Дебаты - это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально дебаты создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии.

Технология дебатов является эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Традиционные дебаты - процесс, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Особо важна возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности.

Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированное:

  • жесткий временной лимит выступления каждого участника,
  • четкие ролевые предписания,
  • запрет на нерегламентированные высказывания,
  • возможность высказать определенную точку зрения только один раз.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям:

  • четкость и конкретность формулировки;
  • однозначность понимания;
  • перспективность для обсуждения;
  • значимость для воспитанников.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Подготовка включает в себя следующие операции:

1. Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
2. Определение исходного тезиса дебатов.
3. Подбор, изучение и анализ основной литературы.
4. Распределение ролей.
5. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
6. Разработка экспертами критериев оценки.
7. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Знакомство
Сначала организатор (педагог) знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:

  • в дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные - в роли зрителей, которые подбирают аргументы "за" и "против", формулируют вопросы);
  • к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;
  • в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
  • каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
  • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
  • спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
  • эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Определение исходного тезиса дебатов
Педагог может предложить несколько тем для проведения дебатов, однако лучше, если тезис сформулируют сами учащиеся. Для работы над формулировкой тезиса можно создать несколько групп, которые выберут тему методом "мозгового штурма". После предложения нескольких тезисов все вместе выбирают (голосованием или по рейтингу) один наиболее понравившийся для предстоящих дебатов.

Подбор, изучение и анализ основной литературы
Возможны три варианта составления списка основной литературы:

  • подбор осуществляет непосредственно учитель;
  • ученики самостоятельно подбирают необходимые источники информации;
  • совместная деятельность педагога и учащихся.

В процессе изучения и анализа информации учащиеся определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно порекомендовать им делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы "за", а с другой - аргументы "против". Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.

Распределение ролей
Непосредственно в игре участвуют: председатель, секретарь и две команды - ("У"- утверждения и "О"- отрицания), состоящие из четырех человек - спикеров. Это основные участники игры. Кроме них, необходимо выбрать трех экспертов, которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные ученики играют роль зрителей.
Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов.

Структура кейса
Кейс - это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контр аргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции.
Тема формулируется в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. Исходя из темы подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними.
Аспект - категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним - двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.
Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1 -3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).
Поддержки - цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т. е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет), отражать известные и реальные факты, быть лаконичной. Следует обратить внимание учеников на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.
В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.
В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов.
К разработке кейса спикеры могут привлекать и тех учащихся, которые не определились с позицией (не вошли в группу поддержки команд).

Разработка экспертами критериев оценки
Параллельно с подготовкой спикерами кейса эксперты разрабатывают критерии оценки их действий, взяв за основу следующие показатели: содержательность выступлений и ответов на вопросы, структурированность, формулировка вопросов, культура общения

Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов
Проводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами. В некоторых случаях, особенно с учащимися 5-7-х классов, необходимо не просто проведение инструктажа-консультации, но и репетиция со всеми участниками каждой команды в отдельности. Это позволит спикерам команд более уверенно чувствовать себя в процессе игры.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке.

  • в начале аудитории по центру - председатель и секретарь;
  • справа от председателя - 4 спикера команды "У" (защитники тезиса);
  • слева от председателя - 4 спикера команды "О" (противники тезиса);
  • напротив председателя - эксперты (3 чел.);
  • в конце аудитории - ученики-зрители.

Схема размещения участников дебатов
Председатель
Секретарь

Эксперты
Зрители

Оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему "Уважаемый председатель...". Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму "Уважаемый (Уважаемая)..." или любую другую вежливую форму.
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса.
Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга, называя лучшие черты характера каждого.
Наиболее приемлемыми три формы презентации:
1. Первый участник знакомит с остальными;
2. Каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа;
3. Последний участник может представить всех.
Начинает выступление первый спикер команды "У", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции - 01, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Дальше действия происходят следующим образом:
«вторые номера» обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);
• "третьи номера" формулируют контраргументы и поддержки;
• "четвертые номера" подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый спикер команды "О", который защищает антитезис.
Спикер должен укладываться во время, выделенное на выступление: для "первых номеров"- 5 мин, вторых - четвертых - 3-4 мин. Остальным участникам дебатов выделяется по 2 мин. Время, которое остается до конца выступления, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения регламента.

Порядок представления вопросов в дебатах

Действия участников дебатов

Выступающие Время, мин Действия
У1   Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды - четкой формулировкой тезиса
04 и зрители   Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1
    Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис)
У4 и зрители   Задают вопросы 01 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки 01
У2   Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса
01 и зрители кУ2   Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информацию
    Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами 01, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса
У1 и зрители к 02   Задают вопросы 02 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информацию
УЗ   Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса
02 и зрители   Задают вопросы УЗ с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведения
    Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса
У2 и зрители   Задают вопросы 03 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информацию
У4   Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контр аргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме
    Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме
У1   Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т. е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды - четкой формулировкой тезиса

Зрители по ходу выступлений спикеров письменно фиксируют заявленные понятия, аспекты, аргументы обеих сторон. При этом они могут воспользоваться своими записями, сделанными в процессе подготовки к дебатам. Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы и представлять информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация". Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами: "Пожалуйста" или "Нет, спасибо". Желательно, чтобы вопросы и информация, поступающие от участников, укладывались в 2-3 предложения. Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию. Если выступающий не дал согласия на выступление с места, то желающий выступить должен молча сесть. Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьих спикеров. Каждый спикер отвечает на вопросы сам, т. е. не имеет возможности обратиться за помощью к другим участникам команды. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу - еще одна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросы зрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертами в общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным, конкретным, достаточно обоснованным. Спикер имеет право обратиться к задавшему вопрос с просьбой повторить его, если вопрос прозвучал невнятно или слишком витиевато, или взять тайм-аут, если не знает точного ответа на него. Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.
Ученики, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними и высказывая свои аргументы в пользу выбранной позиции.
В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии такой оценки, а результаты оценок (например, по пятибалльной системе) - зафиксированы в соответствующих протоколах. При этом эксперты могут руководствоваться критериями, предложенными нами (табл. ниже), или самостоятельно их разрабатывать и в последующем согласовать с педагогом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...