Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теологический аспект здоровья




Введение

 

Теология - (от греч. Theos и logos - слово о Боге) - вероучительная дисциплина или «наука о вере», создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры.

Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви, в предположении, что сами теологи имеют опыт богообщения и понимания веры и способны отвлекаться от личных вкусов и пристрастий.

Св. Писание, согласно церковному пониманию - душа всей теологии.

В ХХ в. от теологии ждут не только интеллектуально развитого изложения веры, но и решения многочисленных теоретических и практических проблем жизни и действия согласно вере.

Вопросам здоровья все религии мира уделяют большое внимание.

Русские люди всегда славились своим здоровьем, выносливостью и силой. Примеров тому не счесть: инок Пересвет, полководец А.В. Суворов, писатель Л.Н. Толстой и многие другие.

Сам уклад жизни россиян - умеренное питание (с соблюдением постов), бани, закаливание, физический труд - способствовал здоровью, которое, безусловно, очень важно.

В данной работы мы рассмотрим теологический аспект здоровья.

 


Понятие здоровья

 

Ученые-социологи давно признались в том, что не могут определить четкую грань между болезнью и здоровым состоянием человека.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и личностном (нравственном).

Здоровье человека (с физиологической точки зрения) - это слаженная деятельность различных функциональных систем организма и их устойчивость к влияниям среды. Психическое здоровье в рамках клинического подхода можно определить «негативно» - как отсутствие психопатологических синдромов (наличие отдельных симптомов еще не является свидетельством сформировавшегося заболевания). Таким образом, единственным критерием психического здоровья, которым действительно пользуются в клинической практике, является отсутствие психического заболевания.

Личностное здоровье определяется способностью человека не испытывать низких чувств, таких как зависть, гнев, обида, ревность и т.д. Личностное здоровье - это результат порой мучительного поиска своего подлинного места в жизни и мире, осознания своих уникальных жизненных смыслов и действительных ценностей, преодоления препятствий на пути реализации этих смыслов и ценностей.

Человек может быть психически и физиологически нездоров, но обладать личностным здоровьем, и наоборот.

Древнее искусство врачевания и современная научная клиническая медицина во многом ограничивались не столько логическим, сколько интуитивным пониманием здоровья как состояния благополучия, уделяя главное внимание сущности болезней и способам их преодоления. Ориентация медицины на лечение и предупреждение патологических состояний способствовала развитию науки о болезнях, вопрос о сущности здоровья оставался открытым.

Само понятие здоровья - двусмысленно. В широком смысле оно представляет собой общее понятие, включающее в себя все возможные частные варианты жизнедеятельности целостного организма (вплоть до наличия болезней), предусматривающее возможность его интегративной количественной оценки. Условно говоря, здоровье может быть хорошим или плохим, максимальным или минимальным, но неправомочно суждение о его наличии или отсутствии у живого человека. В этом смысле здоровье и есть жизнь, и теория здоровья и есть, в сущности, теория жизни. Здоровье в узком смысле, как отсутствие болезни - это всего лишь конвенциональное понятие, условность, помогающая лечащему врачу обозначить конечную цель профессиональной стратегии.

Но медицина не располагала информацией о динамике индивидуального развития человека, вопреки классическому клиническому принципу лечила не больного, а болезнь, загоняя человека в рамки медицинских схем и предписаний. Диагностика ориентировалась на общие представления о течении болезни. Медицина не располагала положительным определением здоровья, которое бы говорило о том, что такое здоровье, а не чем оно не является. Таким образом, границы между принятыми в медицине понятиями здоровья и болезни размывались, что явилось причиной появления термина «третье состояние», обозначающего неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. В этом понятии проявилась научная честность медицины, не претендующей на лечение болезней, которые она не могла диагностировать. Но все же это понятие не снимает задачу поиска положительного определения здоровью, философии здоровья.

Жизнедеятельность человека, несмотря на дискретную модуляцию факторами внешней среды (физическими, химическими, биологическими, информационными, социальными), имеет перманентное течение и вследствие этого не может найти полного отражения в совокупности мгновенных «срезов» (отдельных состояний). Вся эта динамичная пространственно-временная протяженность заключает в себе здоровье в широком смысле, или такое текущее состояние, характерной особенностью которого является непрерывная адаптация организма к меняющимся условиям внешней среды и к характеру деятельности с использованием мобильных и качественно меняющихся возможностей основных физиологических систем. Такой подход позволяет рассматривать даже болезнь в любой ее стадии как частный вариант проявления здоровья.


Теологический аспект здоровья

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...