Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально значимые мотивы участия в социальном служении




 

Традиционно, в теоретическом описании трудовой деятельности, теории мотивации разделяют на содержательные и процессуальные. Процессуальные теории объясняют поведение людей, исходя из результатов их деятельности, которые можно измерить. Содержательные теории исходят из определения основных потребностей индивида и способов удовлетворения этих потребностей. Наличие множественности мотивов, в том числе и многих противоречивых, отмечается всеми исследователями мотивационных процессов.[34]

Социальные перемены в стране отражаются на мотивации социального служения. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.

Поскольку причины приводящие людей к социальному служению разные, то логично предположить, что настрой, отношение к работе у них тоже отличаются.[35]

Согласно исследованиям Решетниковой О. Н., под ведущими социально значимыми мотивами участия в социальном служении понимаются следующие:

Самореализация личностного потенциала.

Реализация собственного личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности.

Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.[36]

Общественное призвание, чувство социальной значимости.

Для человека важно получить в своей деятельности положительное подкрепление со стороны окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу.

Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.[37]

Для поддержания данной мотивации важно создавать в обществе атмосферу одобрения и поддержки социально значимой деятельности.[38]

Самовыражение и самоопределение.

Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений позволяет человеку выразить свое внутреннее "Я", утвердиться в жизненных ценностях. Испытать себя в деле, найти свою дорогу в жизни, лучше понять собственные интересы и потребности – все это может дать социальное служение.

Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения.

Профессиональное ориентирование.

Социальное служение позволяет человеку лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельносги, получить реальное представление о будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. Социальное служение помогает приобрести полезные навыки, необходимые в дальнейшем для профессиональной деятельности.

Приобретение полезных социальных и практических навыков.

Социальное служение позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни.[39]

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками

Социальное служение позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии.

Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия

Социальное служение дает человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.[40]

Способность выразить свою гражданскую позицию.

Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но и активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей,— важнейшее условие социализации и личностного развития человека.

Выполнение общественного и религиозного долга.

Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга. Потребность в исполнении общественного и религиозного долга свидетельствует о высокой мотивации личностного развития, о высоком уровне самосознания.[41]

Организация свободного времени

Немаловажным мотивом участия в социальном служении является возможность организации собственного свободного времени, с пользой для дела и для души.

Организация свободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия в социальном служении. Но при наличии других мотивов, может стать эффективным стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности.[42]

Сотрудниками и студентами Академическою института социального служения Российского государственного социального университета в период с февраля 2004 года по февраль 2008 года было проведено исследование на тему «Мотивационная готовность молодежи к добровольческому служению».

Целью исследования являлся анализ мотивационной готовности и установок молодежи в связи с возможным участием в социальном служении.

Цель была сформулирована исходя из той гипотезы, что многие молодые люди готовы участвовать в социальном служении, но местные сообщества не обладают достаточными ресурсами и возможностями для организации их добровольческой деятельности.[43]

В исследовании приняли участие молодые люди из разных регионов России. Средний возраст респондентов – 17,9 лет.

Всего в исследовании приняли участие 1756 человек 54 % девушек и 46 % юношей. Исследование проводилось в следующих регионах: г. Москва (Южный и Центральный административный округ); Московская область (г. Руза, Егорьевск, Клинский р-н); г. Екатеринбург; г. Тверь; г. Верхняя Салда (Свердловская обл.); г. Углич (Ярославская обл.); г. Элиста (Республика Калмыкия); г. Саранск (Республика Мордовия).[44] В результате проведенного исследования были выявлены, в порядке предпочтения, основные социально значимые мотивы.[45]

Таким образом, вышеописанные социально значимые мотивы являются основными мотивами, побуждающими к участию в социальном служении.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...