Дизайн и экология культуры
Ремесла и дизайн Исследуя взаимоотношение функционально-ценностных, художественно-образных и культурно-экологических аспектов современного дизайна, О.И. Гнисаретский выделил, среди прочих, как одну из важнейших, линию самоопределения проектной культуры, выразившуюся в гуманистическом по смыслу и гуманитарно-художественном по своим истокам противостоянии технологической деструкции жизненного мира, в поиске недвойственности красоты и пользы, которые привели к осознанию того, что творящая природа и духовное предание являются важнейшими источниками художественно-проектной интуиции. Идейно культурно-экологическая практика реализуется ныне в таком переосмыслении проектности, которое привело бы к осознанию того, почему проектность есть качество природы и культуры, а не только деятельности проектирования [7]. Способы проектного освоения культурно-экологических реальностей выявляются путем исследования практического опыта и творческой лаборатории ведущих дизайнеров современности, исповедующих эту идеологию. При этом вопрос о месте и роли этнокультурного фактора в усилении гуманитарной функции дизайна рассматривается в контексте экологии культуры. Этот процесс включает в себя как одну из главных составляющих теоретическое и практическое осмысление культурной идентичности дизайна, означающее, с одной стороны, проникновение проектного сознания в глубинные слои национальной культуры, а с другой—его открытость к восприятию ценностей других культур. Первое непосредственно связано со вторым. Связь их выражается в разнообразных опытах исторической рефлексии, ставящей дизайнерское творчество в русло непрерывно развивающихся традиций материальной культуры, неотделимых от мифопоэтических, природных, социо-культурных и прочих аспектов исторического бытия народов.
В последнее десятилетие активно проходит процесс формирования нового явления в проектной культуре, основной пафос которого состоит в его культурно-экологической направленности, стремящейся разрешить противоречия типа «интернациональное—национальное», «традиции—инновации», «специфическое—универсальное». Основой этого явления стал вопрос об отношении к традиционной материальной культуре, носителем которой являются народные ремесла. Судьба традиционных ремесел, их роль и значение для современной проектной культуры дизайна являются насущными вопросами теории и практики многих стран, имеющих мировые достижения в области дизайна и представляющих его современный авангард. Признавая культурную преемственность традиций, новое этно-культур-ное направление видит, прежде всего в традиционном ремесле коллективную память народа. Новая волна гуманитарной критики «культа машин», возникшая на почве обсуждения итогов интернационализации дизайна на рубеже 80-х гг., неизбежно приходит к итогам Промышленной Революции и научно-технического прогресса. Современное предметное окружение, по мнению финского искусствоведа Э. Силтавуори, подобно нечеловеческой утопии, заполненной механическими монстрами, созданными дизайнерами. Это пенитенциарий для потерявших память людей. Современная научно-техническая революция дала человеку возможность контролировать энергию огромного масштаба, она воспитала в нем гигантоманию и лишила его способности воспринимать и контролировать «микромир», замкнутый в искусстве и ремесле. Научившись управлять энергией огромных масштабов, человек изменил самого себя. В этом смысле знаменательны слова Дж. Уатта, произнесенные им еще в 1776 году: «Господа, я обуздал то, чего хочет весь мир—энергию!». «Наука хотела заме-
нить собой то, в чем ищет себе удовлетворения личность, а в итоге стараний была сооружена огромная машина, к которой не знаешь как подступиться. Tут не может быть и речи об удовлетворении: это как если бы построили дом в де сятки верст длиною, верстами меряющий высоту комнат и соответственно об ставленный»,—писал П.А. Флоренский в одной из своих последних известных нам статей. «Едва ли была нам польза от стаканов в десятки ведер емкосты», ручек с корабельную мачту, стульев высотой с колокольню, и дверей, которые мы сумели открывать только при помощи колоссальных инженерных сооружений в течении, может быть, годов. Так и научное мировоззрение и качественно и количественно утратило тот основной масштаб, которым определи ются все прочие наши масштабы: самого человека». Эта цивилизация, забывшая «человеческий масштабу смотрит на себя в зеркало современной урбани стической культуры, где дом по-прежнему—«машина для жилья». Находясь во власти новейших технологий и компьютерной техники что останется от нас-человечества в будущем?» Упоминавшаяся выше мысль Дж Рескина о разрушении человеческого духа в процессе разделения труда получает жестокое подтверждение в конце XX века тенденцией к его самоуничтожению. Отношение к традиционным ремеслам, их месту и роли в развитии современной проектной мысли являются, пожалуй, определяющими в современной культурно-экологической версии дизайна. Характерно, что первые шаги в этом направлении были сделаны вне рамок европейской культуры. Япония с ее сильными культурными традициями и опытом культурного развития в условиях жесткой изоляции, которая продол жалась вплоть до середины XIX века, при встрече с европейской цивилизацией открыла для себя тайны региональной проектности как одного из способов выжить в условиях жесткой конкуренции. Японские специалисты постоянно подчеркивают отличие японской культуры от западной, настаивая в то же время на ее универсализме. Истоки дизайна коренятся в традиционной материальной культуре— считают в Японии, Финляндии или, например, Италии, странах, совершенно
не схожих ни по природно-географическим, ни по историческим, ни по социокультурным параметрам. Италия и Япония, являясь регионами с древнейшими культурными традициями, резко противостоят друг другу по степени контактности, открытости относительно других культур. Что касается Финляндии, то здесь, как было показано выше, активное становление в проектной культуре национального самосознания, процесс воссоздания, а порой и реконструкции культурных ремесленных традиций начался лишь с конца XIX века. Специалисты этих стран уделяют последнее время много места дискуссиям по вопросам, так или иначе связанным с проблемами традиционной народной ремесленной культуры и национального своеобразия. Точки зрения на круг этих вопросов не однородны, однако сама постановка проблемы демонстрирует обостренный интерес к рассматриваемым феноменам. Так, финский художественный критик Я. Линтинен пишет: «Многие искусствоведы считают дискуссии о национальном искусстве анахронизмом. Другие утверждают, что попытки остановить всеобщий интернациональный поток в искусстве оборачиваются лишь цепляним за фолклоризм. Однако, каждая страна говорит сегодня различными диалектами на языке интернационального искусства. Мы не в состоянии помочь тем людям, которые не видят влияния традиционной культуры, природного окружения и истории. Тем не менее не вызывает сомнений, что локальная разница в видении теми или другими народами окружающего мира существует» [59, с. 43]. Полемизируя с Линтиненом, профессор Университета промышленного искусства Хельсинки М. Хаусен настаивает на том, что утверждение дизайна как долженствующего быть носителем национальной традиции «отбрасывает нас к возрождающимся идеям национализма XIX века и идеологии дизайна, которая базировалась на том, что человеческое мышление обладает «национальным стилем». По мнению М. Хаусена, своеобразие национального дизайна вообще и финского дизайна в частности состоит не в «патриотическом повороте мыслей дизайнеров», а в специфике методов формообразования, в сути понимания целей и смысла дизайнерской деятельности [55, с. 44-46].
Известный художественный критик У. Сегерштад в своей статье «Скандинавский дизайн умер — да здравствует скандинавский дизайн» пишет: «Сегодня мир интернационализируется совсем иначе, чем это было в послевоенный период, когда скандинавский дизайн развивался в основном на базе местных традиций. В настоящее время эти традиции как источник вдохновения частично исчерпаны, теперь они чаще выступают в качестве средств конкурирования в условиях интернационализации. И именно в этих условиях многие начинают понимать, что простые материальные потребности не могут быть абсолютной ценностью ни в жизни, ни в дизайне. И если речь идет о высококачественном дизайне, то есть все основания говорить не о дизайне вообще, как некоем усредненном интернациональном стиле, но о датском, финском, норвежском или исландском возрождении» [61, с. 22-23]. Финский дизайнер К. Метсоваара, сотрудник известной бельгийской фирмы «Фльберт Ван Хавере» уверен, напротив, что никогда не было ничего «число финского». Дизайнеры разных стран всегда нуждались друг в друге «Это так естественно, учиться у других, а теперь это необходимо более, чем когда бы то ни было, ибо мы никогда не сможем успешно конкурировать, если не станем пытаться делать вещи так же хорошо, или даже лучше, чем другие» [46, с. 40]. «Если я даже буду бороться со своей финскостью»,—признается молодой дизайнер М. Пири,—она все равно останется при мне. Когда я работал в Нью-Йорке, я чувствовал, что создаю финский дизайн, только мой взгляд на то, что есть финское стал намного шире» [46, с. 39]. Последнее высказывание демонстрирует общую тенденцию, которая проявляется в дизайнерской культуре сегодняшнего дня: во многих странах мира стала широко распространяться практика приглашения иностранных дизайнеров для работы в дизайнерских фирмах, а также для преподавания в учебных заведениях. Причем наибольшей популярностью пользуются дизайнеры из Японии, Италии, Финляндии, Германии—и в последние годы—Венгрии, т.е. из тех стран, где особенно стабильно проявляется интерес к историческим традициям материальной культуры. Этот процесс противостоит утверждению «интернационального стиля», нивелирующего этнокультурные особенности. Японский дизайнер, на- пример, работающий в Америке или во Франции, привносит в создаваемые им вещи элементы многовековой японской культуры, расширяя духовное содержание предметного мира тех регионов, в которых его вещи функционируют. И это естественно в современных условиях тотальной открытости, доступности культур, легкости получения информации о самых различных сторонах этнокультурных ценностных миров—начиная с их быта и кончая некогда закрытыми сакральными религиозно-философскими системами. Справедливости ради надо заметить, что широчайшие коммуникативные возможности открылись в связи с достижениями научно-технического прогресса. Положительные стороны новых возможностей нашей цивилизации подчеркивают еще раз, что глобальная компьютеризация есть всего лишь средство, но не цель нашей деятельности. Новые технические возможности, в том числе, позволяют сегодня развиваться взаимопониманию и взаимообогащению культур на самых разных уровнях, в том числе и в дизайне.
Не случайно в национальных дизайнерских школах таких стран, как, например, Германия, Финляндия или Италия и др. сегодня большое внимание уделяется изучению условий природы, духовных традиций и традиций материальной культуры стран «третьего мира», чья культура до недавнего времени не была включена в контекст духовного освоения «цивилизованного мира». В характерном для дизайна последних лет стремлении к гуманизации дизайнерской деятельности обращение к этно-культурной проблематике оказывается очень плодотворным. Классическим примером в этом отношении можно считать проектную деятельность Илмари Тапиоваары в рамках международных проектов, проведенных в свое время в Парагвае, а позднее в Гонконге и на острове Маврикия. Глубокое уважение к самобытным достижениям различных культур мира, опирающееся на огромный личный опыт знаменитого финского дизайнера, дали ошеломляющие результаты. Коллекция предметов мебели, созданная им в этот период, получила высокую оценку мировой дизайнерской и архитектурной общественности. Нам удалось увидеть часть этой коллекции на выставке И. Та-пиоваара, состоявшейся в Москве в 1987 году.
Международный или региональный конкурс как форма обмена опытом и кристаллизации лучших проектных идей стала, видимо, не случайно очень распространенной не только среди профессиональных проектировщиков, но и среди студенчества. Активным инициатором их проведения выступают многие страны, но особенно часто Япония. Однако дизайн, осознающий свою принадлежность традициям общекультурного развития, прежде всего, подчеркивает свое национальное своеобразие, выделяющее его в ряду других дизайнов. Причем, отличия современных дизайнов объясняются не только отличием их традиций: традиции органично вплетаются в современный облик художественного проектирования, но не детерминируют его полностью. А. Кортези, автор книги «Итальянский дизайн», утверждает, что в настоящее время в Италии дизайн существует как «реальная культура, способная иметь собственную историю» (44 с. 12], и осмысляет «самость» итальянского дизайна как отличие архетипов. Он говорит, что итальянский дизайн нашел новые возможности производства для выражения архетипов, отличных от «нордического дизайна», северного дизайна и тд. Согласно Кортези, именно это создало возможности «опережающего развития» итальянского дизайна. Таким образом, дизайн, осознающий собственную историю, становится деятельностью, устремленной в будущее, способной предвосхищать грядущие запросы и потребности общества. При этом все попытки зарубежных поклонников итальянского дизайна воспроизвести «итальянскую линию» осуществляются лишь на уровне «заимствования наиболее оригинальных приемов формообразования». При этом «упускается из виду, что восприятие результатов формальных и концептуальных поисков не может автоматически породить причины и условия, приведшие к этим результатам, воспроизвести ту творческую специфическую атмосферу, которая и составляет ценность итальянского опыта. В результате многим удается работать в той или иной стилистике итальянского дизайна. Но практически никому не удается работать в «итальянском стиле» [19]. То же самое происходит и с попытками автоматически перенести какие-то специфические черты других национальных дизайнов на чужую им почву, что лишний паз подчеркивает важность осознания дизайном именно своей культурной истории поисков именно своих культурных корней и органичного развития в художественном проектировании выработанных историей прототипов. Характерно, что—не на столь абстрактном уровне, но в том же ключе— специфика национального дизайна осознается и в Финляндии, и в Японии. «В Скандинавии,—пишет один из старейших финских дизайнеров профессор К Франк,—по сравнению с континентом нет столь существенного разрыва между ремеслом и промышленностью. Именно этим обстоятельством мы обязаны «золотому веку» финского дизайна... Вот откуда мы получили нашу самобытность» [57, с. 18]. Все три блестящих звезды на небосклоне финского дизайна и архитектуры—Кай Франк, Тапио Виркала и Алвар Аалто—внесшие существенный вклад в европейскую и мировую культуру, признанные инноваторы и модернисты, всегда опирались на традиции своей культуры, много сделали для защиты и сохранения традиционных ремесел. Франк всю свою творческую жизнь работал в теснейшем контакте с ремесленниками, Виркала считал себя ремесленником-дизайнером, а знаменитый Аалто сказал однажды, что от всю жизнь мечтает сделать «утонченную субстанцию из простого повседневного материала, поскольку архитектор в его понимании—это алхимик, способный трансформировать кусок камня в золото. Японские специалисты постоянно подчеркивают отличие японской материальной культуры от западной, настаивая в то же время на ее универсализме и на способности «японизировать» многочисленные элементы западной цивилизации. Суть японского традиционализма заключается в убеждении, по сути дела смыкающимся с рассуждениями Кортези об «архетипах»: новое не может существовать за счет старого, но оно существует благодаря старому, произрастает из него [63]. Причины совпадений, которые можно отметить в позиции ряда теоретиков и практиков вовсе не в заимствованиях, а в том, что на всем пространстве земли люди испокон решали и решают одну задачу, как бы та не изменялась исторически: помирить противоречия, проистекающие из осознания челове- ком своей материальной временности и материальной же бесконечности бытия. В наши дни мысль о преимуществах одной культуры перед другой перешла уже в разряд заблуждений, ничем не оправданных. Любая из культур, независимо от исторического и культурного опыта, уровня жизни, благ цивилизации в пересчете на одного жителя,—независимо от всего этого народы решают одну общую задачу, в отношении которой нельзя сказать, что кто-то достиг большего, ибо результаты культур несопоставимы, в отличии от результатов техники, цивилизации. «Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли над исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых, и только наполняя их... новым пониманием жизни? По крайней мере, история языка предлагает нам аналогичное явление. Нового языка мы не создаем, мы получаем его от рождения совсем готовым, не подлежащим отмене...» [3, с. 50]. «Кто не теряет своей природы, долговечен»,—сказал Лао Цзы. Защита самого ремесла, как коллективной памяти народа, желание не потерять свою природу, является сегодня одной из важнейших задач ориентированных на этнокультурную проблематику проектных культур. Однако на сегодняшнем уровне решается вопрос не только физического их сохранения, что само по себе важно, но и духовного их охранения. Выступая в защиту ремесел теоретики и практики дизайна видят в нем сегодня источник инноваций. Называя ремесла неписанной литературой своего народа, ориентированные на защиту и охрану культуры дизайнеры склонны видеть здесь, по выражению Э. Силтавуори, глубочайшие пласты «археологии чувств». Широкий культурный контекст предметного мира традиционного бытия народов поддерживается во многих странах мира. Это не только музеи в традиционном смысле слова, но и ландшафтно-архитектурные образования-музеи на открытом воздухе—которые живут своей особой жизнью. Крупнейшие музеи такого типа в Норвегии, Финляндии, Швеции, Германии, Англии, США и др. стран «заселены» ремесленниками, воспроизводящими те или иные ремесленные традиции, и являются центрами не только туристского паломни- чества но и крупными научно-исследовательскими учебными центрами. Методы их работы разнообразны. Вся их деятельность подчинена сохранению и передаче культурных традиций. Среди таких музеев, например, Музей ремесленников в Луостаринмяки, близ Турку в Финляндии, «передающий в поразительно наглядной форме современному зрителю трудовые условия и быт ремесленников 100-200 лет тому назад», а также Норвежский народный музей в Осло. Итак, культурно-экологическая направленность современной проектной культуры дизайна выражается в активных дискуссиях по вопросу о соотношении интернационального—национального в дизайне, корни которой, на наш взгляд, лежат в естественном стремлении человека узнать нечто о своем народе и о себе самом. По мнению специалистов, «форма жизни как индивидуального существования изжита: то же самое справедливо сказать и о жизни отдельного народа» [34]. Свойственный современной проектной культуре историзм выражается полаганием истории дизайна в традиционной материальной культуре «допро-ектной* идеологии. Следует отметить и сложившуюся в силу ряда экономических и социальных причин тесную преемственность ремесла и дизайна, отсутствия в истории их взаимоотношений разрывов и катаклизм. Создание в рамках проектной идеологии определенных условий и форм сохранения ремесленных и кустарных промыслов составляет существенную особенность культурно—экологически ориентированного дизайна. Характерным является отношение к традиционным ремеслам как хранителю и источнику коллективной памяти народа, вобравшим многовековой опыт формирования предметно-пространственной среды региона и способным потенциально разрешить альтернативу специфическое—универсальное, поскольку «подлинно народное всегда универсально». Статус ремесел как источника инновационных идей является в общей направленности определяющим. К этому следует добавить определенный экологический опыт, содержащийся в традиционных ремеслах и культуре, имеющих многовековой опыт существования в тесном контакте с природой. Культурная идентичность Как основа взаимодействия Культур Для понимания регионального своеобразия современной проектной практики важно учитывать конкретную этническую ситуацию в регионе, реальную этнокультурную структуру его населения. Однако теперь, когда этнические проблемы стоят столь остро, очевидные несовпадения понятий «нация» и «этнос» тормозят развитие проектной культуры. Более распространенный тип - поли—этническая ситуация, когда в одной и той же среде одновременно реализуются сразу несколько культурно-этнических традиций. Эти несовпадения заставляют нас обратить внимание на три измерения, в которых протекает историческое бытие каждой этнической культуры. Это, прежде всего, культурное своеобразие, выражающее присущие культуре каждого этноса черты, отличающие их от культуры других этносов. Это, во-вторых, межкультурное взаимодействие, отражающее способности данной культуры влиять на другие этнические культуры и, в свою очередь, испытывать их влияние. И, наконец, это самотождественность этносов во времени и других значимых измерениях, постигаемая через преемственность их культуры [7]. Определяя культурную идентичность, известный индийский культуролог Р.Н. Кхан назвал ее «условно установкой, разделяемой группой индивидуумов, которая в силу этих установок выделяется из других сходных человеческих групп» [56, с. 37]. Одной из основных черт культурной идентичности следует, по мнению Кхана считать общность языка. Группы отделяются друг от друга лингвистической индивидуальностью. Вокруг языка развиваются другие элементы культурной идентичности: литература или устное народное творчество; история как коллективная память народа и философия. Важным элементом культурной идентичности Кхан считает религию, способную влиять на творческую деятельность множеством различных путей. Однако культурная идентичность не ограничивается традициями языка и письменности как средствами своего выражения. Не меньшее значение, чем письменные и устные традиции, выраженные в языке, имеют для представления о культурной идентичности такие символические выражения культуры как ритуал, фестиваль, церемония, манера и этикет повседневной жизни, выпаженные визуальным языком пластических искусств и жестов. Для полноты определения Кхан относит сюда способы музыкального выражения и кулинарное искусство. Таким образом, культурная идентичность впитывает в себя язык и литературу, искусство и архитектуру, обычаи и нравы, историю и религию, словом все, что обеспечивает память и, побуждает к развитию и осознанию культурной общности. Залогом плодотворного развития культуры является, согласно Кхану, универсальный элемент культурной идентичности, позволяющий развиваться интенсивным обменам и контактам с другими обществами, стимулирующий творческий и культурный прогресс. Интенсивность межкультурного взаимодействия способна определить характер формирования той или иной культуры. Так тенденция к культурной изоляции, полагание культурной идентичности закрытой системой, рассмотрение любых влияний извне как посягательства на ее целостность может означать опасность скатывания культуры к явно выраженному национализму. С другой стороны, отсутствие устойчивых представлений о характере культурной идентичности ведет к размытости культуры (космополитизм). Периоды изоляции с точки зрения культурного развития были, как правило, застойными. В то время как культурные контакты формировали и укрепляли универсальный элемент культурной идентичности и становились стимулом для развития культуры, открывали новые возможности для ее развития. Проблема этнокультурной идентичности заняла в настоящее время одно из ведущих мест в сфере практического развития дизайна. Именно «универсальный элемент культурной идентичности» позволяет сегодня развивать- ся взаимопониманию и взаимообогащению культур на самых разных уровнях, в том числе и в дизайне. Определение натуры своего народа посредством сопоставления с чужим тем более необходимо в наше время, когда с невиданной прежде интенсивностью народы узнают друг друга. Только тот и может понять свою историю и культуру, кто узнает и поймет чужую. И чем глубже он погружается в чужое, тем отчетливее выступает свое, и в конечном итоге, условно говоря, чужое оказывается своим. Мысль академика Д.С. Лихачева о том, что «человек, который по-настоящему способен понимать искусство древнерусской иконописи, не может не понимать живописи Византии и Египта, персидскую и иранскую миниатюру» [20, с. 72], в полной мере относится и к современному дизайну. Наиболее характерным подтверждением тому служит пример таких ныне ведущих в области дизайна стран, как Финляндия или Япония. Дизайнеры этих стран—и об этом свидетельствуют многочисленные публикации в периодической профессиональной печати—все более осознанно подчеркивают свою историческую преемственность, одновременно кристаллизуя это осознание в концептуальных разработках. Для проектной культуры дизайна методологически важна ориентация именно на этнокультурную идентичность, поскольку она допускает, что корни и ветви дизайна находятся, во-первых в «6ольшой истории», а во-вторых, в пространственной вещной и образной среде в целом, а не только в сфере, отведенной для промышленно производимых изделий, традиционно относящихся к сфере дизайна. Этнос при этом понимается как обитатель среды и носитель культурных традиций, а культура, наряду с предметной средой,—как один из антропогенных ландшафтов его обитания. До недавнего времени проблемы этнокультурной и этно -экологической идентичности было принято концептуализировать скорее в терминах «национального своеобразия», чем в терминах этнологии. Этнокультурная идентичность, предполагая полноту всех особенностей этнической культуры, является динамическим качеством бытия этноса, кото- рому присуща специфическая историчность, обеспечиваемая механизмом «трансляции/инновации». По мнению Л.Н. Гумилева «этнос есть личность на популяционном уровне, выраженная как самобытная культура... общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, невозможна... Культура каждого этноса своеобразна, и именно эта мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, благодаря которой HOMO SAPIEHS выжил на планете Земля» [8, с. 21]. Культура, опирающаяся на национальные принципы, по мнению Н.С. Трубецкого стимулирует «духовно возвышающие человека ценности». Ведь идеальный «аспект такой культуры органически, «интимно близок «ее носителям [33]. Вот как объяснял свою позицию с точки зрения известной всем общей теории систем Л.Н. Гумилев. Известно, что жизнеспособна и может успешно функционировать лишь достаточно сложная система. Общечеловеческая «культура» возможна лишь при предельном упрощении, за счет интернационализации и уничтожения национальных культур. А предел упрощения системы означает ее гибель. Система же, обладающая значитльным числом элементов, имеющих единые функции, жизнеспособна и перспективна в своем развитии. Такой системе будет соответствовать культура отдельного «национального организма» {8]. Ссылаясь на употребленное Л.Н. Гумилевым определение исторической судьбы народа, сформулированный императив этнокультурной идентичности можно трактовать также как принцип неизменности исторической судьбы народа в любых предлагаемых обстоятельствах. При таком подходе понятие ре-гиональности приобретает отчетливый проектный смысл. Распространяющееся сегодня убеждение в плодотворности экологически рационального, воспроизводственного отношения и к этносам, и к их витальным ресурсам, и крепнущая убежденность в недопустимости хищнически—потребительского отношения ко всему духовно-самобытному, созидательному в них, вполне естественно является характерной чертой современного регионального подхода в дизайне. Экология, с точки зрения академика Д.С. Лихачева, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Человек есть часть природы, но он же есть и часть созданной тысячелетиями культуры. Человечество может погибнуть вместе с природой не только биологически, с уничтожением всего живого, но и духовно, вместе с гибелью культуры. Мы уже вступили на путь «бездуховной техники переустройства», порожденной бездуховностью человека и создающей безкультурную природу. Человек—часть природы, отсутствие в природе духовного человека, ее фактическое обезглавливание лишает смысла существование все сущее. Природа и культура часто страдают от общих причин. Экология культуры и в части отношения к природе, и в части отношения к культуре требует общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры. Природа, ставшая безразличным орудием экономического развития, оказалась оставленная культурой, насильственное изъятие у природы всего насущно необходимого для развития цивилизации привело нас к тяжелым последствиям. Экология должна развиваться на нравственной основе, на основе определенной философии, научного изучения целостности мироздания, мира как органического и разумного целого. Прообраз этой деятельности человека есть художественное творчество. «Само слово «техника» не случайно происходит от греческого слова, означающего искусство. Мир в результате деятельности техники-искусства или искусства-техники должен стать полностью совершенным и совершенно полным с сохранением всего лучшего, что в нем было, то есть того, что входит в «кристалл единства». Таков должен быть идеал человеческой деятельности и такова конечная большая (настоящая) цель техники. Человечество не может жить сиюминутными заботами, без ясной цели впереди» [22, с. 7]. B.C. Соловьев в своем труде «Оправдание добра» выделяет два условия, при которых, по его мнению, общественные отношения в области материального труда становятся нравственными. Область экономической деятельности не должна обособляться и утверждаться как самостоятельная, себе довлеющая область. Это первое, общее условие. Второе условие состоит в том, чтобы производство осуществлялось без ущемления человеческого достоинства производителей, чтобы никто из них не мог стать простым орудием производства и чтобы каждому были обеспечены материальные средства к достойному существованию. К этим двум условиям он считает необходимым присоединить и третье, на которое в этом отношении почти никто не обращал, по его мнению, своего внимания. «Разумную обязанности человека как хозяйственного деятеля относительно той самой материальной природы, которую он призван в этой сфере обрабатывать. Эта обязанность прямо указана в заповеди труда: возделывать землю, т.е. служить земле. Возделывать землю не значит злоупотреблять ею, истощать и разрушать ее, а значит улучшать ее, вводить ее в большую силу и полноту бытия. Итак, не только наши ближние, но и материальная природа не должна быть лишь страдательным и безразличным орудием экономического производства или эксплуатации. Она не есть сама по себе, или отдельно взятая цель нашей деятельности, но она входит как особый самостоятельный член в эту цель. Ее подчиненное положение относительно Божества и человечества не делает ее бесправною; она имеет право на нашу помощь для ее преобразования и возвышения. Вещи не имеют права, но природа или земля не есть только вещь, она есть овеществленная сущность, которой мы можем, а потому и должны способствовать в ее одухотворении. Цель труда по отношению к материальной природе не есть пользование для добывания вещей и денег, а совершенствование ее самой—оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного. Но прежде всего важно отношение к самому предмету, внутреннее настроение и вытекающее из него направление деятельности. Без любви к природе для нее самой нельзя осуществить нравственную организацию материальной жизни» [22, с. 7]. Нравственно-этнические проблемы экологии культуры ориентированы таким образом не только на нравственные основы человеческой деятельности по отношению к природе и ее ресурсам, но и на отношение к культурным традициям, сосредоточенным не только в памятниках культуры, архитектуры и искусства, но и в ремесленной деятельности человека, направленной на обустройство предметно-пространственного его окружения. Духовные и материальные традиции, скрытые в народном ремесленном творчестве не менее существенны, чем хорошо известные нам традиции архитектуры и изобразительного искусства. Традиционная материальная народная культура нуждается не только в охране ее памятников, но и в изучении самих традиций ремесла, скрывающих в себе не только идею одухотворенного отношения к природе, но и систему принципов охранительно-созидательного характера, рукотворная деятельность мастеров-ремесленников является образцом гармоничного сочетания искусства и техники, о необходимости которого для сохранения всего лучшего говорит Д.С. Лихачев, никогда еще человечество не стояло перед такой острейшей необходимостью обратиться к опыту прошлого, поскольку никогда еще в таких масштабах не проявлялись разрушительные последствия производственной деятельности человечества, упустившего из виду нравственно-этические ориентиры относительно природы, опыт обращения к народной культуре во второй половине XIX века, деятельность Рескина и Морриса, Толстого и Достоевского, деятелей Абрамцевского и Талашкинского центров, проходивших в условиях, несопоставимых с сегодняшними по масштабу своих потерь, был первым предупреждением об опасности уничтожения не только самой культуры, но и человека как части природы. В сегодняшней ситуации обращение к истокам традиционной культуры дает надежду на спасение культуры и самого человека в прямом и переносном смысле этого слова. Традиции материальной народной культуры входят, таким образом, в сферу интересов экологии культуры. Рассмотрение этих традиций сквозь призму этнокультурной идентичности позволяет понять и зафиксировать основные ее параметры, которые действенно важны для формирующегося этнокультурного подхода в дизайнерском проектировании. Дизайнерская проектная деятельность, связанная с промышленным производством, нуждается как никакая другая сфера современной культуры в артикуляции своих нравственно-этических принципов. Дизайн вместе с современным промышленным производством должен разделить ответственность за состояние природы, вызванное последствиями научно-технической революции, наряду с этим дизайн обязан возглавить целенаправленную и созидательную деятельность по защиту культуры и природы, пользуясь тем мощным проектным потенциалом, которым он обладает сегодня. Наш подход в исследованию в данном случае можно условно назвать
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|