Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор и прокладка маршрута




Советы автотуристов

Самодеятельный автотуризм в советское время получил значительное распространение, позволяя семьям, друзьям с минимальными затратами проводить отпуск в поездках по интересным местам в психологически комфортных группах. В публикуемых выдержках из книги «Записки автотуристов» (Юбилейный, 2008) авторы, исколесившие наиболее достопримечательными маршрутами весь огромный СССР, предлагают детальные и совсем не устаревшие рекомендации сугубо прикладного свойства всем, кто предпочитает путешествовать по городам и весям нашей страны на собственном автомобиле.

Каждый, хотя бы один раз участвовавший в самодеятельном туристском походе или путешествии, представляет трудности и сложности, возникающие при подготовке к ним. При любом виде путешествия его участнику нужно практически решать многие вопросы: что одеть на себя и взять с собой, как и чем питаться в дороге, где ночевать и как, какая ожидается погода и т.п.

Каждый вид путешествия имеет свои прелести, преимущества и свои трудности, недостатки. Автотуризм отличают большая скорость перемещения между остановками и стоянками, высокий уровень комфорта, почти полная независимость от погодных условий. В то же время автотуризм требует более длительной и сложной подготовки к путешествию, может проходить только по дорогам, преодолеваемым данным типом машины; связан с постоянным напряжением водителя во время движения по дорогам с целью обеспечения безопасности участников путешествия и окружающих.

Успех автопутешествия зависит от многих факторов: технического состояния автомобиля, состава, взаимоотношений и здоровья членов экипажа, выбранного маршрута, туристского снаряжения. Рассмотрим основные из этих факторов при подготовке к длительному путешествию на автомобиле.

Транспорт

Для автопутешествий пригодны любые классы и типы автомобилей. Их технические возможности и состояние определяют в целом потенциальные, предельные характеристики путешествия: протяженность маршрута и длительность путешествия, характер местности и выбираемых дорог, количество членов экипажа, масса допустимого груза. Но нельзя выезжать в дорогу на машине, которую еще не освоил или в надежности которой не совсем уверен.

На машине, которая используется для длительного путешествия, до выезда надо обязательно поездить. Для этого, разумеется, надо ее хорошенько изучить, привыкнуть к ней, к ее поведению на различных этапах эксплуатации: при запуске двигателя, трогании с места и разгоне, длительной езде при постоянном и переменном режимах движения по разным дорогам, торможении и остановке. То, что удобно и безопасно в коротких поездках, на малых переходах, может оказаться неприемлемым для длительных путешествий. Это, в частности, относится к составу и размещению членов экипажа и багажа, техническому состоянию отдельных систем, узлов и агрегатов машины, снаряжению, запасам воды и продовольствия, топлива.

Освоение машины должно продолжаться до тех пор, пока не появится полная уверенность в ее надежности, управляемости, «послушности» водителю. Особенно это касается новой машины. Пока на ней не наезжено хотя бы 1-3 тысячи километров, пока не пройдены начальные циклы техобслуживания (ТО), не стоит выезжать в дальнее путешествие. Первую поездку желательно планировать на расстояние не более, чем пробег между предусмотренными циклами первых ТО (примерно от 500 до 3000 км).

Знакомство и изучение новой машины начинается обычно по краткой инструкции, руководству по эксплуатации. Для опытного водителя ее может оказаться вполне достаточно. Однако молодому, начинающему шоферу необходимо воспользоваться дополнительной литературой, освещающей более детально устройство и эксплуатацию данного типа автомобиля, работу его систем и агрегатов, особенности самостоятельного ТО. При этом также не следует пренебрегать и консультациями, советами бывалых опытных водителей.

При освоении машины большую пользу может принести специально оформляемый на нее журнал, куда стоит вносить свои замечания, обнаруженные недостатки, недоделки и результаты их устранения, приобретение и замену запчастей. Этот журнал желательно использовать весь период эксплуатации данной машины. В результате изучения и начального освоения машины для любознательного автотуриста не должно оставаться неясным назначение, устройство, принцип работы и особенности обслуживания ни одной ее системы, узла, агрегата и даже ряда отдельных важных деталей. Тогда появится уверенность в понимании устройства и работы всей машины.

Уверенность в машине, надежности работы ее систем и агрегатов повышается, когда водитель не только увидит глазами, но и пощупает своими руками, проверит их наличие, надежность и правильность крепления и функционирования. Этот этап освоения машины нужен не только для дальнейшего изучения, но и устранения возможных недостатков, допущенных производством, а иногда и возникающих при транспортировке и в начале эксплуатации. К сожалению, не единичны факты, когда в приобретенной машине, несмотря на наличие отметки ОТК завода и о проведении предпродажной подготовки, недостаточно затянуты крепежные детали, часть их отсутствует, подтекает жидкость или масло, имеются мелкие механические повреждения. Такие недостатки могут привести к неприятностям в пути.

Так, на «Москвиче-412 ИЖ» в день же покупки машины отвалился замочек форточки и оторвался трос открытия багажника. На новой машине ВАЗ-21061, только что пригнанной из магазина домой (30 км), обнаружилась течь масла из двигателя: датчик давления масла был ввернут не по резьбе. Или - дважды при покупке нами новых машин работники магазина ухитрялись изымать из них дефицитные инструменты и прилагаемые для ремонта банки с нитроэмалями. На машине ВАЗ-21061, кроме описанной выше неприятности, оказалась и другая: напряжение в бортсети машины было установлено около 17 Вольт вместо диапазона 12,7-14,5 В. Это привело к тому, что при контрольной поездке перегорели галогенные лампы фар и вышли из строя два элемента аккумуляторной батареи. Любознательные водители, тем более желающие стать автотуристами, не должны дожидаться ТО на СТО и ограничиваться «посторонней» проверкой машины только другими лицами.

В горной, да и холмистой местности большая нагрузка ложится на тормозную систему, механизмы сцепления и систему охлаждения двигателя. Так, при подготовке к очередному путешествию мы обнаружили, что накладка одной из тормозных колодок заднего колеса машины изнашивается неравномерно и очень быстро: один ее конец почти не участвует в работе тормозов, а другой стерся до металла. Конечно, можно в крайнем случае взять в путь несколько запасных собранных колодок, но это чревато неразумным увлечением запчастями. Всем знакомо, как участки грунтовой дороги становятся непреодолимыми, особенно после дождя. Ясно, что в путешествие, где могут быть такие участки, нельзя выезжать без цепей, одеваемых на ведущие колеса.

Автомобиль - сложная техническая система, в которой выход из строя одной маленькой детали из огромного их множества может привести к отказу всей системы. Опытный водитель знает свою машину, слабые ее места, детали и узлы. Отправляясь в дальнее путешествие, необходимо в первую очередь не забыть взять с собой ряд запчастей.

Летом на дорогах часто приходится встречать машины с багажниками, нагруженными канистрами. В них запас бензина чуть ли не на всю дорогу. Из-за них перегружена машина, не взяты многие нужные вещи, в салоне тесно, донимают запахи и опасность. Если маршрут проходит по достаточно оживленным путям, то нет необходимости делать такие запасы бензина. Несколько сложнее с маслами. Так уж устроен автомобиль, что ему почему-то нужно 5-7 разных типов масел и смазок. Обычно к путешествию водитель уже знает свою машину, в том числе и ориентировочный расход ею бензина и масел. Помимо инструментов, придаваемых к машине при ее покупке, в дороге могут понадобиться газовый ключ, молоток, крепкая отвертка, трос для буксировки машины, шплинты и хомуты для крепления шлангов. Для поддержания машины в чистом виде, особенно при въездах в населенные пункты, нужны ведро (лучше резиновое, чтобы не громыхало в пути и лучше размещалось в багажнике), мягкая щетка и тряпочки.

Контрольные поездки

Машина теоретически изучена и практически проверена на месте. Осталось проверить ее и на дороге, на ходу. При недостаточном шоферском опыте желательно хотя бы на первый выезд пригласить с собой более опытного водителя. Маршрут поездки выбрать таким, чтобы движение по нему было неинтенсивным.

Перед началом и в ходе движения взгляд водителя должен быть обращен только на обзор обстановки перед машиной и наблюдать через зеркала обстановку сбоку и сзади. Отвлечение от этого обзора на несколько секунд или даже ее доли, в зависимости от скорости машины, может привести к столкновениям с другими машинами и препятствиями. Слух необходимо сосредоточить на прослушивании работы двигателя, других агрегатов. При этом в салоне радиоприемник или магнитофон должен быть выключен, а громкие и отвлекающие от этого прослушивания разговоры - прекращены. При появлении посторонних шумов - остановиться и попытаться обнаружить их источник. Часто это бывает трудно, но найти нужно. Вот тут-то особенно полезными могут быть советы сопровождающего опытного водителя. Иногда приходится для обнаружения этих источников проводить целое испытание с многократными остановками. Хорошо, если механический шум вызван плохо закрепленными предметами в салоне или багажнике, а если - отвернувшейся гайкой колеса, да еще переднего, забытыми под капотом инструментами или корягой, попавшей между днищем кузова и карданом? Только после установления причин шума, устранения его источника можно успокоиться и ехать дальше.

Если причина не столь опасна и есть возможность доехать до дома, гаража, то можно воспользоваться этим. При определенной, но необязательно полной нагрузке машины надо обратить внимание и проверить касание земли задними резиновыми брызговиками. При необходимости их приходится иногда укорачивать. На каждой стоянке машины при отъезде полезно обращать внимание на колеса и подмашинное пространство: нет ли следов масла и жидкости, не спущено ли колесо.

При контрольных поездках нужно обращать внимание и на следующее:

- показания приборов и индикаторов;
- легкость управления рулевым колесом, рычагом переключения передач;
- послушность машины водителю на поворотах, при обгоне, трогании с места, торможении, остановках;
- обзор вперед и назад, по бокам при нормальном положении водителя с использованием внутреннего и наружных зеркал;
- отработку ввода машины на заданные полосы передним и задним ходами;
- отработку процессов остановки и трогания с места на участках с различными углами наклона (не менее 30-40 град.) с использованием ножного и ручного тормозов.

Контрольные поездки желательно проводить на различные расстояния, начав с небольших и увеличивая до нескольких сот километров, т.е. до примерно среднего дневного перехода в длительном путешествии. Полезно иметь с собой дополнительную емкость с бензином.

Только тогда, когда машина изучена, проверены все ее системы, проведена контрольная поездка, появилась уверенность в ее надежности, а также навыки в простейшем ее обслуживании, можно себе робко сказать, что свою машину более или менее освоил и можно отважиться на более длительное путешествие на ней.

Экипаж

Состав экипажа машины на дальнее путешествие зависит от состава семьи и ее членов, собирающихся в поездку, если это семейный экипаж, занятости их на работе и учебе, отношений между ними, планов на совместный отдых, вместимости и грузоподъемности машины, числа машин, идущих вместе в путешествие, их нагрузки.

Экипаж может состоять из членов разных семей, товарищей и друзей. Он, как правило, комплектуется задолго до поездки с тем, чтобы можно было заранее согласовать совместные отпуска и каникулы, интересы, планы, обязанности. По ходу подготовки состав экипажа может и измениться. Число членов экипажа надо рассчитывать так, чтобы ни одному из них в пути не было неудобно. В машине легкого класса, как «Жигули», наиболее рационально ездить в дальнее путешествие двум взрослым с 1-2 детьми, т.е. целой семьей. Конечно, возможны и другие варианты.

Путешествие вдвоем-втроем имеет то особое преимущество, что позволяет обходиться в пути без гостиниц и мест в кемпинге, а ночевать непосредственно в машине. Этот момент важен потому, что путешествие проводится, как правило, летом, когда гостиницы и кемпинги переполнены, а устанавливать палатку не всегда и не везде бывает удобно.

Очень важно, чтобы в экипаже были добрые и хорошие отношения, уважительные и внимательные. Каждый член экипажа должен выполнять в пути определенную работу, заранее к ней готовиться, участвовать в подготовке к путешествию. Командиром, старшим обычно становится наиболее авторитетный, старший по возрасту. Но водителя остальные члены экипажа не должны отвлекать от его прямых обязанностей и должны выполнять его советы, особенно при сложном дорожном движении. Разумеется, он тоже должен прислушиваться к голосам других членов экипажа, не в ущерб их и своей безопасности.

У нас, например, когда мы путешествуем вдвоем, обязанности распределяются элементарно: один - водитель и ответственный за подготовку и техническое состояние машины, выполнение вспомогательных работ, а вторая - ответственная за подготовку и использование столово-кухонных и постельных принадлежностей, заготовку, хранение и расходование, пополнение продуктов питания, приготовление пищи, а также за штурманские дела. Учитывая состав и состояние здоровья членов экипажа, аптечка машины дополняется необходимыми медикаментами.

Выбор и прокладка маршрута

Владимир Высоцкий говорил: «Лучший маршрут тот, который еще не пройден». В длительное путешествие нельзя выезжать без тщательной разработки плана поездки, не представляя весь маршрут от начала до конца с учетом возможных его вариантов. Маршрут выбирается и затем может несколько раз уточняться. Эта работа обычно начинается в общих чертах после совершения очередного путешествия, а затем приобретает штурманский характер.

Первоначально определяется общее направление путешествия, например - Нижнее Поволжье или Карпаты, или Кавказ. Этот выбор зависит от нескольких моментов: желания посетить родные или знакомые места, навестить по пути родных и друзей, принять участие в каких-то мероприятиях (фестиваль, юбилей, ярмарка), познакомиться с новыми городами и районами, отдохнуть в определенных местах: на море, в горах...

Затем намечаются основные города, магистрали, пункты, где хотелось бы побывать. Обычно за одно путешествие хочется охватить как можно больше объектов. Учитывая, что сеть автомобильных дорог в стране, особенно в Европейской части страны, довольно разветвленная, приходится составлять, как правило, несколько вариантов маршрута. Так, проехать с Северного Кавказа в Закавказье можно по трем маршрутам: через Сочи, Баку и Крестовый перевал. А из Москвы в Санкт-Петербург можно проехать через Великие Луки и Псков, или через Вологду и Тихвин, или через Тверь и Новгород Великий.

При выборе основного варианта маршрута приходится учитывать обстановку в регионах, через которые он проходит, отношение там к автотуристам, качество дорог, удобства для ночевок и отдыха экипажа, технического обслуживания машины, пополнения запасов продовольствия, воды, бензина и т.п. Разумеется, каждый вариант маршрута надо рассматривать в виде полосы шириной до 100-200 км с каждой стороны основной магистрали, в которой могут оказаться интересующие объекты. Проезд к ним необходимо также включать в маршрут. Например, Пушкинское Большое Болдино отстоит от магистрали Москва-Чебоксары примерно на 130 км южнее, но его обязательно надо включать в маршрут тем, кто уважает Пушкина и еще там не бывал.

Выбранный маршрут накладывает, как правило, дополнительные требования к автомобилю. Они связаны с природно-климатическими условиями и возможностями технического обслуживания машины на маршруте. Если протяженность маршрута составляет 5-10 тыс. км, а ряд регламентных работ предстоит провести раньше, то их необходимо провести до выезда в путешествие.

Итак, в результате выбора и прокладки маршрута, согласования его с членами экипажа к выезду должны иметься расписание по дням и часам, график движения с местами остановок и ночлегов, пунктами заправок бензином и маслами, проведения ТО при необходимости и т.д. После тщательного осмотра машины необходимо устранить замеченные недостатки: заменить, скажем, ненадежные или вырабатывающие ресурс детали, обращая особое внимание на шины, тормозные колодки, ведомый диск сцепления, ремень вентилятора и др.

Туристское снаряжение

Дальние автопутешествия обычно рассчитываются на отпускной период, на 2-4 недели. Ясно, что без заранее подготовленного туристского снаряжения в таком путешествии будет плохо. Состав этого снаряжения зависит от природно-климатических условий на маршруте, времени года, состава и интересов членов экипажа, продолжительности стоянок и в целом путешествия, возможностей размещения груза на машине.

Это снаряжение настолько многообразно, что запомнить на память все необходимое невозможно. В то же время отсутствие какого-то предмета может доставить в пути много неудобств, даже неприятностей. Поэтому необходимо заранее составить и согласовать с членами экипажа перечень состава туристского снаряжения общего и личного пользования, постараться все намеченное приобрести и не забыть взять в дорогу. Бывает так, что забытое дома уже невозможно восполнить в пути. Перечень примерного туристского снаряжения включает обязательные и специальные группы предметов (см. табл.1).

Таблица 1

Группы предметов туристского снаряжения

Обязательные Специальные
Одежда (дорожная, спортивная, выходная) Обувь Столово-кухонные принадлежности Спально-постельные принадлежности Палатка Хозяйственные предметы Кинофотоаппаратура Туристские приборы (компас, бинокль, карты и атлас автодорог...) Спорткультпредметы (мячи, бадминтон, карты игральные, шахматы, шашки) Рыболовные снасти Водокупальные принадлежности Принадлежности для сбора и заготовки ягод, грибов Аудио- видеоприборы (малогабаритный телевизор, магнитофон...)

При прохождении маршрута по оживленным трассам, хорошо оборудованным сетью турбаз, предприятиями общественного питания, магазинами спорттоваров, ряд предметов можно и не брать.

Палатка необходима, если, во-первых, в экипаже три или более человек; во-вторых, в пути планируется многодневная стоянка, во время которой приятнее отдыхать в палатке, поставленной рядом с машиной. Если путешествие совершается вдвоем, стоянки кратковременны, то бывает, что спать удобно в машине. Тогда можно обойтись и тентом, с помощью которого можно сделать навес над машиной и рядом с ней, где установить столик, стулья, шезлонги. Комплектация одежды и обуви, их количество и качество, конечно, определяются условиями путешествия и желаниями членов экипажа.

Что из продуктов целесообразно заготавливать заранее и брать в дорогу? Это, во-первых, продукты длительного хранения (тушенка, сухари, крупы, вермишель и макароны, соль и перец, сгущенное молоко, кофе и чай, кондитерские изделия и т.п.) с учетом аппетита и вкуса каждого члена экипажа. Ясно, что не всегда нужно брать с собой все продукты на все путешествие - нужно ориентироваться и на пополнение их в пути.

Продукты продуктами, но их нужно тоже готовить для непосредственного употребления. Горячая пища обязательна для человека, тем более для туриста. Удобным является таганок с одной или двумя конфорками и съемными ножками. Конечно, понадобятся тарелки, чашки, кружки, ложки, вилки и ножи, салфетки. Вот только к взятым в путь источникам тепла надо относиться осторожно: следить, чтобы они не подтекали, - в них все же не водица, а бензин, и хранить в плотных пленочных мешочках, подальше от продуктов, лучше всего на верхнем багажнике, если он есть. В пути не обойтись и без питьевой воды, захочется попить и квасок, молоко, пиво, разные соки. Для них в машине должны быть соответствующие емкости и место для размещения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...