Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические измерения культур по Триандису.

Проблема истинности стереотипов. Механизмы стереотипизации. Функции стереотипов.

Стереотип – это какое-либо устоявшееся отношение (негативное или позитивное) в адрес чего-либо. Этнический стереотип – это относительно устойчивое представление о моральных, физических и умственных качествах какой-либо этнической общности. Существуют некоторые мнения ученых – психологов о сомнениях в адрес истинности стереотипов. Одним из таких ученых является У.Липман, который считал, что они не точны и ложны. Позже стереотипам вообще приписывался мифологизм и их считали ничем большим, чем ложь. Исходя из этого был даже введен термин «социотип», который обозначал общепринятое и верное знание о соц.группе. Только психолог О.Клайнберг развеял эти мнения, так как считал, что доля истины в стереотипах есть. Проверка истинности стереотипа: 1.Совпадение стереотипов 2-х групп в отношении 3-ей. 2.Совпадение автостереотипа и гетеростереотипа. 3.Отчетливость и постоянство во времени. 4.Точность стереотипа выше, чем больше сходство между культурами. Необходимо всегда различать стереотипы, как явление социальное и стереотипизацию, как психологический процесс. Раньше стереотипизацию рассматривали, как один из случаев категоризации, но их нельзя приравнивать друг к другу, так как: стереотипизация – последствие категоризации (мы можем идентифицировать человека, как члена категории, но не приписывать ему стереотипы); стереотипизация - последствие категоризации соц.объектов). Под механизмами стереотипизации понимаются когнитивные процессы, которые происходят в группе и способствуют созданию представлений о своей и чужой группах. Механизм: 1.Схематизация – формируются схемы представлений, которые становятся стереотипа­ми 2.Категоризация - хаотичные представле­ния о своей или чужой группе объединяются в ка­тегории и создаются этнические стереотипы 3.Рационализация - стереотипы формируются посредством оправда­ний и логического объяснения стеретипизирующей группой по отношению к чужой группе 4.Каузальная атрибуция - негативные гетеростереотипы формируются на основании этнической принадлежности и на основе этноцентризма, а автостереотипы фор­мируются позитивными. Функции стереотипизации (или стереотипов): 1.Психолоическая (упрощение информации и ее типизация; экономия психол.усилий при освоении незнакомой реальности) 2.Социально-психологическая (поддерживает межгрупповую дифференциацию и позитивную этнич.идентичность). 3.Социальная (сохраняет существующие отношения; объясняет и оправдывает существующие отношения между группами).

Социальная каузальная атрибуция, ее проявления. Мотивационное и когнитивное обоснования существования каузальной атрибуции в межгрупповых отношениях.

Кауза – причина. Атрибуция – приписывание свойств. Социальная каузальная атрибуция – это интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Данная атрибуция: 1.Социальна по происхождению 2.Является групповой, так как направлена на члена группы. Функции: формирование, усиление, поддержание позитивной групповой идентичности. Проявления: 1.Проявляется в этноцентризме – тенденции приписывания внутренних причин позитивному поведению своей группы и негативному поведению других (при благоприятных условиях межгруппового взаимодействия, как правило не проявляется). 2.Проявляеся в дифференциации своей и чужой групп (противопоставления в пользу своей группы через сопоставление, которое не исключает критичности к деятельности и качествам обеих общностей, до противопоставления в пользу чужой группы). 3.Проявляется в первичной ошибке – приписывание внешних причин негативного поведения своей группы и позитивного чужой. Так как существует данная тенденция в приписывании причин «чужим» и «своим», появилось два объяснение этому: мотивационное и когнитивное. Согласно мотивационному обоснованию, в основе социальных атрибуций лежит мотив защиты своей группы или даже «чистый этноцентризм». Когнитивное обоснование - к тем или иным атрибуциям приводят не аттитюды, а универсальный процесс межгрупповой категоризации и ее более частный случай — стереотипизация. Мотивационная модель механизмов, лежащих в основе социальных атрибуций, предсказывает использование внутренних и/или стабильных причин для объяснения позитивного поведения «своих» и негативного поведения «чужих» вне зависимости от ожиданий, основанных на стереотипах. А сторонники когнитивистской модели утверждают, что существует тенденция приписывать поведению, которое согласуется со стереотипами, внутренние и/ или стабильные причины, а поведению, которое не согласуется со стереотипами, — внешние и/или нестабильные причины вне зависимости от того, позитивно это поведение или негативно и кому оно свойственно — «своему» или «чужому».

Психологические измерения культур по Триандису.

Важными для социологии культуры стали исследования Триандиса и Хофстеде. Эти исследования лежат в рамках кросс-культурной психологии. Психологические измерения культур впервые предложил Триандис, предложив три измерения: 1.Сложность-простота 2.Индивидуализм-коллекивизм 3.Открытость-закрытость. Он считал, что эти характеристики влияют на людей не прямо, а косвенно через принятые в культуре ценности и нормы.

Сложность Простота
Для сложных культур хар-но внимательное отношение ко времени; наличие специфичных соц.ролей Для менее сложных хар-но менее внимательное отношение ко времени; наличие размытых ролей
Закрытость Открытость
Люди должны вести себя в соответствии с групповыми нормами и нарушение норм строго карается группой; Для людей таких типов культур свойственно стремление к предсказуемости, определенности и безопасности Соблюдение норм менее строгое, есть понимание того, что для достижения чего-то необходима свобода, инд.творчество и создание новых норм
Индивидуализм Коллективизм
Инд.цели не менее важны, чем коллективные, а иногда и более; мотивация личности или человека опр.стремлением к достижению; самооценка определяется возможностью делать то, что хочет, что ему надо; в решении конфликтов приоритет отдается своим целям; поведение объясняется личными хар-ми человека; причины успеха приписываются себе; человек больше склонен рассказывать о себе; стремятся менять ситуацию под себя. Предпосылки инд.: материальное благосостояние, соц.миграции и урбанизация. Групповые цели важней, чем индивидуальные; мотивация определяется принадлежностью к группе; самооценки инд.определяются его полезностью для группы и тем, что он не является обузой для группы; в решении конфликтов человек склонен действовать в пользу группы; поведение человека трактуется с позиции норм, принятых в группе; причины успеха приписываются помощью других; свойственно больше знать и рассказывать о других; подстраиваются под ситуацию
Недостатки данных типов культур
Более высокий уровень преступности; одиночество; выше уровень разводов и семейных конфликтов, заболеваний, связанных со стрессами. США, Австралия, Германия, Великобритания, Франция и др. Авторитаризм; Давление на личность; Низкая ценность отдельной личности и иногда человеческой жизни. Корея, Япония, Китай, Перу, Пакистан и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...