Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика создания и перспективы развития рыночной среды.

До сих пор основные усилия правительства по реформированию экономики, прежде всего, концентрировались на контролировании инфляции и смягчении воздействия переходного процесса на население Беларуси. К сожалению, последней цели зачастую придавалось большее значение, чем контролю над инфляцией. Нежелание правительства устанавливать бюджетные ограничения и закрывать убыточные предприятия, где это необходимо, а также широко распространенное использование целевых кредитов и бюджетных дотаций скорее создают инфляцию, а не контролируют ее. Этот подход, возможно, снизил уровень открытой безработицы, но мало что сделал для усиления потенциала предприятий к экономическому росту и поддержания более высокого жизненного уровня белорусского народа. Продолжение этих политических мер принесет мало пользы в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе даже повысит стоимость реализации необходимых структурных реформ. Пока предприятия, особенно в промышленности и сельском хозяйстве, не будут превращены в эффективные, прибыльные экономические субъекты, цели правительства по повышению стабильности и жизненного уровня будут находиться под серьезной угрозой.

Таким образом, приоритетными мерами, направленными на достижение стабильности, являются либерализация цен и формирование их под воздействием рыночных сил, а также расширение денежной массы примерно в соответствии с ростом ВВП с целью предотвращения инфляции.

Привлечение инвестиций.

Высокий уровень иностранных инвестиций, которые может привлечь страна, – это хороший показатель качества ее инвестиционного климата. Иностранные инвесторы готовы делать инвестиции почти в любой стране мира. Поэтому они предпочитают страны с такой инвестиционной средой, которая обеспечивает максимальный доход с минимальным риском. Даже таким богатым ресурсами странам, как нефтедобывающие, следует беспокоиться о качестве деловой среды: инвесторов не привлекают такие страны, где разрешения на инвестиции, покупку зданий и земли, формирование цен на продукцию, определение налоговых обязательств и оплату контрактов заказчиками зависят от произвольных решений государственных органов власти. Инвесторы предпочитают вкладывать инвестиции в те страны, где эти вопросы решаются прозрачными законами, которые одинаково обязательны для всех инвесторов и не требуют специального обращения к органам власти, что часто приводит к коррупции.

 

Рис. 6. Прямые иностранные инвестиции на душу населения 1993 -1997 год

Мнение иностранных инвесторов относительно качества инвестиционного климата в Беларуси по сравнению с другими странами бывшего Советского Союза и странами Восточной Европы вполне очевидно из рисунка 6. Эта картина является очень драматичной, если уровень инвестиций на душу населения в Беларуси сравнивать с такими странами, как Словения и Польша. Если в Беларуси инвестиции составляют лишь 1 доллар США на человека, то Словения и Польша привлекают около 50 долларов США, а Чешская Республика и Эстония – около 100 долларов США на человека в год. Эти страны едва ли имеют природно–экономические преимущества перед Беларусью с ее непревзойденным географическим положением, тесными связями и хорошим доступом как к восточным, так и западным рынкам, квалифицированной рабочей силой и отличной базовой производственной инфраструктурой. Нет сомнений в том, что Беларусь обладает огромным потенциалом для расширения притока прямых иностранных инвестиций только за счет улучшения инвестиционного климата.

Меры, которые можно относительно легко предпринять для достижения этой цели, сосредоточены в трех основных областях:

а) формирование цен под воздействием конкурентных рыночных сил,

б) разработка прозрачной и справедливой правовой базы, соответствующей международным стандартам,

в) создание благоприятной среды.

Рекомендованные здесь действия в равной мере важны для привлечения как внутренних, так и иностранных инвестиций. Отношение и ко внутренним, и к иностранным инвесторам должно быть одинаковым. Опыт других стран свидетельствует о том, что доля внутренних инвесторов в общем годовом объеме инвестиций составляет примерно 80– 90%. Поэтому они имеют чрезвычайное значение для общей стратегии экономического роста.

Цены, формируемые рынком.

Одним из слагаемых успеха в осуществлении перехода от системы административного регулирования к рыночной экономике является размещение ресурсов на основе формирования цен под действием рыночной конкуренции. Без конкурентного формирования цен рыночная экономика потерпит крах. В рыночной экономике цены являются по существу единственным ориентиром для эффективного размещения ресурсов.

Инфляция, административное регулирование цен или ограничение рентабельности, субсидии, монополистические рыночные структуры, препятствия созданию и закрытию предприятий, установление цен государственными предприятиями, необоснованные налоговые ставки и барьеры внешней торговле – все это искажает цены, уменьшая тем самым перспективы для эффективного использования ресурсов и быстрого улучшения жизненного уровня. Если инвестор не может руководствоваться решением правительства о том, что цены формируются рынком, если существует серьезный риск, что правительство вмешается в формирование цен, то велик и риск того, что доходы обернутся потерями, а инвестор обратит свой взор на другие рынки.

В условиях системы административного регулирования, унаследованной Беларусью от советской эпохи, цены были скорее элементом бухгалтерского учета, чем механизмом принятия решений в производстве и потреблении. Цены устанавливались посредством волевых решений, а не конкурентных сил спроса и предложения. Когда предприятие получало "сверхприбыль" при преобладавшем административном регулировании цен, то ее излишки изымались у предприятий с помощью налогов или их участием в содержании различных социальных объектов. Когда директивные цены на производственное сырье и продукцию приводили предприятия к убыткам, правительство прибегало к помощи субсидий, выделению централизованных капиталовложений и целевых кредитов банковской системы.

Начав переход к рыночной экономике, Беларусь приступила к либерализации цен, чтобы их формирование происходило под воздействием рыночных сил. В некоторых областях экономики эта задача почти решена. Например, к 1995 году практически вся продукция промышленности была свободна от всех видов ценового контроля. Это было большим достижением. Большинство сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки также было освобождено от ценового регулирования. Однако все еще существует ограничение торговых надбавок на черный хлеб, молоко, мясо и т.д.

Бесплатных обедов не бывает. Как и многие правительства в странах третьего мира, Беларусь стремилась помочь бедным путем установления искусственно низкой цены на хлеб. Хлеб является особенно важным источником питания для бедных, поэтому данный подход на первый взгляд кажется разумным. Однако у него есть серьезные недостатки, и это, в конечном итоге, дорого обходится всем, включая бедных.

Если выпечка буханки хлеба стоит, скажем, 50 центов, а ее продают за 25 центов, то убытки хлебозавода должны компенсироваться, иначе он разорится. В Беларуси частичной компенсацией являются искусственно низкие цены на муку, основанные на искусственно низких ценах на зерно, закупаемое у сельскохозяйственных предприятий через государственную систему торговли зерном. Например, в 1995 году государственная закупочная цена на зерно составляла только 65 долларов США за тонну при мировой цене 121 доллар США за тонну. Этот подход перекладывает бремя субсидирования цен на хлеб на фермеров, получающих за зерно меньше, чем стоит его производство. В результате этого и аналогичной практики ценообразования на мясо, молоко и молочные продукты в сельском хозяйстве было сконцентрировано больше всего убыточных предприятий Беларуси. За сельским хозяйством следовали торговля и общественное питание, где убытки также частично вызваны регулированием цен.

Чтобы помочь фермерам выжить в условиях низких цен на зерно, правительство использовало два разных подхода. С одной стороны, правительство заставило банковскую систему предоставить огромные кредиты сельскому хозяйству. В результате доля кредитов сельскому хозяйству в общей сумме кредитов резко возросла, в то время как доля сельского хозяйства в общем ВВП снизилась. Субсидирование сельского хозяйства Беларуси с помощью больших объемов дешевых кредитов, предоставляемых банковской системой, повысило инфляцию и процентные ставки на капитал. С другой стороны, правительство поддерживает также Фонд поддержки сельскохозяйственных производителей, из которого сельскому хозяйству выделяются прямые бюджетные субсидии для закупки материалов и капитального оборудования.

В конечном итоге, цена, которую потребители платят за дешевый хлеб, превышает его полную стоимость. Они берут кредиты по процентным ставкам, повысившимся из–за оттока кредитных ресурсов на поддержку убыточных предприятий в сельском хозяйстве. Заработная плата потребителей ниже из–за дефицита и высокой стоимости инвестиционных средств, необходимых для модернизации промышленности и повышения производительности труда. Потребители платят также более высокие налоги для финансирования субсидий сельскохозяйственным предприятиям.

Гораздо эффективнее было бы, прежде всего, просто продавать хлеб по его полной стоимости и предоставлять бедным прямые денежные субсидии или талоны на продукты питания, чтобы помочь им покупать хлеб по его полной цене. Субсидии бедным составили бы лишь незначительную часть в огромном объеме субсидий, необходимых для компенсации искаженной цены на хлеб, которая в результате есть не что иное, как субсидия всем, а не только бедным. Если бы не затраты на компенсацию всех убытков, порождаемых "дешевым" хлебом, то правительство могло бы снизить налоги и предоставить более адекватные субсидии тем, кто действительно беден. Если бы все платили за хлеб по его реальной стоимости, то все – в том числе и бедные – питались бы лучше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...