Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое эпиграф и эпитафия

Очерк

«Опасный жанр литературы»

Надо уметь придать очерку такой дидактический характер, который будит мысль и заставляет читателя вместе с вами созерцать материал, внутренне сталкивать его.

Михаил Кольцов

Очерк — это один из главнейших и трудных жанров художественной публицистики. Особенность его заключается в соединении двух составляющих: художественной и аналитической. Автору очерка важно не просто исследовать свой предмет, а художественно его осмыслить, наглядно-образными средствами подчеркнуть проблемность ситуации, на частном случае показать общее. Именно художественностъ очерканеобходимое условие его действенности.

В наши дни встретить данный жанр на страницах прессы — это большая удача. К сожалению, современные журналисты незаслуженно забыли об очерке. Очерк обладает удивительной публицистической силой, ведь не случайно еще «неистовый репортер» Эгон Киш называл его «опасным жанром литературы».

На что прежде всего следует обращать внимание редактору при работе над очерковым текстом? Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.

Разумеется, при подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко. «Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», — писал Михаил Ефимович, — а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал,...чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте». Пожалуй, лучше и не скажешь.

С помощью чего достигается очерковость текста? Здесь редактору нужно помнить о четырех основных моментах.

Во-первых, важная характеристика текстов данного жанра —- документализм. Очеркист стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен очеркисту. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Во-вторых, предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

В-третьих, данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.

В-четвертых, огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

Особое внимание редактору, работающему над данным жанром, следует уделять языку. Кольцов писал: «Из всех видов языков самый красивый, самый замечательныйязык очерка, это язык самый точный, и, если ты найдешь для выражения какого-либо понятия самое точное слово, оно вместе с тем будет самым красивым».

По предмету отображения сегодня исследователи различают портретный, проблемный и путевой очерк. Тематика тоже может стать категорией для выделения разновидностей очерка: социальный, производственный, экономический и т.д.

План работы (пример):

1. Проблема

Портретный очерк — это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача — увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем — частное.

Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

3. Противоречие

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.

4. Акценты

Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.

Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.

5. Описание персонажа

Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

7. Ситуация

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой — образ — проблема

Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

9. Оценки

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задачаненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

 

Фельетон

Излюбленное оружие публициста

Фельетон — это камень, который дает широкие, далеко расходящиеся круги на воде.

Михаил Кольцов

Фельетон — произведение периодической печати, автор которого ставит цель осмеять какое-либо негативное социальное явление или даже зло. Юмор, ирония здесь выступают главным оружием журналиста. А осмеяние и разоблачение в фельетоне происходят через систему художественно осмысленных образов.

Редактор, которому посчастливится работать с текстом фельетона, прежде всего должен обратить внимание на факт, положенный в его основу. Основным фактом фельетона может стать не любой, а лишь как бы вобравший в себя все признаки явления, с которым борется автор. То есть факт, в котором эти признаки словно выпирают, гипертрофированы.

«Фельетон только тогда ценен, когда за фактом мы видим важные явления общественного порядка. Иначе это анекдот», — писал блестящий публицист Михаил Кольцов.

Второй важный момент — это осмысление в фельетоне. Данный жанр основывается на сатирическом анализе отдельных явлений действительности. Именно этот анализ играет в фельетоне первую скрипку, а не набор сатирико-юмористических приемов, которые журналист использует для осмысления и подачи материала.

Редактору следует помнить о роли и силе юмора в фельетоне. Далеко не все факты негативной социальной действительности уместно и нужно подвергать осмеянию. Есть вещи, над которыми смеяться кощунственно. Кроме того, смешное находит в фельетоне место не ради смеха. Здесь за смешным скрыта глубокая мысль автора. Смех в фельетоне — особый. Это смех над чем-то грустным, смех сквозь слезы.

«Нельзя представить себе, чтобы читатель смеялся над фельетоном от первой до последней строчки, — учил начинающих фельетонистов Кольцов. — Если читатель хотя бы раз улыбнулсяхороший фельетон, если два разаотличный».

Подготовка фельетона — дело трудоемкое, требующее и усилий, и таланта. При его редактировании необходимо следить за последовательностью смысловых частей, логикой развития мысли автора, установлением причинно-следственных связей.

Большое значение в фельетоне имеет язык, точный и образный.

Фельетон по природе своей может обладать чертами других жанров. Именно поэтому исследователи выделяют ряд разновидностей фельетона. Различают «маленький» и «большой» фельетон. Иногда говорят о фельетоне-памфлете, фельетоне-очерке, фельетоне-рассказе, фельетоне-обозрении, фельетоне-диалоге, фельетоне-монологе, фельетоне-дневнике, фельетоне-письме, фельетоне-пародии, фельетоне-размышлении и т.д.

Особенностью данного жанра, вскрывающего комическую сущ­ность отрицательных фактов и явлений действительности, является соединение трех начал: публицистического, художественного и сатирического. Отличительными чертами — идентификаторами — фельетона служат своеобразие тона, непринужденное, живое, окрашенное иронией изложение, присутствие неожиданных, резких переходов, сильно выраженная личность автора, непосредственно сталкивающегося с описываемыми явлениями и выступающего по отношению к ним как общественный обвинитель.

Как уже было сказано, сегодня практику публикации фельетонов в газетах и журналах нельзя назвать широкой и регулярной. Тем не менее произведения, обладающие чертами фельетона, можно увидеть на страницах «Литературной газеты», «Советской России», журнала «Журналист».

Из истории жанра

Считается, что фельетон возник во французской газете «Журналь де деба». В номера газеты стали добавлять отдельный листочек, в котором давалась политическая, хозяйственная информация, события моды, театра, светского общества. Этот листочек («feuille» в переводе с французского — «лист, листок») и стали называть фельетоном.

Памфлет

«Сочинение, полное яда»

Сатирасамый наступательный, самый атакующий, самый вредоносный вид литературного оружия.

Михаил Кольцов

Памфлет — злободневное сатирическое произведение периодической печати, направленное на обличительную критику какого-либо реакционного явления, либо строя в целом, либо человеческих пороков, уничижение опасных в социальном плане личностей, носителей зла и утверждение нового и прогрессивного.

Если в фельетоне главным средством борьбы с социальным злом становится ирония, то памфлетист имеет дело с более грозным оружием — сатирой. Этим прежде всего и отличаются тексты данных жанровых форм.

Данный жанр обладает опасной сатирической силой. Не случайно выдающийся французский публицист, автор знаменитого «Памфлета о памфлетах» Поль-Луи Курье называл памфлет «сочинением, полным яда».

Редактору необходимо помнить, что сатиру памфлета следует использовать лишь в крайних случаях, когда все остальные известные средства перед лицом социального зла оказались бессильными.

Сатира как прием имеет свои особенности. «Сатира не должна быть осмеянием пороков и слабостей, но порывом, энергиею раздраженного чувства, громом и молниею благородного негодования. В ее основе должен лежать глубочайший юмор, а не веселое и невинное остроумие», — писал В.Г. Белинский.

Для памфлета характерна типичность, масштабность. Если фельетонист высмеивает некоторые черты героя, то объектом памфлетиста, как правило, становится человек, социальный тип в целом.

Данному жанру присущ драматизм, конфликтность. Известный памфлетист Жюль Ренар оригинально и точно описал непростую суть своей работы: «Нынче для того, чтобы сделаться памфлетистом, надо сначала быть великим лириком. Эпоха булавочных уколов миновала. Читатель позабавится лишь в том случае, если мы будем швырять друг другу в головы целые дома».

При редактировании таких сатирических произведений основное внимание следует уделить композиции: в ней заключается большая сатирическая сила памфлета.

«Здесь есть своя рама своей формы, — говорил Михаил Кольцов о памфлетно направленном очерке, — которая независимо от пройденного территориального, хронологического или какого угодно пути, замыкает тему в свой рисунок, в свой многоугольник или круг, дает свое начало и свой конец вещи».

Исследователи данного жанра, публицисты единодушно отмечали особый стиль, дух памфлета. Манера письма памфлета — это «единство «чувства и разума», органичный сплав логических доводов, богатого фактического материала (вплоть до цифровых выкладок), художественных и публицистических элементов и смеха, который имеет саркастический оттенок».

Памфлет на страницах прессы сегодня — явление чрезвычайно редкое. Это и понятно — чтобы работать в данном жанре, журналисту необходимо обладать незаурядными литературными способностями.

«Фельетонист или памфлетистэто своего рода «человек-оркестр», который должен попеременно или даже одновременно что-то исполнять на разных инструментах», — так Кольцов определял нелегкую задачу журналистов, отважившихся работать в жанрах фельетона и памфлета.

Редактор же должен знать и уметь работать с такими методами художественно-публицистического осмысления действительности, как ирония, гротеск, гипербола, сарказм, литота, сатирическая типизация и др.

 

Из истории жанра

 

Единой точки зрения на происхождение термина «памфлет» не существует. Одни авторы утверждают, что «памфлет» — слово английское, другие — французское, третьи — греческое. По данному вопросу есть несколько мнений.

Так, некоторые исследователи считают, что слово «памфлет» закрепилось в XVIII в. в английском и французском языках, а затем перешло в лексикон других народов. Есть точка зрения, согласно которой впервые термин возник в Англии и встречается уже у Шекспира («Генрих VI», гл.1.). В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона говорится следующее: «памфлет{от англ. palme feuillet«ладонь» и «печатный лист») листок, который держат в руке». В «БСЭ» читаем: слово «памфлет» происходит от французского «palme feuillet» и означает «летучий листок». Здесь же — от названия популярной английской комедии XII в. «Pamphilius». Кроме того, другие исследователи полагают, что слово «памфлет» произошло от греческого «ратт fhlego», что в переводе означает «все воспламеняю», «все испепеляю» или «ярко пылающий». В литературе есть ссылки на то, что данный жанр был назван по имени одного из авторов — парламентария лорда Памфлета (1668 г.).

Первым памфлетистом считается древнегреческий баснописец Эзоп. Основоположниками европейского памфлета являются французский ученый, философ Блез Паскаль и английский писатель Бернард Мандевиль. В ряду имен отечественных памфлетистов первым называют имя Д.И. Писарева.

Редактору нужно различать памфлет и пародию.

Пародия — сатирическое произведение периодической печати, основным средством которого является имитация героев, высмеиваемых пародистом. Подражая своим персонажам, журналист тем самым обращает внимание аудитории на какие-либо негативные стороны, изъяны в характере, поведении своего объекта. Поэтому главное в таких материалах — это точность в изображении пародируемого явления.

Смех пародиста имеет свои особенности. Если в фельетоне основной формой отображения действительности является ирония, в памфлете — сарказм, в эпиграмме — острота, то главным оружием пародии становится насмешка.

Способность к пародированию — весьма ценное, но, к сожалению, редкое в журналистике качество. Однако пародии время от времени появляются в печати.

 

Сатирический комментарий

Остроумно о серьезном

 

Сатирический комментарий — произведение периодической печати, структурно напоминающее аналитический комментарий.

В тексте сатирического комментария четко выделяются факт, как правило, известный аудитории, и остроумные, ироничные высказывания журналиста. Целью данных публикаций становится осмеяние какого-либо феномена.

Для редактора важно, что, в отличие от очерка, фельетона или памфлета, в которых используется типизация, сатирический комментарий может основываться на любом повседневном событии. Это более легкий в содержательном смысле и оперативный жанр. Поводом к написанию материала такого жанра могут стать отдельные поступки людей, их высказывания, поведение и т.д.

Сегодня сатирические комментарии достаточно часто появляются в самых разных изданиях. Как правило, это очень читабельные, небольшие по объему, остроумные публикации, написанные на вполне серьезные темы.

Сатирический комментарий — жанр незаменимый с точки зрения быстрого реагирования издания на актуальные события жизнедеятельности общества. Случается, он здорово выигрывает перед комментарием аналитическим, а иногда может стать предвестником фельетона — об этом необходимо помнить при редактировании материалов, написанных в жанре сатирического комментария.

Житейская история

Были и небылицы

 

В журналистике всегда были популярны так называемые истории о простых людях. Иногда данные публикации называют житейскими историями, или рассказами в газете. Это материалы, основу которых составляет повествование о жизни людей или отдельных эпизодах из нее, поступках, житейских ситуациях, неожиданных поворотах судьбы.

Особенность рассказов в газете состоит в том, что при их написании автор, сохраняя документальную достоверность, использует художественное переосмысление реальных фактов. Поэтому редактор особое внимание должен уделять и точности изображаемого, и образному, яркому языку произведений, фактору наглядности. Ведь даже самая обычная житейская история может быть преподнесена необычным образом, и ее обязательно заметят на газетной полосе и с интересом прочтут.

На житейские истории несколько похожи легенды.

Легенда — произведение периодической печати, основанное на реальных исторических событиях, но с определенной долей вымысла. Материалы, написанные в данном жанре, встречаются на страницах периодической печати довольно часто. И они вполне имеют право на существование. Ведь, как правило, их появление связано с какой-либо тайной. То, что люди не знают достоверно, они додумывают, домысливают. Эти устоявшиеся в народе версии и используют журналисты при разработке темы.

 

Эпиграф и эпитафия

Что такое эпиграф и эпитафия

 

В группе художественно-публицистических жанров есть жанровые формы, которые играют на страницах газет и журналов довольно скромную роль. Однако жанры всякие нужны.

Эпиграфами обычно называют небольшие тексты, которыми открывается произведение. Как правило, в данных текстах заключается главная идея автора.

Эту роль эпиграфы играют и на полосе периодического издания. Только здесь они предваряют журналистский материал, объединяют несколько текстов или помогают читателю настроиться на определенный тон. Отличительными чертами данного жанра являются художественное обобщение и отсутствие документальных фактов, четкого новостного повода.

Эпитафию можно спутать с некрологом. Тексты данных жанров посвящены личности умершего. Однако если поводом для написания некролога является сама кончина человека, эпитафия пишется в связи с какими-либо памятными датами, например, годовщиной смерти. То есть некролог сообщает о смерти человека, а эпитафия служит напоминаем об умершем, его достоинствах, плодах его труда.

Жанровые особенности эпитафии объясняют и активное использование художественно-публицистических методов. Например, часто эпитафия пишется на основе воспоминаний людей, которые хорошо знали умершего, а поэтому облекается в форму мемуаров.

 

Анекдот и шутка

«Привилегия богов и людей»

Однажды Демокрита спросили:

- Как ты познаешь истину?

- Я смеюсь,ответил Демокрит.

Довольно часто на страницах периодики встречаются тексты, основная задача которых развлечь, развеселить читателя. Как правило, данные произведения не имеют глубокого социального подтекста и служат только для удовлетворения праздного интереса.

Смех в данных публикациях отличается от смеха в фельетоне и памфлете. Это легкий, игривый смех, помогающий читателю отвлечься от повседневных забот, поднять настроение.

Не стоит недооценивать произведения, цель которых рассмешить читателя. Они необходимы в журналистике, как и материалы других жанров. Уметь заставить людей смеяться — это благородное искусство. Не случайно древний философ Демокрит говорил: «Смехэто привилегия богов и людей».

Сегодня с определенной долей условности уже можно различать жанровые разновидности данных материалов. Рассмотрим анекдот, шутку, игру.

Анекдотом называют журналистское произведение, в основу которого положена реальная ситуация, но переосмысленная автором в русле сюжета известного аудитории анекдота. Случается, что в подобных материалах используется сразу несколько анекдотичных ситуаций.

Журналист вполне может стать и родоначальником новой байки, подметив и описав смешной факт, прочитав которую, читатель скажет: «Анекдот да и только!».

Шуткой именуют материалы, в которых автор активно использует вымысел, мистификацию. Это могут быть тексты об очевидно фантастических событиях, а могут быть на первый взгляд вполне правдоподобные, но рассчитанные на сюрприз в конце. В любом случае данные шуточные произведения нацелены на развлечение читателей.

Некоторые исследователи в качестве самостоятельного жанра выделяют игру. Игра — произведение периодической печати, содержащее информацию, которая требует разгадки. Это может быть текст-головоломка, текст-кроссворд и т.д.

Редактор, работая с такими текстами, должен помнить о самоцензуре. Чувство меры здесь может оказаться весьма полезным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...