Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К вопросу о развитии капитализма на Востоке.




Поэтому на востоке капитализм может развиваться только за счет государства. Развитие пойдет лишь тогда, когда государство будет заинтересовано в этом. Так было и с Японией. В 70-е гг. строительство фабрик и заводов – все это создавало государство. А в 80-е гг. они начали на льготных условиях передавать фабрики в частные руки. Казна была единственным финансовым мешком. А в большинстве других случаев местный капитал мог его поддерживать в форме рассеянной мануфактуре. До перехода не была финансово-экономических и политических условий. Многие ценности буржуазной культуры не могли получить сколько-нибудь развития. Отсутствовало, прежде всего, престиж производительного труда. Дух экономической инициативы. Культ бережливости и накопительства. Культ циркуля заменялся культом сабли. Даже иностранные специалисты, приглашенные на фабрики получали ниже жалование раза в 2 чем простая зп секретаря. Фабрика с большим трудом завоевывала себе место. Зп были низкие. Реформы, осуществлявшиеся в течение долгого времени, сделали свое дело и создали в ряде районов необходимые условия, когда стал возможен выход. В к.19в. на общем фоне повсеместного распространения и мелкотоварного ремесла. Накануне первой мировой в крупнейших экономических центрах – Стамбул, Салоники, Смирна. Насчитывались десятки современных предприятий.

Здесь палки вставлял не сколько иностранный капитал, сколько своя администрация. Развивалась только легкая промышленность. Текстильные фабрики работают на импортном сырье. Но не доставало профессиональных кадров, власти не достигли понимания промышленной деятельности. Развитие фабрики не было подготовлено общеисторическим ходом событий. Это было забегание вперед. Это также просматривается и при характеристики строительства жд. В работе жд транспорта не было связи с экономическими центрами, да и работали они на европейскую промышленность. Строительство и эксплуатация вскрывает в османском обществе неподготовленность к таким переменам. Были соц-экон и политические препятствия. Была нехватка рабочей силы, была очень большая. Анатолийские жд строили на первых порах итальянские рабочие. Арабы-кочевники полагали, что прокладка жд дороги повлияет на них отрицательно. Бедуины решились исконных источников жд, это привело к бунту племен-кочевников. Да и была общемировоззренческая неподготовленность. Например, от жд дороги откручивали гайки. От телеграфа брали провода (проволоку) на хозяйство.

Однако где появляется жд стали резко быстро развиваться товарное хозяйство в деревнях. Рост товарности сх шел не под влиянием внутреннего спроса, а в результате развития экспорта. Он стал развивать ускоренное развитие отраслей. Когда экономика начала работать на внешний рынок. То связи внутри захиревают. В условиях османской империи обе эти сферы стали развиваться в отрыве друг от друга. С первой трети была устойчивая тяга к европеизации. У различных групп османского населения изменились потребности. Их тянет на европейские товары. Стоимость османского импорта равнялось 1/5 ВВП Турции. Это и есть разрыв воспроизводственной цепи. Неравномерность. Более быстро эти процессы идут в балканских провинциях. Это особая неравномерность самая отсталая была Анатолия – священная земля турок. Разные уровни подготовленности и обусловили особенности социальной истории. Формирование новых социальных слоев имело особенности. Были черты, свойственные только османской буржуазии. Основные позиции османской империи в торговле занимала не турецкая инонациональная буржуазия. Все население делилось на милеты, члены милетов выполняли исторически обусловленные. Торговля операции главным образом сосредотачивались в немусульманских милетах. Лидировали греки – примерно 50% капитала в производстве и торговле. 25% - армяне. Говорят. Что так исторически сложилось. Экономическая деятельность массы турок концентрировалась на сх, земля - главное мерило богатства. Верхи турецкого общество монополизировали государственную и военную службу. А это очень мало способствовало к переходу занятий нетрадиционного типа. Поэтому многочисленное турецкое купечество было занято внутренней торговлей. Но это один момент. Не менее важна другая. Другая сторона – эти христианские подданные османской империи они пользовались покровительством европейских держав и закрепили посредничество. Разбогатевшие на торгово-посреднических операций купцы вкладывали бабки в строительство фабрик. Квалифицированные рабочие – это те же греки, армяне. Развитие турецкой и ненациональной буржуазии находились в зависимости от соц-экономич условий. И эта разница стимулировала увеличение развития, и это рельефно проявлялось в имущественном положении. Христианские компрадорские слои были богаче. Это усиливало антагонизм. Этому же противоречие способствовали и административные реформы. Образованные слои, а это все те же христиане, позволили потеснить исламское население. Христиане двигаются в администрацию. Они могут к казне припадать. Приобщение христиан к государственному аппарату – это резко повышало их социальный статус. Это вызвало страшное негодование. Началось все это еще в эпоху реформ.

Армянская резня сер 90-х был инспирирована султанскими властями. Армян ненавидели можно предположить, что та социальная катастрофа напоминала геноцид. Но вместе с тем смели торговую буржуазию. Т.е. это своеобразие отторжения мусульманами развивающего капиталистического капитала. Естественный исторический ход эволюции был изменен сверху, а во-вторых, извне. И в экономическую общественно-политическую жизнь империи, на выработку которых потребовались историч эпохи. Вроде развитие капитализма убыстряется, но эти процессы капитализма имели прерывистый характер.

Египет. Реформы Саида и Исмаила читать самостоятельно. + развитие колониального капитализма в условиях английского оккупационного режима.

Кромер хотел превратить Египет в платежеспособную колонию. Это значит, что он сделал египетских филахов платежеспособным. Это уже говорит о том, что Кромер со своей задачей справился.

Развитие колониального капитализма, связанного с усилением экспансии. Синтез традиционного и современного. Все это неизбежно накладывало свой отпечаток на традиционные и политические процессы. Во всех отсталых многоукладных переходных обществах появляется образованная элита, она мб религиозной или светской. В каждой стране в этих обществах появляются переходные личности, которые пытаются как-то понять объяснить. Они начинают осознавать, что их общество больно. Это врачи-диагносты. Они отвечают на два вопроса «Кто виноват?» «что делать?» что делать – лекарство от болезни. Кто виноват – это причина болезни. В мусульманских странах был Джамаль ад дин аль Афгани в Турции – это новые османы и младотурки. В Иране – панисламисты, в Индии – образование индийского национального конгресса. В Китае – Кан Ювэй, Сунь Ятсен. Самые разные личности, религии, ситуации – а идеи одни. Это потрясает. Общая тенденция. Все отвечают, виноваты два врага – существующий режим и европейский экспансионизм. А что делать? Менять режим. Как? С помощью конституции и парламента. Ситуации были однотипны. Они все отсталые, зависимые, многоукладные. Один источник вдохновения – западные политические системы. Центральным звеном всех воззрений были идея национального возрождения – создание сообщества адекватное нациям запада. И догоняющая Европу модернизация. Цель восточного реформизма не столько в стремлении к уподоблению Европе, сколько поиск пути к такой мобилизации сил общества, которая бы способствовала обретению сил, равнотождественности Европе, но при дистанцированности и даже противостоянии этому внешнему влиянию. Эта идея была многовариантна. От жесткого почвенничества (традиционализм) до столь же жесткого западничества (Япония, где хотели отказаться от собственного языка и культуры). Социальная идея на востоке не имела значения. По сути дела азиатская интеллектуальная элита весь 19 век вела диалог с Европой и к 20в она прошла от пробуждения Европы, она прошла от идеализации до разочарования.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...