Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция государственного управления

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                               

                                                                                                     

                                                                                                                      

                                                                                                                                                                                            

                                                                                                    экз. №

                                              

                                                                             На правах рукописи

 

 

                               Астахов Андрей Андреевич

                  

 

 

УДК [623.002,8:338.245.8]:339.13

 

             ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

             РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

                                             РОССИИ

 

                      20.01.07 - Военная экономика

 

 

             Диссертация на соискание ученой степени

                       доктора экономических наук

 

 

                                                      Научные консультанты:

                                                      Член-корреспондент РАН

                                                       доктор исторических наук

                                                       профессор А.А.Кокошин

                                                      Член-корреспондент АВН

                                                       доктор экономических наук

                                                        снс В.В.Бандурин

 

                                      Москва - 1995


СОДЕРЖАНИЕ                                                                                 стр.

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... 4

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ.................................................................................... 15

1.1. Анализ итогов научно - производственной деятельности       

оборонного комплекса в 1993-1995гг..........................................   16

1.2. Анализ основных проблем конверсии оборонной        

промышленности в условиях проведения жесткой финансово-

кредитной политики........................................................................ 55

1.3. Анализ соответствия существующей системы управления 

конверсией ОК новым экономическим и политическим условиям.. 69

ВЫВОДЫ........................................................................................ 86

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90    

2.1. Основные цели и задачи развития системы управления        

конверсией оборонного комплекса.................................................. 90

2.2. Структура системы управления конверсией оборонного        

комплекса и основные функции ее субъектов................................ 102

2.3. Методический подход к оценке эффективности

функционирования системы управления конверсией.................... 111 

2.4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования

системы управления конверсией в условиях политики финансовой

стабилизации.................................................................................. 119

ВЫВОДЫ......................................................................................... 128

 

КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА...................... 132

3.1. Финансово-кредитные методы управления развитием

оборонного комплекса..................................................................... 133

3.2. Предложения по совершенствованию налоговой политики в

оборонном комплексе....................................................................... 136

3.3. Предложения по совершенствованию кредитной политики в

оборонном комплексе....................................................................... 151

3.4. Предложения по совершенствованию политики финансирования

создания и закупок ВВТ................................................................... 156

3.5. Предложения по выбору внебюджетных источников       

финансирования развития оборонного комплекса.......................... 168

ВЫВОДЫ........................................................................................... 180

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА................. 185

4.1. Государственное управление конверсией - основа сохранения

научно-производственного потенциала оборонного комплекса.... 185

4.2. Организационные и институциональные преобразования в

оборонном комплексе....................................................................... 196

4.2.1. Финансово - промышленные группы...................................... 200

4.2.2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка

малого бизнеса................................................................................. 206

4.3. Повышение роли государственного управления региональной

и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых

предприятий...................................................................................... 217

ВЫВОДЫ........................................................................................ 225

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 228

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................... 233

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ зарубежного опыта функционирования

ФПГ.................................................................................................... 242

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели финансирования оборонного

комплекса России............................................................................. 252

 

 


 

 

                                 ВВЕДЕНИЕ

Комплекс оборонных отраслей промышленности всегда был интегрирован в народное хозяйство страны. Экономика оборонных отраслей промышленности, несмотря на некоторые льготные условия функционирования, является органической составной частью экономики страны, выполняя три основные макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:

экономическое обеспечение оборонной безопасности;

обеспечение ускорения научно-технического прогресса;

обеспечение товарного рынка технически сложной промышленной продукцией гражданского назначения.

Поэтому в диссертации рассмотрены условия функционирования оборонного комплекса (ОК) в рамках тех событий, которые происходили в предыдущие годы и которые в основном сказались на результатах его деятельности в современный период.

Как известно, важным этапом, обусловившим работу отраслей ОК в период 1989-1990 гг., является конверсия военного производства и перевод экономики страны на рыночные отношения.

Начальным импульсом для осуществления конверсии военного производства было объявленое в конце 1988 г. в ООН решение об одностороннем сокращении военного бюджета СССР на 14,5%, закупок ВВТ - на 19,5%, численности ВС на 500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом Президиума ВС СССР от 21.03.1989г, определившим сокращение расходов на оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80, 81/.

Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была такова. В результате шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство ВВТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на мирные цели, освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства.

Указанные процессы в соответствии с традиционными подходами плановой экономики были отражены в заданиях Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1990 г. и Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г.

Хронологически конверсия ОК совпала с процессами перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике. Это не случайно.

Во-первых, шаги по одностороннему сокращению ВВТ явились важным проявлением нового мышления в военно-политической области, в направлении разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных блоков.

Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как один из немногих реальных источников ресурсов для стоящих перед страной социально-экономических проблем.

Однако при планировании конверсии необходимо было учесть отечественный и зарубежный опыт в этой области, выявить преимущества и недостатки различных вариантов конверсии, реализовать первые и избежать вторых. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это сделано не было. Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии / 3, 4, 6, 56, 77, 91/.

Как уже говорилось, конверсия в ОК совпала по времени с началом перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд прежних органов государственного управления, связанных с планированием и обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались ликвидированными. От методов административно-командного управления стали переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их реализации.

Система перспективного планирования конверсии и развития ВВТ перестала функционировать. Кроме этого, дестабилизация финансово-кредитной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям резко усугубила положение оборонных предприятий, особенно конверсируемых. Специфические особенности и особое положение предприятий ОК не в полной мере нашли отражение в законодательных актах Верховного Совета РФ, документах Правительства РФ и указах Президента РФ, осуществляющих концепцию перехода к рыночной экономике.

Характерными особенностями работы законодательных органов государственного управления по подготовке и введению в действие основополагающих актов по преобразованию системы экономических отношений в стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в достижении цели, разрыв по срокам введения, противоречивость, несогласованность. Это может быть отнесено к законодательным и нормативным актам о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности, о налоговой системе, о конверсии, об акционерных обществах и т.д.

Процесс суверенизации бывших союзных республик привел к распаду сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило научно-производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу срыва многие программы вооружения и конверсии.

Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий, как и для экономики страны в целом, характеризовался началом реальных экономических реформ, выражающихся в правительственной политике либерализации экономики, стабилизации финансов и денежной системы, приватизации и развития предпринимательства, структурной перестройки экономики.

Однако значительная часть мероприятий по либерализации и стабилизации, осуществленная в первые месяцы 1992 года, не была достаточно последовательной и взвешенной.

Жесткость стабилизационных мероприятий способствовала возникновению кризиса взаимных неплатежей.

В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад производства. Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих доходов за счет роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства и  накопления, к дезориентации предприятий.

Суммируя сказанное, можно кратко сформулировать основные факторы, повлиявшие на особенности работы оборонных отраслей промышленности в период 1991-1995гг.:

В области политико-правовой среды:

курс на разоружение и конверсию военного производства;

курс на переход к рыночной экономике;

процессы активного законотворчества, не в полной мере учитывающие специфические особенности предприятий оборонного комплекса;

кризис исполнительной власти;

ликвидация системы централизованного планирования;

В области экономической среды:

резкое сокращение ассигнований на ВВТ;

общий спад производства;

распад хозяйственных связей;

непоследовательные меры по реформированию ценового, налогового и кредитного механизмов;

инфляция.

В области социальной среды:

падение уровня жизни работников ОК;

дифференциация доходов;

проблемы занятости.

Таким образом, сложившаяся с учетом этих факторов система финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса практически перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям, характеризующим вхождение российской экономики в качественно новый этап развития.

Оборонный комплекс России - это целостная организационно-экономическая система отраслей, промышленных и научных предприятий и организаций, предназначенная для выполнения исследований, разработок, производства и поставок ВВТ. Она представляет собой наиболее качественный компонент экономики народного хозяйства страны.

Здесь сосредоточен крупный научно-технический потенциал, дающий 40% всех научных и конструкторских разработок, высококвалифицированные кадры рабочих, инженеров и ученых.

Для России более рациональное в современных условиях использование такого потенциала - это, с одной стороны, крупнейший шанс перестройки и модернизации народного хозяйства, один из решающих факторов успешного преодоления стоящих перед страной экономических и социальных проблем, с другой стороны - гарантия обеспечения ее национальной безопасности.

Масштабы военного и гражданского производства в России, трудности финансово-экономического обеспечения, несовершенство организации и управления конверсией порождают ряд проблем, решение которых позволит повысить эффективность общественного производства.

Целью диссертации является решение научной проблемы разработки теоретических и методологических основ совершенствования финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях рыночных преобразований.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

комплексный анализ состояния и проблем развития оборонного комплекса России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики;

анализ соответствия существующей системы управления конверсией оборонного комплекса новым экономическим и политическим условиям;

разработка методологических основ развития системы управления конверсией военного производства с учетом коммерциализации создания ВВТ;

разработка концепции финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса с учетом специфических особенностей производства ВВТ;

разработка предложений по совершенствованию налоговой и кредитной политики в оборонном комплексе;

разработка предложений по совершенствованию политики финансирования создания и закупок ВВТ;

разработка предложений по выбору внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса России;

разработка концепции государственного управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации;

разработка предложений по совершенствованию государственного управления развитием оборонного комплекса на основе организационных и институциональных преобразований;

разработка предложений по повышению роли государственного управления региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых предприятий.

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я.

Методы исследования, применяемые в диссертации, основываются на методологии военно-экономического и финансового анализа, включают системный анализ и синтез, методы исследования операций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...