Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность.




Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней создается 22,2 % стои­мости произведенной промышленной продукции, сосредоточе­но 26,0 % промышленно-производственных основных фондов, занято 36,3 % общей численности промышленно-производ-ственного персонала страны (2004 г.).

Машиностроительный комплекс отличается широким раз­витием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основан­ных на производственной специализации и кооперировании, что усиливает интеграционные процессы в экономике Беларуси и стран СНГ. Выпуская орудия труда для разных отраслей хо­зяйства, комплекс способствует модернизации и реконструк­ции производственного потенциала страны в целом.

Машиностроение — ядро комплекса, имеет сложную структуру и делится на отрасли: транспортное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, производство технологического оборудования для промышлен­ности и другие группы. Каждая из отраслей в свою очередь со­стоит из нескольких подотраслей. По стадиям технологического процесса производства выделяют заготовку, механическую обработку и сборку.

Потребности внутреннего рынка обусловили расширение масштабов производства и рост удельного веса машиностроения для легкой и пищевой промышленности, бытовой техники, ма­шин и оборудования для животноводства и кормопроизводства.


В Республике Беларусь выделяются следующие подотрасли машиностроения.

Автомобильная промышленность - производит четвертую часть всей продукции машиностроения. Представлено 38 предприятиями и организациями: специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, а также ряд ведущих предприятий.

Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ») является ним из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов, специализированной и другой автомобильной техники. Номенклатура выпускаемой продукции включает более 300 моделей и модификаций. Это автомобили и автопоезда для междугородных и международных перевозок, автомобили-самосвалы, автобусы, лесовозные тягачи повышенной проходимости, шасси под комплектацию кранами, бетоносмесителями, цистернами, коммунальной и дорожной техникой, созданы первые троллейбусы. В настоящее время преобладают три семейства грузовых автомобилей грузоподъемностью от 4,5 до 20 т: МАЗ-64221 и МАЗ-6430 для международных пе возок, МАЗ-4370 для городских и местных перевозок. В 2000 г. начат выпуск трехосного седельного тягача МАЗ-64228 с сило­выми агрегатами Ярославского моторного завода мощностью 400 л.с, отвечающего нормам Евро-2 по экологическим требованиям. Продукция РУП «МАЗ» в основном реализуется в России (более 70 %), в Беларуси (около 20 %), других странах (2—3 %), странах вне СНГ (3—5 %).

Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ», г. Жодино) специализируется на выпуске карьерных самосвалов боль­шой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяже­лого транспортного оборудования, применяемого в горнодобы­вающей и строительной отраслях промышленности. Продук­ция предприятия — это карьерные самосвалы грузоподъемно­стью от 30 до 220 т; техника для обслуживания карьеров: фрон­тальные погрузчики, колесные бульдозеры, тягачи-эвакуато­ры; техника для подземных работ (шахтные вагоны, механиче­ские крепи для лавовых комплексов), а также тяжеловозы и шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи и другое тяжелое транспортное оборудование. В 2005 г. изготовлен опытный образец карьерного самосвала грузоподъ­емностью 320 т.


РУП БелАЗ» входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники. Самосвалы РУП «БелАЗ» отличаются поышенной удельной мощностью, высокими показателями плавности хода, маневренностью, легкостью в управлении, надежностью. Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации при разработке полезных ископаемых в северных широтах и жарких тропиках. Основными потребителями продукции РУП «БелАЗ» являются горнодобывающие предприятия Российской Федерации (в 2002 г. было от­ужено почти 75 % всей продукции), другие страны СНГ. В Бе­ларуси рынок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30— 55 т используется только несколькими добывающими пред­приятиями, в карьерах которых завод проводит испытания этой техники. Карьерные самосвалы поставляются на рынки дальнего зарубежья более чем 50 стран мира, что составляет около 30 % мирового рынка карьерных самосвалов. Развивает­ся собственная товаропроводящая сеть РУП «БелАЗ», которая обеспечивает поставки потребителям более 90 % общего коли­чества реализуемой техники.

Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ») в разное время производил локомобили, мостовые краны, автоскреперы, самосвалы, автопогрузчики и другую технику. В послед­ние годы значительно расширена номенклатура выпускаемых машин по специальным заказам наряду с основными видами продукции, которая включает самоходные скреперы, автопо­езда для подземных работ и тоннелей, тягачи для буксировки самолетов, погрузчики, самосвалы повышенной проходимо­сти, автобетоносмесители, шасси под монтаж различного обо­рудования.

Минский завод колесных тягачей (УП «МЗКТ») разрабатыва­ет и производит многоосные автомобили высокой проходимости. Первоначально такие машины использовались исключительно (90-95 %) для военных целей — устанавливались зенитно-ракетные комплексы и ракеты различного класса. Сегодня производятся седельные тягачи, армейские многоцелевые полноприводные шасси и шасси повышенной проходимости, предназначенные для монтажа различных установок — ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин, под краны грузоподъемностью 50 т, самосвалы, экскаваторы, автопоезда (50—70 т) для транспортировки нефтяных и газовых труб по дорогам общего пользования и в труднодоступной местности.

Продукция УП «МЗКТ» экспортируется в Россию, Украину, Казахстан, страны Средней Азии, Балтии. Создано совместное белорусско-китайское предприятие «Санцзян—Волат» в провинции Хубэй.

Производство автобусов сосредоточено на Минском автомобильном заводе и Лидском заводе «Неман». Крупнейшим производителем является РУП «МАЗ» — он вышел на проектную мощность более 1000 автобусов в год. На РУП «МАЗ» предусматриваются создание и освоение новых типов автобусов в том числе городского трехосного автобуса пассажировместимостью от 115 до 125 человек для работы в крупных городах со значительными объемами пассажиропотоков; малогабаритно­го автобуса (до 30 мест); модернизация междугородного автобу­са МАЗ-152 пассажировместимостью до 50 человек. Поставка автобусов РУП «МАЗ» осуществляется в Россию, Румынию, Латвию, Украину.

К автомобилестроению относят также производство мото­циклов, которое сосредоточено на Минском мотоциклетном и велосипедном заводе (ОАО «Мотовело»).

В автомобилестроении широкое развитие получили специа­лизация и кооперирование. Отдельные узлы и детали произво­дят: Борисовский завод «Автогидроусилитель» (гидроусилите­ли рулевого управления для автомобилей); Борисовский завод автотракторного электрооборудования (стартеры и другое элек­трооборудование); Гродненский завод «Белкард» (карданные валы к автотехнике); Гродненский завод автоагрегатов (амор­тизаторы); Щучинское АО «Автопровод» и др. На автомобиле­строение работают многие предприятия и производства других отраслей промышленности — химической и нефтехимической (автошины и резинотехнические изделия, искусственная кожа, эмали, краски), стекольной (автостекло) и др.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Подотрасль включает более 35 предприятий, которые обеспечивают техникой агропромышленный комплекс страны.

Одним из крупнейших производителей пропашных тракто­ров в мире является Минский тракторный завод (РУП МТЗ). Производственные мощности предприятия позволили в 1990 г. осуществить выпуск 100,7 тыс. тракторов. Всего со дня основания РУП «МТЗ» произведено более 3 млн. машин, из которых около 500 тыс. поставлено на экспорт примерно в 110 стран мира включая США, Канаду, Германию, Египет, Пакистан и другие страны. Завод обеспечивает 7—8 % мирового объема тракторных поставок.

Маневрирова­ние выпускаемой продукцией различного назначения позволит повысить устойчивость и эффективность работы предприятия в сложных условиях рыночной экономики.

Структура рынков сбыга в 2003—2004 г. была следующей: Российская Федерация - 52—54 %, другие страны СНГ — 21—23, страны вне СНГ - 24—25 % общего объема выпускаемой продукции в физическом измерении).


Расширению рынков сбыта способствует создание сборочных производств. Продукция, собранная на территории стран-участников различных экономических союзов, становится товаром местного производства, что позволяет беспрепятственно проникать на рынки близлежащих государств. Первое сборочное производство было организовано в Польше (1995 г.), затем в Эфиопии и Египте. Предполагается создать сборочные заводы на Кубе, в Болгарии, Казахстане, Иране и других странах.

На тракторостроение в первую очередь работает Минский моторный завод (РУП «ММЗ») — крупнейшее предприятие по выпуску дизельных двигателей, которое производит более 70 % двигателей по отношению ко всем моторостроительным заво­дам стран СНГ, выпускающим двигатели сельскохозяйственно­го назначения.

Тракторостроение объединяет также ряд специализированных заводов: Витебск — тракторных запасных чаетей Бобруйск — тракторных деталей и агрегатов, Минск — шестерен и тракторных запасных частей, Борисов — агрегатный, Гомель — пусковых двигателей, Сморгонь — агрегатный и др.

Сельскохозяйственное машиностроение объединяет почти 70 предприятий, где работают около 100 тыс. человек. Номенклатура производимой сельскохозяйственной техники доведена до 430 наименований, что на 90 % обеспечивает потребности страны в технике отечественного производства.

Крупнейшим предприятием отрасли является Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения (ПО «Гомсельмаш»), который выпускает до 40 различных модификаций машин, освоено производство зерноуборочного комплекса.

Выпуск зерноуборочных комбайнов осуществляет ОАО «Лидагропроммаш».

Производство техники, обеспечивающей механизацию основ­ных работ в картофелеводстве и овощеводстве, сосредоточено на втором крупнейшем в республике заводе сельскохозяйственно­го машиностроения в Лиде (ОАО «Лидсельмаш»). Здесь выпус­кают картофелесажалки, картофелекопатели, культиваторы-окучники и другую технику. Машины и оборудование для кор­мопроизводства и механизации животноводства производятся на предприятиях Мозыря, Могилева, Бреста, Светлогорска, Гродно, Слонима; техника для внесения органических и мине­ральных удобрений — в Бобруйске (РУП «Бобруйскагромаш»).

Станкостроительная и инструментальная промышленность - представлена 32 предприятиями, а также специальными кон­структорскими бюро, научно-исследовательскими и проектно-технологическими организациями. Номенклатура выпускаемой продукции включает примерно 350 типоразмеров металлоре­жущих станков, 60 типоразмеров деревообрабатывающих станков, 45 типоразмеров кузнечно-прессовых машин. Удельный вес продукции, поставляемой на экспорт, составляет более 40 %, в том числе в страны СНГ — 36 %, в дальнее зарубежье — 4—5 %.

Снижение спроса на дорогостоящее наукоемкое оборудова­ние, отсутствие у потребителей реальных средств на перевооружение станочного парка сдерживает развитие подотрасли.

Крупнейшими предприятиями станкоинструментальной промышленности Беларуси являются:

Минский завод автоматических линий имени П.М. Машерова (МЗАЛ). За годы своей деятельности выпустил около 20 000 специальных станков и 1500 автоматических линий. Специализируется на создании агрегатных, специальных и токарных станков, автоматических линий на базе этих станков, сборочного оборудования, автоматизированных комплексов;

Минский станкостроительный завод имени Октябрьской революциимногооперационные фрезерно-расточные станки с числовым программным управлением (ЧПУ), обрабатывающие центры, продольно-строгальные, долбежные, балансировочные станки и др.;

Минский станкостроительный завод имени СМ. Кирова - отрезные, протяжные, специальные, деревообрабатывающие другие станки и оборудование;

Витебский станкостроительный завод «Вистан» — станки высокой и особо высокой точности с числовым программным управлением, обрабатывающие центры, станки для подшипниковой промышленности, полуавтоматы круглошлифовальные для обработки коленчатых валов, а также автоматические линии;

Витебский станкостроительный завод «Визас» — универсально-заточные станки с ЧПУ для обработки сложнопрофильных деталей;

Гомельский станкостроительный завод имени СМ. Кирова — обрабатывающие центры, консольно-фрезерные, долбеж­ные станки;

Гомельский завод станочных узлов и завод «Гидропривод»;

Гомельский литейный завод «Центролит» — отливки чугунные для станкостроения и межотраслевых производств;

Оршанский станкостроительный завод «Красный борец» плоскошлифовальные станки высокой точности, шлифовальные станки для обработки сложных криволинейных поверхностей, комплексы с ЧПУ для гидроабразивной резки металла, стекла, керамики, другое оборудование.

Станкостроение получило развитие также в Барановичах (заводы автоматических линий и станкопринадлежностей), Молодечно (станкостроительный завод), Пинске (РУП «Кузлитмаш» по выпуску кузнечно-прессовых и литейных автоматических линий). Металлорежущий, слесарно-монтажный и другой инструмент производится на большинстве машиностроительных предприятий и специализированных заводах в Минске, Кобрине, Орше, Борисове.

Основной задачей на перспективу является эффективное ис­пользование потенциала станкостроительной и инструменталь­ной промышленности как фондообразующей отрасли машино­строения, удовлетворение потребностей машиностроительного комплекса конкурентоспособным металлообрабатывающим обо­рудованием и инструментом, увеличение объемов экспортных поставок.

Приборостроительная, радиотехническая, электротехни­ческая, электронная, оптико-механическая промышленность. Данные подотрасли машиностроения в наибольшей степени соответствуют экономическим условиям нашей страны, так как ориентируются на использование квалифицированных рабочих, инженерно-технических работни­ков, научно-технического и инновационного потенциалов. Кроме того, они относятся к неметаллоемким и неэнергоемким, что важно для страны, которая не имеет крупной металлургии и энергетики.

Наукоемкое машиностроение является ядром военно-промышленного комплекса (ВПК). Предприятия ВПК производят продукцию двойного назначения (бытовую технику и наукоемкие изделия военной техники) — электронные и оптические приборы, средства связи и системы управления; выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по модернизации военной техники и созданию новых образцов.

Вместе с тем наукоемкие предприятия входят в состав межгосударственных корпоративных структур (ФПГ), которые объединяют производственные, материальные и финансов ресурсы взаимосвязанных предприятий и банковских структур Беларуси и России: «Электронные технологии», «Точность», «Интернавигация», «Оборонительные системы».

Приборостроение занимает определяющее место в достижении высокого качества продукции белорусских предприятий.

Основными предприятиями приборостроения Беларуси являются: Борисовское РУП «Экран» (выпускает технику для навигации и пилотирования самолетов, антиблокировочные автомобильные системы, сложные электроприборы); Витебский завод электроизмерительных приборов (электроизмерительные приборы, преобразователи измерительные, электросчетчик электронные, микрокомпрессоры); Гомельский завод измерительных приборов (аналитические приборы и электродные системы); Бобруйский завод весоизмерительных приборов.

Радиотехническая промышленность включает свыше 70 предприятий, научно-производственных объединений, научно-исследовательских и проектно-технологических институтов. По отдельным оценкам, объем продукции отрасли составляет около 35 % объема подобной продукции, производимой в странах СНГ.

Телевизионное производство представлено в Беларуси крупнейшими пред­приятиями отрасли — ОАО «Горизонт» (Минск) и РУП «Ви­тязь» (Витебск), которые выпускают цветные телевизоры с ка­чеством, дизайном и потребительскими функциями мирового уровня.

Производство средств связи, других видов из­делий проводится на следующих предприятиях:

- Минское производственное объединение вычислительной техники — цифровые автоматические телефонные станции, персональные ЭВМ, компьютерные сети, учебные классы, электронные кассовые аппараты, ультразвуковые расходоме­ры — счетчики учета воды и теплоты, многослойные печатные платы;

- Минский приборостроительный завод — измерительные приборы, осциллографы, бытовая электротехника, электроин­струмент;

- Молодечненский радиозавод «Спутник» — системы ста­ционарной и подвижной радиотелефонной связи;

- Минский завод «Калибр» — радиоизмерительные прибо­ры и устройства, логические анализаторы, программаторы для интегральных схем, печатные платы;

Новополоцкий завод «Измеритель» — системы телеметрии различного назначения, преобразователи частоты, аппаратура спутниковой навигации, изделия телекоммуникации и связи, системы видеонаблюдения.

Электронная промышленность призвана обеспечивать радиотехническую промышленность и приборостроение интегральной элементной базой и компонентами. Тесная взаимосвязь электронной и радиотехнической промышленности обусловила появление новой подотрасли — радиоэлектронной промышленности. Уровень промышленного развития современного государства определяется уровнем производства и потребления изделий электронной техники. Электронная промышленность становится главной движущей силой экономики многих стран мира. Например, если продажа 1 т сырой нефти может принести до 20 дол. США прибыли, то 1 кг промышленной продукции в производстве сложной радиоэлектронной бытовой техники дает прибыль до 50 дол., в авиации — до 500—600 дол. в электронике — до 3000 дол. (1 кг кристаллов современных сверхбольших интегральных схем стоит в 2,4 раза дороже 1 кг золота).

Электронная промышленность Беларуси включает: Госу­дарственный научно-производственный концерн «Планар», НПО «Интеграл», Витебский завод радиодеталей «Монолит», Пружанский завод радиодеталей, Минский НИИ радиоматери­алов. Основная продукция — интегральные микросхемы, полу­проводниковые приборы, жидкокристаллические индикаторы и панели; широкий спектр монолитных керамических конден­саторов; оптико-механическое, сборочное и контрольно-изме­рительное оборудование для радиоэлектронной промышленнос­ти; медицинская техника и оборудование, в том числе искусст­венный клапан сердца.

Правительством страны принята Государственная програм­ма развития и повышения эффективности работы микроэлект­ронной отрасли Республики Беларусь на 2001—2010 гг. В ре­зультате ее реализации получили развитие наукоемкие направ­ления электронной промышленности:

разработка прецезионного, оптико-механического, конт­рольно-измерительного и сборочного оборудования для произ­водства сверхбольших интегральных схем;

разработка и серийное производство конкурентоспособ­ной элементной базы для телевизоров 5—6-го поколений, тех­ники связи, вычислительной техники, промышленной и быто­вой радиоаппаратуры;

разработка серии чип-конденсаторов, чип-индуктивностей и изделий из пьезокерамики и др.

Электротехническая промышленность включает 16 предприятий, наиболее крупными из них являются: Минский электротехнический завод имени В.И. Козлова — выпускает трансформаторы силовые и малой мощности, оборудование для электростанций; Могилевский завод «Электродвигатель» — асинхронные электродвигатели, системы управления электродвигателями; Гомельский завод «Электроаппаратура» — низковольтную аппаратуру; Лидский завод электроизделий — светотехническую продукцию, Брестский электроламповый завод — лампы накаливания общего и специального назначения. Кабельно-проводниковые изделия производят «Беларускабель» (Мозырь), «Гомелькабель», Щучинский завод «Автопровод».

Оптико-механическая промышленность — важнейшая отрасль наукоемкого комплекса Беларуси, специализируется на производстве: космической и авиационной топографической ап­паратуры; киноаппаратуры; фотографических комплексов; при­боров и дальномеров, в том числе с использованием лазеров; при­боров ночного видения; оптико-электронных устройств для бро­нетанковой техники, стрелкового и охотничьего оружия; меди­цинской аппаратуры с лазерными системами. На предприятиях отрасли производятся также станки для обработки оптических деталей, вакуумные установки для нанесения покрытий на оп­тические детали, станки для резки стекла, кварца, керамики. Многие виды оптико-электронных и лазерных разработок нахо­дятся на уровне мировых научно-технических стандартов.

Первенцем оптического приборостроения в Беларуси явля­ется Минский механический завод имени СИ. Вавилова (1957 г.). На его базе было создано Белорусское оптико-механическое объе­динение «БелОМО», куда вошли вновь построенные предприятия с замкнутыми циклами производства: Лидский завод «Оптик», заводы «Зенит» (Вилейка), «Свет» (Жлобин), «Диапроектор» (Рогачев), Сморгонский завод оптического станкостроения, ком­плекс научно-исследовательских лабораторий и др.

На рынках дальнего зарубежья реализуется в основном оптическая продукция (прицелы для стрелкового оружия и бронетанковой техники, сложная медицинская техника и др.). Основными ее потребителями являются арабские страны (Египет, Ливия и др.), государства Восточной (Чехия, Словакия) и Западной Европы (Нидерланды, Италия), развивается сотрудничество с Индией и отдельными странами Центральной Африки (Нигерия).

Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение.

Наиболее крупные предприятия подотрасли: ОАО «Амкодор — Ударник» (Минск), завод «Могилевтрансмаш», «Могилевлифтмаш», Мозырский машиностроительный завод, Волковысский завод кровельных и строительно-дорожных машин, Белорусский экскаваторный завод (г.п. Кохоново Витебской обл.), ПО «Белкоммунмаш» (Минск).

В Беларуси получило развитие машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство оборудования для предприятий торговли и общественного питания, бытовых приборов.

Оборудование и запасные части для легкой промышленности выпускают десятки предприятий, среди которых только одно специализированное — ОАО «Завод швейных машин» в Орше (промышленные и бытовые швейные машины, раскройное оборудование). Большая часть необходимого оборудования про­изводится предприятиями легкой промышленности самостоя­тельно.

Брестский машиностроительный завод (машины и обору­дование для мясокомбинатов);

Барановичское предприятие «Торгмаш» (машины и обо­рудование для предприятий массового питания и торговли — мясорубки, картофелечистки, машины протирочные, шкафы холодильные, павильоны торговые, мини-кафе, мини-рынки, торговые навесы);

Гродненский завод торгового машиностроения (торгово-технологическое оборудование и инвентарь, посудомоечные ма­шины, электроводонагреватели);

Минское РУП «Экспериментально-конструкторское бюро машиностроения» (оборудование для мясокомбинатов, изготовление и монтаж цехов первичной переработки скота и птицы).

В Беларуси представлены и другие виды машиностроения - судостроение (Витебск, Речица, Гомель, Пинск); произведство машин для добычи торфа (Гомель) и др.

Перспективы развития машиностроительной и металлобрабатывающей промышленности базируются на реализации мероприятий Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, в соответствии с которым целевыми ориентирами определены: ежегодный прирост объемов производства не менее 5 % при опережающих темпах роста экспорта; снижение материалоемкости продукции на 2 -3%; достижение уровня рентабельности не ниже 25 %. Политика структурных преобразований предусматривает повышение удельного веса отраслей и производств передового технологического уклада — электроники, точного машиностроения, приборостроения.

 

 

ЛЕКЦИЯ 8. ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (продолжение)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...