Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Художественная культура романского периода средневековой Европы.

Европа в период зрелого феодализма. Роль церкви в политической и общественной жизни, е влияние на формирование культуры. Усиление монастырей и возникновение могущественных монастырских конгрегаций. Аббатство Клюни как глава разветвленной сети монастырей в странах континентальной Европы. Клюнийский проект церковной реформы. Распространение паломничества и его причины. Главные центры и пути паломничеств. Значение этих путей для развития торговых и культурных связей между отдельными районами Европы. Первые крестовые походы. Возвышение цистерианского ордена в ХII в. и его роль в борьбе религиозных и философских течений. Борьба номиналистов и реалистов. Пьер Абеляр и Бернар Клервосский. Распространение ересей на юге Франции.

Рождение светской литературы в средневековой Европе. Поэзия вагантов. Первые литературные редакции эпических поэм на национальных языках. «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Поэма о Сиде». Расцвет куртуазной литературы – лирика провансальских трубадуров, миннезанг. Появление рыцарского романа.

Искусство романского периода. Происхождение термина «роман­ский» и его условность. Общность основных стилистических призна­ков романского искусства для всех стран Западной Европы и разли­чия локальных школ. Церковное и светское искусство.

Подъем строительной деятельности в Европе на рубеже X и XI вв. Стилистические черты романской архитектуры. Воплощение в облике романского храма идеи крепости, противостоящей злу окру­жающего мира. Замок- жилище и крепость феодала. Планировка и за­стройка городов. Новые задачи, вставшие перед церковным зодчест­вом в связи с развитием паломничеств. Типы романских храмов. Но­вые конструкции.

Изобразительное искусство романского периода. Декорировка хра­мов. Появление рельефов на наружных стенах и порталах церковных зданий. Монументальная скульптура и живопись, их дидактический характер. Расширение круга сюжетов, широкое распространение эс­хатологических тем («Апокалипсис», «Страшный суд»). Светские изображения в романских храмах. Сюжеты, почерпнутые из средне­вековой литературы, античной мифологии, отзвуки древних верований, образы, созданные народной фантазией. Стилистические черты роман­ского искусства. Подчинение скульптуры и живописи архитектурным формам и их тесная связь с плоскостью стены. Отказ от создания зрительной иллюзии пространства и объема. Строгое соблюдение принципа иерархии, произвольность пропорций фигур. Динамичность рисунка, стремление к эмоциональности. Высокое чувство декоратив­ности. Проблема синтеза архитектуры, скульптуры и живописи в ро­манском искусстве,

Искусство Франции

Франция в XI и ХII вв. Разобщенность страны в XI в. Английские владения на севере и западе, вассальная зависимость Бургундии от Германской империи, самостоятельность южных про­винций. Постепенное объединение Франции в конце XI - ХII в. и укрепление королевской власти.

Архитектура. Разнообразие типов конструкции, композиции и декорировки романских храмов Франции и проблема архитектурных «школ». Условность разграничения групп памятников по географическим или конструктивным признакам.

Ранне-романская архитектура юга Европы и французские церкви качала XI в. близ границы с Испанией. Церкви Сен-Марген-дю-Канигу и Сен-Мишель-де-Кукса. Первые попытки возведения свода в центральном нефе. Своеобразное решение конструкции сводов в церкви Сен-Филибер в Турню (Бургундия). Формирование зрелого романского зодчества. Монастырь Сен-Бенуа-сюр-Луар.

Создание типа храма на путях паломничеств. Церковь Сен-Мартен в Туре. Появление деамбулатория и венца капелл в восточной части здания. Церкви Сент-Фуа в Конке, Сен-Сернен в Тулузе. Нейтрализация распора свода центрального нефа за счет высоких боковых нефов с эмпорами при отсутствии верхнего света. Пирами­дальная композиция масс восточной части хора. Башни над средо-крестьем и на фасаде. Распространение этого типа в архитектуре Оверни. Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране. Зальные церк­ви без эмпор - Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, Церковь Сен-Савенсюр Гартан. Богатая скульптурная декорировка фасадов западно-французских храмов.

Развитие типа базилики с низкими боковыми нефами. Церкви Про­ванса. Сен-Трофим в Арле, Сен-Жилль-дю-Гар. Оформление порта­лов наподобие триумфальных арок древнего Рима. Скульптурные фризы на фасадах. Базилики Бургундии. Поиски новых конструктив­ных решений дли облегчения сводов. Применение стрельчатой арки. Церковь Клюнийского аббатства, ее значение для развития роман­ского зодчества во Франции и за ее пределами. Парэ-ле Мониаль. Собор Сен - Лазар в Отэне. Сент-Мадлен в Везле. Богатая декорировка бургундских храмов, большие скульптурные композиции в тим­панах порталов. Архитектура цистерцианского ордена. Упрощение плана, отказ от скульптурной и живописной декорировки, замена ба­шен скромными звонницами. Техническое и конструктивное совер­шенство построек цистерцианцев. Аббатства Понтиньи, Фонтенэ. Ба­зилики Нормандии. Большая высота зданий, обилие высоких башен, наличие эмпор. Позднероманские крестовые своды нормандских ба­зилик и их значение для развития готической конструкции. Церкви Сент-Этьен и Тринитэ в Канне.

Романские купольные церкви Франции. Распространение их в юго-западной Франции и на Луаре. Сен-Фрон в Периге. Влияние визан­тийского зодчества, повторение плана собора Сан Марко в Венеции. Сочетание удлиненной латинской формы плана с купольным перекры­тием - собор Сен-Пьер в Ангулеме, церковь аббатства Фонтевро.

Гражданская архитектура Франции романского периода. Скудость сохранившихся памятников по сравнению с церковным зодчеством. Романские замки Фракции. Деревянные укрепления XI в. Изображение осады замка Динан на ковре из Байе (Байе, собор). Старей­шие каменные замки. Цепь оборонительных сооружений, возведен­ных в районе Луары анжуйским графом Фулк Нера. Замки Ланже, Лош. Замки английских королей в Нормандии (Фалез и др.). Пас­сивно-оборонительный характер крепостной архитектуры XI в. Развитие военной техники и фортификации в период крестовых похо­дов. Изучение античных и византийских трактатов о военном искус­стве (Вегеций, Филон Византийский и др.). Замки крестоносцев в Сирии и их влияние на военную архитектуру Западной Европы в ХП в. Введение усовершенствований в планировку и оборонитель­ную систему замка и переход от пассивной обороны к активной. Замки Плантагенетов в Нормандии. Жизор. Шато-Гайар.

Городская архитектура. Оборонительные сооружения. Романская цитадель Каркассона. Жилые дома в Клюни, Епископские дворцы в Анжере и Оксерре. Ратуша в Сент-Антонен. Постройки на путях паломничеств - лазареты, странноприимные дома. Деятельность брат­ства «строителей мостов» в южной Франции. Мост в Авиньоне.

Скульптура. Широкое применение каменных рельефов в декорировке романских храмов. Дидактический характер романской скульп­туры. Ее значение в монастырских храмах на путях паломничеств и в районах распространения ересей. Типы декорировки фасадов ро­манских храмов Франции. Важнейшие сюжеты монументальной ску­льптуры.

Вопрос о времени и месте возникновения монументальной скульп­туры. Ранние рельефы Лангедока - наддверные плиты в Сен-Жени-де-Фонтен и в Сент-Андре-де-Соред, Скульптурные капители Бургун­дии - церкви Сев - Филибер в Турню и Сен-Бенинь в Дижоне. Тулузская мастерская конца XI - начала ХII в и ее значение для раз­вития скульптуры в южной Франции и Испании. Рельефы разрушен­ных церквей Тулузы (Дорада, Сент-Этьен), изображение «Христа во славе» в церкви Сен-Сернан, ранние рельефы аббатства Сен-Пьер в Муассаке. Влияние миниатюры на иконографию и характер трактов­ки формы в тулузской скульптуре.

Расцвет монументальной скульптуры Франции в первой трети ХII в. Большие композиции в тимпанах южно-французских храмов. «Апокалиптическое видение» в портале аббатства Сен-Пьер в Муассаке, «Страшный суд» в церкви в Болье, «Вознесение» на фасаде Сэн-Сернен в Тулузе. Фрагмент скульптурной декорировки аббатства Суйак - «История монаха Теофила». Скульптура портика церкви в Муассаке.

Скульптурные композиции в тимпанах бургундских церквей. Лите­ратурные источники о декорировке аббатства Клюни. Попытка созда­ния скульптурного ансамбля, подчиненного единому идейному замыс­лу. «Страшный суд» портала собора Сен-Лазар в Отэне и фрагмен­ты скульптуры разрушенного портала северного фасада трансепта (фигура лежащей Евы). «Сошествие Св. Духа» в тимпане церкви аббатства Сент - Мадлеа в Везле. Отражение в этих рельефах пред­ставлений о вселенной, о месте в нем человека и о его судьбе. Скульптурные капители бургундских храмов: Клюни, Солье, Анзи-ле-Дюк, Отэн, Везле, Племпье. Колонна в Сувиньи с изображением редких зверей и чудовищ. Рельефы аббатства в Шарлье. Стилисти­ческая близость скульптуры Лангедока к Бургундии. Присущие им динамичность рисунка, орнаментальная трактовка складок одежд, произвольность пропорций фигур. Особая одухотворенность образов. Тонкость обработки поверхности рельефа в произведениях зрелой по­ры бургундской школы.

Декорировка западно-французских храмов. Распространение ску­льптуры по всему фасаду. Нотр-Дам-ла Гранд в Пуатье, Сей-Пьер в Ангулеме. Изображения всадника на фасадах ряда церквей. Стилистическое разнообразие западно-француэской скульптуры. Капители аббатства Шовиньи. Скульптура района Луары - Сен-Бенуа-сюр-Луар.

Скульптура Оверни. Малочисленность рельефных композиций в тимпанах. Фигурные капители. Отзвуки влияния античной скульпту­ры. Капители Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, Сент-Остремуан в Иссуаре. Рельеф «Страшный суд» в тимпане портала западного фасада церкви Сент-Фуа в Конке и его стилистическое родство с овернской скульптурой.

Близость к античной традиции в скульптуре Прованса. Фризообразные композиции на фасадах, использование античных орнаментов, подражание классическому типу постановки фигуры и трактовки одеж­ды. Влияние скульптуры Ломбардии и Лангедока. Сен-Трофим в Арле. Сен-Жилль-дю-Гар. Вопрос о возможном влиянии романской плас­тики Прованса на скульптурное оформление готического портала.

Монументальная живопись. Широкое распространение мону­ментальной живописи во Франции в ХI-ХII вв. и современное со­стояние романской фрески. Расположение росписей в храме, их ико­нографическая программа. Вопрос о «школах» романской живописи.

Пуату и долина Луары - старейший район распространения мону­ментальной живописи во Франции. Сравнительно большое число сох­ранившихся памятников. Преобладание живописи на светлых фонах. Районы Тура, Пуатье и Анжера - главные центры монументальной живописи западной Франции на рубеже XI и ХП вв. Фрески Сен-Савен-сюр-Гартен. Исключительная ценность росписи, выделяю­щейся как качеством исполнения, так и сохранностью ансамбля. Фре­ски центрального нефа и нартекса. Росписи крипты, иная красочная гамма, темные фоны. Фрагменты живописной декорировки Шато-Гонтье и баптистерия Сен-Жан в Пуатье. Живопись середины ХII в. Сен-Жилль в Монтуаре. Церковь Сен-Мартен в Ноан-Вик. Роспись крипты в Таванн. Разнообразие индивидуальной манеры художников. Новые стилистические черты в живописи второй половины ХII-начала ХIII в. - удлиненность фигур, некоторая манерность жестов и поз. Фрески Сент-Эньян-сюр-Шер, Сен-Жан-дю-Лиже, крипты церк­ви св. Екатерины в Монморийон.

Монументальная живопись в восточной и южной Франиии. Преоб­ладание в этом районе техники, восходящей к византийской или юж­но-итальянской фреске. Литературные источники о фресках аббатст­ва Клюни. Росписи церкви монастыря Берзе-ла-Вилль, их техника и иконография. Фрески церкви в Рокамадур (Лангедок).

Живопись центральной Франции (Овернь). Своеобразие ее коло­рита. Фрески собора в Ле-Пюи, их темный фон и контрастная цве­товая гамма.

Романские росписи в районе французских Пиренеев. Их тесная связь с живописью испанской Каталонии. Фрески Сен-Мартен-де-Феннолар, росписи в Сен-Жан-де-Винь, в Сев-Планкар. Сцены охо­ты в мозаиках пола апсиды собора в Лескар.

Первые сохранившиеся памятники витража. Гипотезы о его происхождении. Французские витражи ХII в. - хор церкви аббатства Сен-Деди, западный фасад собора в Шартре. «Вознесение Богома­тери» в соборе в Ле-Мане, западный фасад собора в Пуатье.

Настенные вышитые ковры и их применение в XI-ХII вв. для декорировки стен замков и храмов. Ковер из Байе (Байе, собор) с изображением эпизодов нормандского завоевания Англии. Исключите­льное значение ковра как редчайшего памятника светского искусст­ва. Вопрос о возможных связях между монументальной живописью и настенными коврами в композиции и декоративных мотивах.

Миниатюра. Разнообразие ее локальных вариантов при общем единстве стиля. Книжная иллюстрация южной Франции, ее близость к испанской миниатюре. «Апокалипсис» из Сен-Севера (Париж, На­циональная Библиотека). Библия иа Сен-Марциап в Лиможе (Париж, Национальная Библиотека). Северо-французская миниатюра, ее связь с англо-винчестерской школой. «Амьенский Евангеларий» (Амьен, Библиотека Муниципалитета). «Либер Флоридус» Ламбера де- Сент-Омер (Гент, Библиотека Университета), Миниатюра Бургундии, Декорировка ранних цистерцианских рукописей. Библия Этьена Хардинга (Дижон, Библиотека Муниципалитета). «Комментарии к Иову» Григория Великого (Дижон, Библиотека Муниципалитета).

Искусство Германии.

Германия в XI-ХII вв. Ослабление императорской власти в третьей четверти XI в. и ожесточенная политическая борьба князей. Укрепление авторитета папства и борьба пап и императоров в конце ХI-ХII в. Отсутствие внутреннего единства в Германии. Сопротивление феодалов центральной власти. Увеличение самостояте­льности княжеств. Проникновение Клюнийского ордена в Германию и его враждебность императорской власти. Рост городов в отдельных районах страны. Союз городов и императоров. Участие Германии в крестовых походах. Возникновение военно-рыцарских орденов. Походы на восток и колонизация Прибалтики и Пруссии.

Борьба противоречивых тенденций в архитектуре и изобразительном искусстве Германии ХI-ХII вв. и невозможность локализа­ции художественных школ.

Архитектура. Церковное зодчество. Школа Хирсай и ее связи с клюнийской архитектурой Франции. Упрощение плана церкви, сохра­нение деревянного перекрытия. Церкви монастыря Хирсау по данным археологических раскопок. Церкви в Альпирсбахе, Паулинцелле. Ра­спространение этого типа храма в разных районах Германии. Строи­тельная деятельность императоров и князей. «Императорские соборы» в Шпейере, Майнце и Вормсе. Возвращение к саксонскому плану хра­ма с двойной ориентацией. Введение крестовых сводов в централь­ном нефе. «Связанная система». Влияние императорских соборов на монастырское зодчество. Церковь Мариа-Лаах.

Поздне-романская архитектура Германии (1150-1250). Угасание школы Хирсау и уменьшения влияний цистерцианской архитекту­ры. Бюргерское строительство в крупных городах. Церковь Апосто­лов в Кельне. Своеобразие плана ее восточной части. Распростране­ние типа «императорских соборов» - соборы в Мюнстере и Падерборне. Архитектура южной Германии, Церковь Якова в Регенсбурге. Стойкость романских форм в архитектуре Германии.

Гражданское строительство. Императорские пфальцы – постройки Госларе, Гельнхауэене. Замок тюрингенского ландграфа в Вартбурге. Тип дворцового здания в замке. Планировка немецких городов. Городские жилые дома.

Скульптура. Слабое распространение монументальной скульпту­ры из камня. Скромность декорировки фасадов храмов. Самостояте­льность скульптуры по отношению к архитектуре.

Немецкая скульптура второй половины XI - начала ХП в. Сохранение в ней некоторых черт оттоновского искусства при усиле­нии статичности. Надгробие Рудольфа Швабского в Мерзебурге. Со­четание строгой симметрии и плоскостности рельефа с гибкостью очерчивающих фигуру линий. Черты репрезентативности и интерес к индивидуальному облику. Тек называемая «Мадонна Имада» (дерево, Падерборн, Музей диоцеза). Надгробие Видукинда (Энгер, Вестфалия). Формирование «строгого стиля» в монастырской скульптуре второй четверти ХII в. Бронзовое надгробие архиепископа Фридриха фон Веттин в Магдебургском соборе как символ церкви, торжествующей над силами зла. «Триумфальные распятия» немецких храмов. Так на­зываемое «Распятие Имерварда» (Брауншвейг, собор). Репрезента­тивно-символический характер образа, необычность иконографии. За­стылая неподвижность фигуры, условность форм. Деревянный пульт с фигурами евангелистов в Фрейденштадте. Бронзовый светильник собора в Эрфурте {«Вольфрам»}. Статуя льва в Брауншвейге как редчайший пример светского монументального искусства. Реликварий из Каппенбурга с изображением Фридриха Барбароссы.

Преодоление «строгого стиля» в немецкой скульптуре конца ХII - начала ХIII в. Развитие монументальной скульптуры и ее эво­люция. Рельефы ограды хора церкви в Гренингене, церкви Михаила в Хильдесхайме, Либфрауенкирхе в Хальберштадте. Путь от статич­ности к динамике и экспрессии. Появление обильной скульптурной декорировхи на фасадах храмов. Церковь Якова в Регенсбурге, зага­дочность ее иконографии. Рельефы портала сельской церкви в Ремагене, Первая скульптурная мастерская Бамбергского собора. Изображение споряших апостолов и пророков на ограде хора св. Георгия.

Монументальная живопись. Влияние византийского искусст­ва, сложность иконографической программы, обилие символики, склон­ность к абстракции и стилизации. Живопись северо-западных районов Германий. Цикл ранних росписей в церкви в Идензен близ Ганновера. Стилистическая близость этих росписей с миниатюрами Хельмарсхаузенской школы и некоторыми фресками Швеции. Росписи в Браувейлере и Шварцрейндорфе. Монументальная живопись южной Германии. Фрески в Бургефельдене, как переходный памятник от оттоновского искусства к зрелому романскому стилю, Регенсбургская школа. Фрески в Ламбахе. Сложная программа росписей, ее насыщенность символикой, отвлеченная стилизация и геометризация форм. Роспись бенедиктинского аббатст­ва, в Прюфенинге. Влияние византийской и итало-византийской живописи. Зальцбургская школа (Австрия) и ее связь со школой Регенсбурга. Фрески в ЛАмбахе. Росписи монастыря Ноннбург.

Позднероманская живопись Германии. Так называемый «зубчатый стиль» и его распространение в ХIII в. как в северной, так и в южной Германии. Роспись собора в Гурке (Австрия),

Миниатюра. Северо-западная Германия. Деятельность скриптория Хельмарсхаузенского монастыря под покровительством Генриха Льва, «Евангелие Генриха Льва» (Гмюнден, частное собрание). Рейнская группа скрипториев. «Молитвенник Хильдегарды фон Бинген» (Мюнхен, Баварская Библиотека). Рукописи Баварии. Сборник латинских песен «Кармина Бурана» из бенедиктинского монастыря Бейери (Мюнхен, Баварская Библиотека).

Искусство Италии.

Политическая раздробленность Италии и относительная слабость феодальной власти. Соперничество папства, Византии и Германской империи за господство в стране. Раннее развитие ремесел и торговли, быстрый рост могущества городов, их международные торговые связи. Развитие светской культуры в Италии. Основание первого европейского университета в Болонье (1119 г.), специализировавше­гося на изучении права, медицинская школа в Салерно. Многообра­зие художественной культуры Италии. Параллельное развитие визан­тийской и романской традиций, соприкосновение с арабской культу­рой. Значение путей паломничеств (Рим, Палестина) для расширения культурных контактов со странами северной Европы и Востока.

Архитектура. Значение античной и ранне-христианской тради­ции для романской архитектуры Италии. Влияние византийского и арабского зодчества. Многообразие локальных школ. Особенно интен­сивное развитие городской архитектуры, создание типов обществен­ных зданий, домов ремесленных цехов и купеческих гильдий, ратуш, зданий городского суда. Укрепленные городские и загородные рези­денции знати и бюргерские жилые дома.

Церковное зодчество северной Италии; Архитектура Ломбардии. Сохранение старого типа трехнефной базилики с тремя апсидами без обхода, а нередко и без трансепта. Баптистерии и отдельно стоящие башни (кампанилы). Высокий уровень строительной техники. Раннее появление крестовых сводов в центральном нефе базилик. Декорировка фасадов храмов и башен архитектурными поясками. Церковь Сант Амброджо в Милане и вопрос о датировке ее сводов. Церковь Сан Микеле в Павии, ее своды, декорировка фасада. Собор, баптистерий и кампанила в Кремоне; Верона, церковь Сан Дзено, появление ново­го типа портала. Романские храмы провинции Эмилия - соборы в Пьяченце, Парме, Модене, Ферраре.

Городская архитектура северной Италии. Палаццо делла Раджоне в Бергамо, ратуши в Бреши и Комо. Дворцы Венеции – палаццо Лоредан и Фарсетти на Большом канале. Дворец Фондако деи Турки, его близость к византийскому дворцовому зодчеству.

Средняя Италия. Декоративное богатство культовой архитектуры. «Инкрустационный стиль» в архитектуре Флоренции - облицовка фаса­дов и интерьеров полихромным мрамором. Баптистерий Сан Джованни, церковь Сан Миньято аль Монте, Пизанский ансамбль - собор, баптистерий и падающая башня. Богатство декоративного убранства фасадов. Собор в Лукке. Гражданская архитектура Тосканы, ее суро­вый крепостной характер, обусловленный остротой социальной борь­бы в городах. Палаццо дель Приори в Вольтерре, палаццо Преторио в Прато, палаццо дель Подеста и жилые башни феодальной знати в Сан-Джимнньяно.

Южная Италия и Сицилия. Сложное переплетение в архитектуре романских, византийских и мавританских элементов. Церковная архи­тектура норманнской Сицилии - купольная церковь Сайта Мариа дель Амиральдо (Марторана) в Палермо, элементы мавританской декорировки в Палатинской капелле (Палермо) и соборах в Чефалу и Монреале. Дворец норманнских королей в Палермо. Кастель дель Монте - замок императора Фридриха II.

Скульптура. Монументальная скульптура Ломбардии. Разнообра­зие расположения рельефов на фасадах храмов. Вставка отдельных фигур или композиций в поверхность стеньг фасада или в поле тимпа­на, рельефы на архивольтах порталов, скульптурные изображения на капителях. Фигуры лежащих зверей по сторонам входов. Отсутствие устойчивой иконографической программы. Обилие, наряду с религиоз­ными, светских сюжетов, почерпнутых из рыцарских романов, город­ской сатирической литературы и басен. Изображения ремесленников, отражающие участие цеховых организаций в строительстве городских церквей. Скульптурная декорировка церковных кафедр, алтарных пре­град, епископских тронов, входных дверей. Важнейшие памятники романской скульптуры Ломбардии. Работы мастера Вильгельмо в со­боре в Модене. Мастер Никколо и его рельефы на фасаде Сан Дзено в Вероне, Бенедетто Антелами. Его работы в Парме и Борго Сан Донино (Фиденца). Отражение иконографической программы юж­но-французской скульптуры в рельефах пармского баптистерия. Ста­туи Бенедетто Аителами на фасаде собора в Борго Сан Донино и вопрос о возможных связях ломбардской скульптуры конца ХII - на­чала ХIII в. с северо-французской ранней готикой. Бронзовые две­ри церкви Сан Дзено в Вероне.

Скульптура южной Италии. Слабое развитие монументальной пла­стики из камня. Скульптурная декорировка портала собора в Трани, капители клуатра собора в Монреале (Сицилия). Развитие бронзовой пластики в южной и средней Италии. Известия о приглашении абба­том Монтекассино Дезидерием византийских мастеров бронзового литья. Местные мастера - Бонано из Пизы (двери Сан Раньери со­бора в Пизе, двери главного портала собора в Монреале). Баризано из Трани (двери соборов в Трани и Равелло, двери боковых порта­лов собора в Монреале), Одеризий из Беневента (двери собора в Трое).

Поздне-романская скульптура в Сицилии и кжной Италии. Класси­цистическая придворная школа императора Фридриха II. Мраморные бюсты императора и его приближенных. Фрагменты арки в Капуе. Значение южно-итальянской скульптуры начала ХIII в. для формиро­вания искусства Проторенессанса.

Монументальная живопись. Широкое распространение мо­нументальной живописи в Италии в ХI-ХIII вв. и ее византий­ская и романская ветви. Значение античного и ранне-христианекого наследия и византийской художественной традиции для формирования романской живописи.

Южная Италия. Аббатство Монтекассино - важнейший художест­венный центр южной Италии. Тесные связи Монтекассино с Констан­тинополем и значение византийской традиции для формирования его художественной школы. Литературные источники о реконструкции мо­настыря во времена аббата Дезидерия (вторая половина XI века). Фрески монастыря Сант Анджело ин Формис - важнейший памятник живописи школы Монтекассино. Сочетание византийских и западных элементов в иконографии и стиле росписей. Влияние школы Монте­кассино на монументальную живопись юго-восточной Франции и Гер­мании.

Средняя Италия. Стойкость ранне-христианских традиций в мозаи­ках и фресках Рима и его окрестностей. Фрески церкви Сант Элиа близ Непи, росписи в Сант Урбано алла Кафарелла. Изображения ис­тории св. Климента и Алексея в церкви св. Климента в Риме, Фрес­ки сельской церкви св. Петра в Ферентилло (Умбрия),

Северная Италия. Значение традиций оттоновской живописи, влия­ние византийского искусства. Пластическая выразительность и экс­прессия северо-итальянских росписей. Милан как вероятный центр ломбардской школы живописи. Росписи церкви Сан Винченцо в Гальяно. Цикл фресок в Сак Пьетро аль Монте близ Чивате - одно из значительнейших произведений романской живописи Европы. Угаса­ние Миланской школы после ломбардских походов Фридриха Барба­россы. Позднероманская живопись северной Италии. Росписи Кас­тель Аппиано, фрески башни монастыря Сан Дзено.

Миниатюра. Расцвет книжной миниатюры в южной Италии в ХI-ХII вв. Монтекассино и возникновение так называемой «бене­диктинской школы». «Житие св. Бенедикта и св. Мавра» (Ватикан, Библиотека), стилистическая близость миниатюр этой рукописи и но­возаветных росписей в Сант Анджело ин Формис. Рукописи «Экзультет», их назначение, форма, сюжеты миниатюр. Римская школа ми­ниатюры. Гигантские многотомные иллюстрированные Библии, изго­товлявшиеся в Риме и Умбрии.

Искусство Испании и Португалии.

Активизация реконкисты, оттеснение арабов к югу Пиренейского полуострова, взятие Толедо (1085), Сарагосы (1118). Слияние мел­ких северо-испанских государств, возникновение в ХI-ХII вв. двух государственных объединений - северо-западного во главе с Кастилией (включая Леон, Астурию и Галисию) и юго-восточного во главе с Арагоном (включая Каталонию и Наварру). Усиление могу­щества церкви в условиях войны с инаковерующими. Тесные связи с Францией, проникновение Клюнийского ордена в северную Испанию. Паломничества в Сантьяго де Компостела, их роль в культурном об­мене с Францией и другими странами. Многообразие испанского ис­кусства, впитавшего элементы художественной культуры Запада и Востока.

Архитектура. Разнообразие романской архитектуры Испании. Переплетение элементов вестготского наследия и современного французского, ломбардского и мавританского зодчества. Культовое зодчество. Сочетание крепостной суровости архитектурных форм с пышным изобилием декорировки порталов и клуатров.

Архитектура Каталонии. Причастность Каталонии к художествен­ной жизни Средиземноморья. Богатство художественного наследия предшествующих эпох - наслоения античной, вестготской, мосарабской и каролингской культур. Связи Каталонии с Францией, Ломбар­дией, Византией. Раннее развитие романского стиля в Каталонии. Простейший тип базилики с тремя апсидами, деревянным перекрыти­ем в центральном нефе и отдельно стоящей башней. Устойчивость этого типа зданий и его поздние варианты. Церкви Сан Клементе и Санта Мариа в Тауле. Церковь Сан Педро де Рода в развитие сводчатых перекрытий. Церковь монастыря в Риполле - одно из самых больших церковных зданий Европы. Черты архаичности плана и кон­струкции и высокое мастерство строительной техники. Церковь Сан Винсенте в замке Кардонна, усовершенствования в системе сводов, купол над средокрестьем. Деятельность ломбардских мастеров в Ка­талонии - собор Сео д'Урхел. Поздне-романский собор в Таррагоне. Романские храмы Арагона и Наварры, Собор в Хака. Восточные мотивы в декорировке церкви Сан Хуан де ла Пенья, клуатров в Эстелле и Туделе, Центрическая капелла в Эйнате.

Более позднее, чем в Каталонии, развитие романских форм в ар­хитектуре северо-запада (Кастилия и Леон), Собор в Сантьяго де Компостела - повторение французского типа храма на путях палом­ничеств. Другие паломнические церкви северо-западной Испании. Собор Сан Исидоро в Леоне и его первоначальный план, восходящий к местной традиции. Церковь Сан Винсенте в Авиле. Собор в Саламанке, особенности его архитектуры, сочетание западных и восточ­ных элементов декорировки. Храмы Сеговии с открытыми галерея­ми по сторонам фасадов. Центрические постройки северо-западной Испании. Церковь Вера Круц в Сеговии.

Интенсивное крепостное строительство в Испании, в особенности в Кастилии. Укрепленные города и замки. Город-крепость Авила. Крепость Берланга де Дуэро, Постройки для паломников - госпитали, странноприимные дома.

Архитектура Португалии. Изобилие замков и крепостей. Укреплен­ный город Лейриа. Крепостной характер культового зодчества. Мас­сивность стен, их зубчатые завершения, узкие щелевидные окна. Со­боры в Коимбре, Лиссабоне. Однонефные монастырские церкви - Сан Педро в Ферейра.

Скульптура. Романская скульптура в Каталонии и ее связи со скульптурой Лангедока. Рельефы церкви Сан Педро де Рода (мастер из Кабестани). Рельефы клуатра собора в Хероне. Изображение ма­стера Арно Кателла за работой (капитель церкви Сан Кугат дель Валлес). Скульптура фасада церкви Санта Мариа в Риполле, необыч­ность ее расположения на фасаде, вопрос о происхождении компози­ции и иконографии. Изображение светских сюжетов — капители клуат­ра церкви в Эстани. Символическая композиция в тимпане собора в Хака. Скульптура Кастилии и Леона. Рельефы клуатра монастыря Сан Доминго де Силос. Декорировка портала церкви Сан Винсента в Авиле. Портал ювелиров и портик славы собора Сантьяго де Компостела. Мастер Маттео, вопрос о возможном влиянии на него ску­льптуры северной Франции. Деревянные статуи и скульптурные груп­пы в испанских храмах. Группа «Снятие с креста» из церкви Сан де лес Абадессес. Испанские деревянные распятия.

Португалия. Преобладание изображений чудовищ и зверей, отсут­ствие больших сюжетных композиций на порталах северо-португальских храмов. Церковь в Баваэс, Обилие орнаментики восточного ти­па в декорировке южно-португальских храмов.

Живопись, Блестящий расцвет монументальной живописи в ро­манской Испании. Исключительно большое число сохранившихся па­мятников в Каталонии. Группа памятников, связанных с итало-визан­тийским влиянием. Работы так называемого «'мастера из Педрета». Росписи церкви Кира и Юлиты в Педрете и другие памятники этого круга. Франко-испанская группа фресок. Фрески апсиды церкви Сан-Клементе в Тауле, необычайная экспрессия росписи, пластичность формы, смелость и выразительность линии. Работы мастера церкви Санта Мариа в Тауле («мастер из Мадэруло») - фрески апсиды цер­кви Санта Мариа, фрески капеллы Вера Круц в Мадеруэло (Касти­лия). Фрески «мастера Страшного суда» в Сан Клементе и Санта Мариа в Тауле. Плоскостность и декоративность, геометризация форм, влияние мавританской живописи. Фрески церкви Сан Хуан в Боги. Так называемый «мастер из Эспинельваса» и его роспись в апсиде церкви Санта Мариа в Террасе.

Фрески северо-западной Испании. Роспись пантеона королей собора Сан Исидоро в Леоне. Яркая индивидуальность мастера, исключи­тельно высокое качество фресок, отсутствие сходных памятников. Поздне-романская яивопись Испании. Фрески зала капитула монастыря в Сигене (Арагон) - работа приезжего английского мастера.

Испанские расписные антепендиумы, их широкое распространение в Каталонии. Миниатюра Испании ХI - ХII веков. Ее зависимость от французских образков.

Искусство Англии

Англия после нормандского завоевания. Раздел земель между баронами Вильгельма. Смена церковного руководства и высшего духо­венства и реформа религиозной жизни как средство консолидации страны.

Архитектура. Широкий размах церковного строительства при поддержке и покровительстве королей. Перестройка скромных англо­саксонских храмов и замена их величественными многобашенными зданиями. Нормандская школа архитектуры в Англии, Единство архи­тектурного типа храма, сложившегося на основе зодчества француз­ской Нормандии и приспособленного к условиям и потребностям Анг­лии. Сочетание в едином здании функций монастырского храма и собора как результат малочисленности городов. Особенности англий­ских храмов - большая протяженность по оси, значительное увеличе­ние хора, сильно выступающий трансепт, мощная, доминирующая над остальными частями здания башня средокрестья. Первые церкви Нор­мандской школы - храмы в монастыре Сент Олбанс, Винчестере, Или, Ворчестере. Сохранение деревянного перекрытия в центральном нефе. Близость к северо-французским прототипам. Новые элементы в архитектуре храмов более поздней поры - церкви в Норвиче, Питерборо. Собор в Дэрхеме. Сводчатое перекрытие центрального нефа. Новизна конструкции сводов, их близость к решениям ранней готики. Вопрос о происхождении готического нервюрного свода. Храмы в Тьюксбери, Глостере. Перестройка Кентерберийского собора при участии французского мастера Гильома из Санса.

Англия во второй половине ХII в. Усобицы середины столетия и воцарение Плантагенетов. Упадок строительной деятельности в се­редине века. Распространение новых реформированных монашеских орденов во главе с цистерцианским. Цистерцианская архитектура в Англии во второй половине ХII в. - церкви в Кирксбол, Байленд, Джерью.

Малочисленность городов в Англии и слабое развитие граждан­ского зодчества и замкового строительства. Примитивность оборони­тельной системы английских замков. Замок Вильгельма Завоевате­ля - Тауэр (Лондон). Донжоны в Колчестере, Рориче.

Скульптура. Слабое развитие монументальной скульптуры в Англии в ХI-ХII вв. и его причины. Появление скульптуры в не­которых храмах с конца XI в. Влияние стиля и иконографической программы французских храмов. Рельеф с изображением архангела Михаила в соборе в Саутуэлле, изображения чудовищ и фигуры апо­столов в приходской церкви в Килпеке (Херефордшир), скульптурный тимпан собора в Или, рельефы в Чичестере.

Монументальная живопись. Плохая сохранность монумента­льной живописи, широко распространенной в романской Англии. Груп­па росписей е небольших приходских церквах Суссекса — церкви Сент Ботольф в Хардхеме, церкви Иоанна в Клейтоне и других. Связь монастырей с Клюнийским орденом и возможное влияние ран­ней континентальной клюнийской живописи. Местные традиции - гео­метрические узоры фона, геометризация рисунка. Роспись церкви Богоматери в Копфорде (Эссекс), высокое качество фресок. Фраг­менты росписи собора в Кентербери - фрески в капелле архангела Гавриила (в крипте) и в капелле св. Ансельма (в деамбулатории). Стилистическое родство с фресками в Копфорде. Связи Кентербери с Римом и влияние итало-византийской живописи. Так называемый «мастер листа из собрания Моргана» и приписываемые ему фрески зала капитула монастыря Сигена в Испании. Поздние фрески. Росписи Винчестерского собора.

Миниатюра. Сближение английской миниатюры с континенталь­ной после нормандского завоевания при сохранении многих черт англо-винчестерской школы. Деятельность старых скрипториев - Кен­тербери, Винчестера. Так называемая «Псалтирь Эдвина» (Кембридж, Библиотека колледжа), выполненная в Кентербери по образцу каро­лингской «Утрехтской Псалтири», Большая Винчестерская Библия (Нью-Йорк, коллекция Моргана) - значительнейшее произведение романской миниатюры Англии. Новые центры иллюстрированной кни­ги — монастыри С





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.