Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы декоративной композиции




В процессе декоративной переработки растительной формы большую роль играют такие средства художественной выразительности, как линия, пятно, точка и цвет. Графические средства могут подсказывать, а в отдельных случаях даже предопределять характер трансформации растительных мотивов.

В декоративной работе особая роль принадлежит линейному рисунку, так как линия наиболее остро передает все нюансы пластической формы, особенности переходов одних элементов в другие, ритмическое движение этих элементов. Однако некоторая скупость линейного графического языка может привести к сухости и даже схематизму в зарисовках. Поэтому очень важно изучать натуру и вначале делать акцент на натурных зарисовках, помогающих лучше изучить пластические особенности формы.

 

. Линейное решение мотивов

 

При линейной трактовке модели различают три решения:

1) применение тонких линий одинаковой толщины (при орнаментике мотивов небольшого масштаба);

2) применение толстых линий одинаковой толщины (если рисунку нужно придать активность, напряженность, монументальность);

3) применение линий разной толщины. Такое решение рисунка обладает большими изобразительными и выразительными возможностями, но является довольно трудным. Для достижения целостности линии одной толщины должны объединяться, образовывая свой узор в рисунке, который должен противостоять узору линий другой толщины. А точнее, это должна быть композиция из линий разной толщины

 

 

Пятновая трактовка мотивов способствует максимальному силуэтному обобщению форм. Это могут быть черный силуэт на белом фоне и белый силуэт на черном фоне. Художественный язык пятна строг и сдержан. Однако пятно также может выявлять бесконечное разнообразие состояний

 

 

Наиболее широко используется ли-нейно-пятновая трактовка растительных мотивов.В данном случае очень важно организовать в стройную композицию пятна и линии. Пятна необходимо структурировать в единый узор, интересный уже сам по себе, по ритму и силуэту. Но также необходимо орнаментально-логически связать линии с ритмически разбросанными пятнами, чтобы те и другие, соединившись, создали целостный графический образ. Стоит заметить, что пятно может быть использовано как подкладка под линеарное решение мотива.

 

 

 

 

Урок № 3. Масштабирование формы и формата

Цели и задачи: Овладение приемами и правилами композиции. Практическая работа состоит из ряда линейных или аппликативных упражнений. В очень простой форме попытаться овладеть такими приемами и свойствами композиции как масштабность, равновесие, пропорциональность, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика. Каждое задание включает в себя три варианта заполнения формата. Например: определение верного масштаба фигуры в формате ведется способом «от противного». На первом формате ученик умышленно берет фигуру слишком малого размера, на третьем – слишком большого. Сопоставляя оба рисунка, ученик находит некое промежуточное решение, т.е. нужную величину на фигуры второго формата.

Задание: размесить в трех одинаковых форматах (квадрат 8×8) фигуру так, чтобы было:

· тесно,

· свободно,

· масштаб фигуры соответствовал формату.

Повторить упражнение с тремя фигурами. Упражнения выполняется фломастером (или аппликативно) на белой бумаге. Формат А4, фломастер темный или цветная бумага, ножницы, клей.

Домашнее задание: подготовка форматов с графической разметкой для быстрой работы на уроке, выполнение вариантов заданий

 

Для удачного размещения рисунка на листе следует обратить внимание на следующие моменты:

1) необходимо мысленно уравновесить массу изображаемой натуры с форматом листа;

2) определить геометрический центр формата листа. Для этого соединить по диагонали противоположные углы листа или разделить его пополам по горизонтали и вертикали. Геометрический центр является ориентиром для размещения рисунка на листе;

3) рисунок располагаем на листе так, чтобы внизу оставалось больше места, чем вверху. Однако при рисовании предметов, стоящих на горизонтальной плоскости стола или пола для придания им большей тяжести и весомости, рисунок целесообразнее сместить немного вниз;

4) при рисовании группы предметов, например натюрморта, необходимо найти его композиционный центр — тот предмет, часть предмета или группу предметов, которые первыми бросаются в глаза. В натюрморте всегда один из предметов является главным, а остальные — второстепенными;

5) не обязательно добиваться совпадения геометрического и композиционного центров.

В качестве примера рассмотрим варианты композиционного размещения на листе натюрморта. Например, на рис. а изображение слишком велико и предметам «тесно» на листе, а на рис. 6 изображение слишком мало и сдвинуто вверх. На рис. в натюрморт по «массе» соответствует формату листа, но изображение сдвинуто вниз. На рис. г представлена удачная композиция натюрморта. Не возникает желания сдвинуть натюрморт в сторону, «масса» натюрморта уравновешена с форматом листа, и предметы не теряют своей выразительности.

Даже об одном предмете можно рассказать по-разному: изобразить его крупно на первом плане, показать средний план или нарисовать этот предмет мелко на дальнем плане. Выбор размера изображения на листе и количества необходимых планов для построения композиции зависит от замысла художника

Урок № 4. Пропорциональность форм внутри формата (соразмерность предметов)

Цели и задачи: Размесить в трех одинаковых форматах (квадрат 8×8) фигуры так, чтобы: размер фигур был:

· совершенно одинаков;

· с большими колебаниями;

· гармоничное соотношение фигур.

Упражнение повторить с тремя фигурами.

Формат А4, фломастер темный или самоклеящееся бумага.

Подача графическая (аппликативная).

Домашнее задание: подготовка форматов с графической разметкой для быстрой работы на уроке, выполнение вариантов заданий.

 

Пропорции в художественном произведении — это соотношение величин его элементов, а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. Соблюдение пропорций играет важную роль в композиции, так как при этом создается благоприятное соотношение целого и его частей.

Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский (вторая половина VI — начало V в. до н.э.), изучая свойства целых чисел и пропорций, хотел алгеброй проверить гармонию. Он считал число основой всего существующего, а числовые отношения — источником гармонии. Пифагор и его последователи полагали, что первоисточником рождения и сотворения многих видов вещей является гармония пропорций треугольника — знаменитого прямоугольного треугольника из теоремы Пифагора с углами 30, 60 и 90° и гармоничным соотношением сторон. Также излюбленной математической фигурой Пифагора был квадрат, он считал, что именно квадрат несет в себе образ «божественной природы» и символизирует высокое достоинство благодаря целостности и устойчивости его формы.

Пропорции можно разделить на две группы: арифметические (рациональные) и геометрические (иррациональные).

Арифметические пропорции — это пропорции, основанные на соотношениях величин, выраженных целыми числами 2:3; 3:4; 5:6. Рациональные соотношения предполагают наличие модуля, который укладывается в величине целое число раз.

Иррациональные пропорции основаны на иррациональных числах, производных геометрических построений.

Самой гармоничной иррациональной пропорцией принято считать «золотое сечение». Древние греки вывели иррациональное число и обозначили его буквой греческого алфавита ф (фи). С этой буквы начиналось имя знаменитого греческого скульптора Фидия, который использовал пропорции «золотого сечения» в своем творчестве. Таким образом, число ф обозначало суть «золотого сечения», которая заключается в следующем: если отрезок разделить на две неравные части, то меньшая его часть будет относиться к большей, как большая — ко всему отрезку (рис. 5.6).

 

Рис. 5.7. Отражение готического стиля в архитектуре (а) и костюме (б)

Свойства числа tp описывал итальянский математик XV в. JI. Пачоли при изложении теории геометрических пропорций. Он исследовал свойства «золотого прямоугольника». Если отрезать от этого прямоугольника квадрат, сторона которого равна меньшей стороне прямоугольника, то получится «золотой прямоугольник» меньших размеров и так до бесконечности. В этот прямоугольник вписывается логарифмическая спираль, образованная «вращающимися квадратами». Такая спираль в природе является основой строения раковины моллюска Nautilus.

Свойства иррациональных пропорций и построение правильных многоугольников интересовали и немецкого художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Он интересовался использованием пятиугольников в построении арабских и готических орнаментов. Дюрер передал потомкам достаточно простые средневековые способы построения правильных многоугольников.

Разные размерные соотношения создают различное образное звучание и эстетическое восприятие произведений искусства. Например, общие черты стиля в искусстве находят свое отражение в пропорциях. Примером может служить вытянутость форм и ярко выраженная вертикальная композиция готического стиля (рис. 5.7, а и б).

Арифметическая пропорция в композиции выражает статичность, геометрическая — динамичность. Пропорции имеют большое значение в искусстве костюма, они определяют гармоничность и соразмерность частей формы.

Пропорциональные величины зависят друг от друга. С увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается и другая, иначе произойдет нарушение соразмерности пропорций. Размерные соотношения элементов формы — та основа, на которой строится вся композиция. Пропорционирование — это творческий процесс. Любое объемное сооружение, изделие или плоскостное изображение составляют целую систему размерных отношений, определяющую функциональное и эстетическое назначение композиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...