Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая интеграция Беларуси и России.




Среди стран СНГ наиболее последовательно экономическую интеграцию осуществляют Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образова­нии Сообщества Беларуси и России, а год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достиже­ния действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.

Важнейшими предпосылками экономического взаимодейст­вия Беларуси и России являются территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономи­ческих связей.

Во времена СССР Беларусь и Российская Федерация были важнейшими экономическими партнерами.

Российская и белорусская экономики как были, так и оста­ются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и рос­сийских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.

Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России ин­тегрирован на 95 %, машиностроительный — на 85, сельскохо­зяйственный — на 65, строительной индустрии — на 80 %.

Договор о создании Союзного государ­ства Республики Беларусь и Российской Федерации ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.

Главной целью экономической интеграции Беларуси и Рос­сии является реализация общих для обоих государств стратеги­ческих и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специа­лизации и кооперирования производства, создания благоприят­ных условий для возобновления экономического роста. Дости­жение этой цели предполагает проведение согласованной поли­тики в области структурной перестройки экономики, гармони­зацию и единую направленность экономических реформ, осу­ществление единой политики в области государственного регу­лирования социально-экономических процессов, внешнеэко­номической деятельности, а также согласованной социальной политики.

Создание общего экономического пространства Союзного го­сударства позволит:

• повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспо­собности товаропроизводителей;

• использовать преимущества специализации и коопериро­вания производств для устойчивого экономического роста;

• обеспечить выход на мировые рынки с новой конкуренто­способной продукцией высокого качества и новейшего техниче­ского уровня;

• увеличить выпуск продукции с учетом роста платежеспо­собного спроса на внутренних рынках;

• обеспечить эффективное использование природных ре­сурсов;

• скоординировать социально-экономическую, научно-тех­ническую и экологическую политику обоих государств с целью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов.

Основные направления, механизмы и мероприятия по углуб­лению интеграции и формированию общего экономического пространства определены в Программе экономического сотруд­ничества Республики Беларусь и Российской Федерации и конкретизируются в годовых прогнозах со­циально-экономического развития Союзного государства.

Важную роль в экономической интеграции Беларуси и Рос­сии играет региональное сотрудничество.

Взаимодействие Республики Беларусь с российскими регио­нами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

• участие представителей местных органов власти в форми­ровании общегосударственных программ межрегионального со­трудничества;

• налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Рос­сийской Федерации;

• установление сотрудничества между региональными влас­тями двух стран.

Российская Федерация является главным внешнеторговым партнером Республики Беларусь. И хотя ее доля систематически снижается, в 2009 г. на нее приходи­лось 31,5 % (в 2004 г. - 47,1 %) белорусского экспорта и 58,7 % (в 2004 г. - 68,0 %) всего импорта то­варов в нашу страну.

Практически не решается вопрос о создании равных условий субъектам хозяйствования в рамках Союзного государст­ва, предусмотренного соответствующим соглашением, подпи­санным президентами двух стран еще в 1998 г. (в части паритетных цен на энергоносители, а также в части доступа белорусских товаров на российские рынки).

Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства Республики Беларусь и Рос­сийской Федерации необходимо:

проводить согласованную макроэкономическую полити­ку, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-на­логовую, ценовую, инвестиционную и инновационную, про­мышленную, внешнеэкономическую, социальную;

синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструкту­ризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую эконо­мику;

гармонизировать и унифицировать законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и граж­данское законодательства, законодательство в социально-тру­довой сфере, налоговое, инвестиционное и др.;

сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, научно-технологическое и информационное; фондовый рынок и рынок труда;

объединить транспортные, энергетические, телекоммуни­кационные системы, системы связи;

разработать и реализовать совместные межгосударствен­ные программы и их финансовое обеспечение;

развивать торгово-экономические отношения и межрегио­нальное сотрудничество.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...