Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3. Личность и ее понимание




План.

1. Основные характеристики личности.

2. Структура личности.

3. Методы изучения личности.

 

Основные характеристики личности.

 

На вопрос, что такое личность, исследователи в данной области отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Будем отталкиваться от четырех простых аксиом:

Личность присуща каждому человеку.

Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.

Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества.

Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

Наряду с понятиями "человек", "личность", в науке нередко употребляются термины "индивид", "индивидуальность". Их отличие от понятия "личность" состоит в следующем. Если понятие "человек" включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие "индивид" характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие "индивид" входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других свойства.

 

Структура личности.

 

Итак, личность - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. В свою очередь индивидуальность есть своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. А индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

На рис. 3.1. представлена структура личности руководителя, основанная на концепции К.К. Платонова. Рассмотрим подробнее личностные компоненты, определяющие поведение человека в организации.

К биологически обусловленной подсистеме личности относятся возрастные особенности, различия по признаку пола, расы, свойства темперамента, физические особенности.

 

 

Рис. 3.1. Структура личности.

 

Выделим в структуре личности три иерархических уровня, сразу подчеркнув, что границы между ними достаточно условны. Высший уровень - это уровень ядерных структур личности, тот психологический скелет, или каркас, на который впоследствии наслаивается, нанизывается все остальное. Второй уровень - это отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, по сути то, что обозначается понятием "внутренний мир человека" (к нему мы относим эмоциональную, волевую и мотивационную сферы личности). Наконец, третий, нижний уровень – это экспрессивно-инструментальные структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю оболочку (здесь мы можем выделить такие составные, как темперамент, характер, способности человека).

Роль — это функция, нормативно одобряемый образ поведения, ожидаемый от каждого человека, занимающего данную позицию. Роль тесно связана с нормами.

Норма — это поведенческое правило или набор предписаний, регламентирующих выполнение роли. Норма связана с санкциями — это воздействие на личность.

Социальная роль может казаться для личности чем-то внешним. В действительности роль оказывает сильное влияние на поведение личности, вплоть до изменения мотивации, ценностных ориентаций.

Ценность — материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека и способствующий удовлетворению каких-либо потребностей. У каждой личности формируется определенная система ценностных представлений. Ценности формируются в микросреде (референтная группа) и в макросреде (обществе).

Авторитет личности — это особое сознательно-психологическое свойство личности, которое состоит в ее способности изменять психологические структуры других людей психологическими средствами, в силу того значения, которое этот человек имеет как член социальной общности и субъект деятельности. Авторитет личности — результата отражения в сознании людей социальной значимости, цельности, полезности тех свойств, которые присущи данному человеку как члену социальной общности и как субъекту социально-значимой деятельности. Отношение авторитета (по своей природе) — ценностное отношение.

I. Моральный авторитет формируется на основе:

– нравственных свойств личности,

– ее взглядов,

– убеждений,

– мировоззрения в целом,

– особенности отношения к другим людям и к самому себе.

Моральный авторитет — ядро авторитета личности, т.е. он непосредственно обусловлен системой идеологических отношений общества, его социально-политической структурой. Одновременно моральный авторитет личности зависит от характера микросреды. Например, есть группы, в которых процветает мораль жульничества, мещанства, обывательщины.

II. Функциональный авторитет формируется на основе:

– профессиональной компетентности личности,

– ее разнообразных деловых качеств,

– отношения к своей профессиональной деятельности.

Формы I и II тесно связаны друг с другом. Считают, что моральный авторитет доминирует.

Единый личный авторитет личности (I + II) в некоторой степени противостоит III.

III.Формальный авторитет не зависит от личных свойств. По сути, им обладает не личность, а позиция, которую она занимает.

Должностной авторитет — разновидность формального авторитета, право руководителя, санкционированное государственной властью и юридически закрепляемое, осуществлять властные полномочия по отношению к членам вверенного ему коллектива. Должностной авторитет должен основываться на моральном и функциональном авторитетах.

Цель изучения личности в организации:

производственная цель — для выявления ее наилучшего использования в той или иной работе.

воспитательная цель — для ее воспитания и перевоспитания.

Изучение личности сотрудников — одна из важных задач руководителя, одна из его функциональных обязанностей. Руководитель должен влиять на людей, не выполняющих трудовые функции, должен воспитывать (хотя прежде всего должны воспитывать родители).

Методы изучения личности.

 

Методы изучения личности:

I. Основные:

1. наблюдение,

2. эксперимент,

II. Дополнительные:

1. опрос и беседа,

2. интервью.

I. Метод наблюдения основан на целенаправленном, специально организованном восприятии различных сторон поведение и деятельности изучаемой личности. Он состоит не просто в фиксации всего того, что видим, а это целенаправленное восприятие личности.

 

II. Экспериментальные методы — это способы создания таких ситуаций, в которых интересующие исследователя особенности личности проявляют себя внешне, причем более или менее отчетливо в относительно чистом виде.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...