Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная безопасность и защита информации




Информационная безопасность

1. Проблемы информационной безопасности

Концентрация информации в компьютерах — аналогична концентрации наличных денег в банках — заставляет все более усиливать контроль в целях защиты информации. Юридические вопросы, частная тайна, национальная безопасность — все эти соображения требуют усиления внутреннего контроля в коммерческих и правительственных организациях. Работы в этом направлении привели к появлению новой дисциплины: безопасность информации. Специалист в области безопасности информации отвечает за разработку, реализацию и эксплуатацию системы обеспечения информационной безопасности, направленной на поддержание целостности, пригодности и конфиденциальности накопленной в организации информации. В его функции входит обеспечение физической (технические средства, линии связи и удаленные компьютеры) и логической (данные, прикладные программы, операционная система) защиты информационных ресурсов.

Сложность создания системы защиты информации определяется тем, что данные могут быть похищены из компьютера и одновременно оставаться на месте; ценность некоторых данных заключается в обладании ими, а не в уничтожении или изменении.

Обеспечение безопасности информации — дорогое дело, и не столько из-за затрат на закупку или установку средств, сколько из-за того, что трудно квалифицированно определить границы разумной безопасности и соответствующего поддержания системы в работоспособном состоянии.

Средства защиты информации нельзя проектировать, покупать или устанавливать до тех пор, пока не произведен соответствующий анализ. Анализ риска должен дать объективную оценку многих факторов (подверженность появлению нарушения работы, вероятность появления нарушения работы, ущерб от коммерческих потерь, снижение коэффициента готовности системы, общественные отношения, юридические проблемы) и предоставить информацию для определения подходящих типов и уровней безопасности.

В связи с этим большую актуальность приобретает разработка защищенных информационных технологий (ЗИТ), являющихся неотъемлемой компонентой современных систем обработки данных, информационных систем и ресурсов.

Информационная безопасность и защита информации

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Защита информации — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности. На практике под этим понимается поддержание целостности, доступности и, если нужно, конфиденциальности информации и ресурсов, используемых для ввода, хранения, обработки и передачи данных.

Отметим, что меры информационной безопасности можно разделить на три группы в соответствии с тем, направлены ли они на предупреждение, обнаружение или ликвидацию последствий нападений. Большинство мер носят предупредительный характер. Оперативный анализ регистрационной информации и некоторые аспекты реакции на нарушения служат для обнаружения угроз.

2. Наиболее распространенные угрозы

Рассмотрим наиболее распространенные угрозы, которым подвержены современные компьютерные системы. Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее экономичные средства обеспечения безопасности.

Отметим, что само понятие угроза в разных ситуациях зачастую трактуется по-разному. Например, для подчеркнуто открытой организации может просто не существовать угроз конфиденциальности — вся информация считается общедоступной; однако в большинстве случаев нелегальный доступ считается серьезной опасностью.

Рассмотрим некоторую типичную организацию. Впрочем, многие угрозы (например, пожар) опасны для всех.

Ошибки пользователей. Самыми частыми и самыми опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы. Иногда такие ошибки являются угрозами (неправильно введенные данные, ошибка в программе, вызвавшая крах системы), иногда они создают слабости, которыми могут воспользоваться злоумышленники (таковы обычно ошибки администрирования). Утверждают, что 65 % потерь — следствие непреднамеренных ошибок. Пожары и наводнения можно считать пустяками по сравнению с безграмотностью и расхлябанностью. Очевидно, самый радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками — максимальная автоматизация и строгий контроль за правильностью совершаемых действий.

Кражи и подлоги. На втором месте по размерам ущерба располагаются кражи и подлоги. По данным газеты USA Today, в Результате подобных противоправных действий с использованием персональных компьютеров американским организациям ежегодно наносится суммарный ущерб в размере не мене 1 млрд долларов. Можно предположить, что подлинный ущерб намного больше, поскольку многие организации по понятным причинам скрывают такие инциденты.

В большинстве расследованных случаев виновниками оказывались штатные сотрудники организаций, отлично знакомые с режимом работы и защитными мерами. Еще раз мы убеждаемся в том, что внутренняя угроза гораздо опаснее внешней.

Весьма опасны так называемые обиженные сотрудники — нынешние и бывшие. Как правило, их действиями руководит желание нанести вред организации-обидчику, например:

• повредить оборудование;

• встроить логическую бомбу, которая со временем разрушит программы и/или данные;

• ввести неверные данные;

• удалить данные;

• изменить данные и т. д.

Обиженные сотрудники, даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны вредить весьма эффективно. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа к информационным ресурсам аннулировались.

Угрозы, исходящие от окружающей среды, к сожалению, отличаются большим разнообразием. В первую очередь следует выделить

- нарушения инфраструктуры — аварии электропитания, временное отсутствие связи, перебои с водоснабжением, гражданские беспорядки, среди которых самый опасный — низкое качество электропитания и его перебои

- стихийные бедствия и события, воспринимаемые как стихийные бедствия — пожары, наводнения, землетрясения, ураганы. По известным данным, на долю огня, воды и аналогичных «врагов» приходится 13 % потерь, нанесенных информационным системам.

Хакеры. Много говорят и пишут о хакерах, но исходящая от них угроза зачастую преувеличивается. Известно, что почти каждый Internet-сервер по нескольку раз в день подвергается попыткам проникновения; верно, что иногда такие попытки оказываются удачными; верно, что изредка подобные действия связаны со шпионажем. Однако в целом ущерб от деятельности хакеров (в сравнении с другими угрозами) представляется не столь значительным. Вероятно, больше всего пугает непредсказуемость действий людей такого сорта. Представьте себе, что в любой момент к вам в квартиру могут забраться посторонние люди. Даже если они не имеют злого умысла, а зашли просто посмотреть, нет ли чего интересного, приятного в этом мало.

Программные вирусы. Много говорят и пишут и о программных вирусах. Как показало проведенное исследование, несмотря на экспоненциальный рост числа известных вирусов, аналогичного роста количества инцидентов, вызванных вирусами, не зарегистрировано. Соблюдение несложных правил компьютерной гигиены сводит риск заражения практически к нулю. Там где работают, а не играют, число зараженных компьютеров составляет лишь доли процента. Справедливости ради отметим лишь, что зловредный код поражает не только персональные компьютеры, но и системы других типов.

Анализ угроз

Первый шаг в анализе угроз — их и д е н т и ф и к а ц и я. Анализируемые виды угроз следует выбрать из соображений здравого смысла (оставив вне поля зрения, например, землетрясения или захват организации террористами), но в пределах выбранных видов провести максимально полное рассмотрение.

Целесообразно выявлять не только сами угрозы, но и источники их возникновения — это поможет в выборе дополнительных средств защиты. Например, нелегальный вход в систему может стать следствием воспроизведения начального диалога, подбора пароля или подключения к сети неавторизованного оборудования. Очевидно, для противодействия каждому из перечисленных способов нелегального входа нужны свои механизмы безопасности.

После идентификации угрозы необходимо оценить вероятность ее осуществления. Допустимо использовать при этом трехбалльную шкалу (низкая (1), средняя (2) и высокая (3) вероятность).

Кроме вероятности осуществления, важен размер потенциального ущерба. Например, пожары бывают нечасто, но ущерб от каждого из них, как правило, велик. Тяжесть ущерба также можно оценить по некоторой шкале.

Оценивая тяжесть ущерба, необходимо иметь в виду не только непосредственные расходы на замену оборудования или восстановление информации, но и более отдаленные, такие, как подрыв репутации, ослабление позиций на рынке и т. п.

Например, в результате дефектов в управлении доступом к бухгалтерской информации сотрудники получили возможности корректировать данные о собственной заработной плате. Следствием такого состояния дел может стать не только перерасход бюджетных или корпоративных средств, но и полное разложение коллектива, грозящее развалом организации.

Слабости обладают свойством притягивать к себе не только злоумышленников, но и сравнительно честных людей. Не всякий устоит перед искушением немного увеличить свою зарплату, если есть уверенность, что это сойдет с рук.

Поэтому, оценивая вероятность осуществления угроз, целесообразно исходить не только из среднестатистических данных, но учитывать также специфику конкретных информационных систем. Если в подвале дома, занимаемого организацией, располагается сауна, а сам дом имеет деревянные перекрытия, то вероятность пожара, к сожалению, оказывается существенно выше средней.

Таковы основные угрозы, на долю которых приходится львиная доля урона, наносимого информационным системам. Рассмотрим теперь иерархию защитных мероприятий, способных противостоять угрозам.

 

3. уровни обеспечения информационной безопасности

Проблемы обеспечения безопасности носят комплексный Характер, включают необходимость сочетания законодательных, организационных и программно-технических мер. Законодательные меры реализуются на законодательном уровне.

Законодательный уровень является важнейшим для обеспечения информационной безопасности. На этом уровне принимаются правовые акты и разрабатываются стандарты.

Функции законодательного уровня

- подчеркивать важность проблемы ИБ

- выделение ресурсов для исследований по направлению ИБ

- координировать образовательную деятельность в области ИБ

- создавать и поддерживать негативное отношение к нарушителям ИБ

Российская законодательная база включает закон об авторском праве, лицензирование, патентная защита, закон о персональных данных. Но к сожалению, данные правовые акты в большинстве своем имеют ограничительную направленность. Сами по себе лицензирование, сертификация и патентная защита не обеспечивают безопасности ИС, а в законах не предусмотрена ответственность государственных органов за нарушения ИБ.

В других странах это поняли довольно давно. Так, в США в 1987 г. был принят закон о компьютерной безопасности. Этот закон предусматривает комплекс мер по обучению пользователей, имеющих дело с критичной информацией, разъяснительных руководств и т. д., без чего сознательное поддержание режима безопасности просто невозможно. И данный закон на самом деле выполняется.

Законодательство США в области ИБ предусматривает следующие стандарты: "Оранжевая книга", рекомендации X.800 и "Критерии оценки безопасности информационных технологий" (ISO 15408 ).

ü "Оранжевая книга" закладывает основу ИБ; в ней определяются важнейшие сервисы безопасности и предлагается метод классификации информационных систем по требованиям безопасности.

ü Рекомендации X.800 освещают вопросы защиты сетевых конфигураций и предлагают развитый набор сервисов и механизмов безопасности.

ü Международный стандарт ISO 15408, известный как "Общие критерии", реализует современный подход к ИБ, в нем зафиксирован широкий спектр сервисов безопасности.

4. Административный уровень информационной безопасности

 

Организационные меры представлены на административном и процедурном уровнях.

На административном уровне необходимо выработать политику безопасности, которая задает общее направление работам в данной области и управленческие регуляторы безопасности. Руководство каждой организации должно осознать необходимость поддержания режима безопасности и выделения на эти цели значительных ресурсов.

Меры процедурного уровня применяются к окружению компьютерных систем и прежде всего к людям. Имеются в виду способы подбора персонала, его обучения, обеспечения дисциплины. Сюда же относятся меры по физической защите помещений и оборудования и некоторые другие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...