Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как вы считаете, не отразится ли сокращение уровня обучения на уровне подготовленности специалистов?

Очередная идея Министерства образования — сократить сроки получения диплома о высшем образовании. Как это стыкуется с планами Беларуси по вхождению в Болонский процесс и во что обойдется экономия на высшем образовании?

 

Во время online конференции на сайте БЕЛТА ректор Республиканского института высшей школы (РИВШ) Михаил Демчук заявил, что установленные сроки обучения в системе высшего образования Беларуси сопоставимы с европейскими, а на первой ступени высшего образования возможен переход с пятилетнего обучения на четырехлетнее.

Даешь высшее образование за четыре года!

— Для поступления в европейские университеты требуется 12-13-летнее общее среднее образование, а в Беларуси эквивалент 12-13-го года обучения в европейской школе организован в виде цикла социально-гуманитарных дисциплин в учреждении высшего образования. Этот показатель составляет до 20% учебного времени за 5 лет обучения. Национальная система высшего образования на 100% соотносится со специально разработанной Международной стандартной классификацией образования ISCED-97 и ее проектной версией ISCED-11, — утверждает Михаил Демчук.

В 2006 году некоторые белорусские вузы уже перешли на дифференцированные сроки подготовки специалистов: 15% специальностей белорусских вузов стали четырехлетними. Задача по сокращению сроков подготовки специалистов с высшим образованием была поставлена и главой государства на республиканском педагогическом совещании 29 августа 2011 года.

 

Именно президент Беларуси Александр Лукашенко предложил уменьшить на четверть сроки получения высшего образования.

— Жизнь сегодня требует структурной перестройки объемов подготовки студентов, устранения дисбаланса невостребованных и дефицитных профессий, — сказал он.

Сроки обучения могут стать короче за счет сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение, прежде всего так называемого социально-гуманитарного блока.

 

Но как переход на четырехлетнее высшее образование стыкуется с планами Минобразования по вхождению в Болонский процесс? Ведь мало заявить о готовности необходимой документации и наличии дипломов европейского образца в Беларуси. Важно, что стоит за формальностями.

Нужна реформа структуры всего образования

 

Эксперт в сфере образования, один из участников Общественного болонского комитета профессор Владимир Дунаев отмечает, что предложения о сокращении сроков обучения в вузах вызваны не столько заинтересованностью в качестве образования, сколько стремлением сэкономить на системе образования. Формально же обозначать циклы образования можно, как угодно. Важно не то, как они называются, а что собой представляют.

 

— Проблема белорусского высшего образования в том, что пятилетнее обучение не является первым циклом получения высшего образования. Это в большей степени (хотя и не полностью) характерно для магистерского цикла образования, — поясняет Владимир Дунаев. — Болонская модель — это не четыре, а три года бакалавриата на основе 12-летнего среднего образования. Белорусским выпускникам не хватает, как минимум, одного года обучения в школе, чтобы поступить на первый курс европейского университета.

 

Вся структура образования Беларуси должна серьезно пересматриваться, отмечает Дунаев.

 

— После сокращения сроков обучения в школе с 12 до 11 лет труднее двигаться в направлении, обозначенном Болонской моделью, — считает эксперт. – Специалист — это не бакалавр, но и не магистр. Происходит девальвация даже того уровня образования, который у нас есть.

 

Чтобы изменить ситуацию, по мнению профессора Дунаева, необходимо создавать иную модель получения образования. Например, финская модель подразумевает массовое получение бакалаврской степени. На уровне магистров идет уже жесткий отбор. Это другая философия образовательной политики.

 

— Пока это не будет понято, все наши экзерсисы будут только ухудшать качество, — подчеркивает эксперт. – В Болонской системе главной является не структура образования, а сопоставимость результатов. То же можно сказать и о кредитной системе, которая направлена на сопоставимость мобильности. Она позволяет перемещаться из вуза в вуз несмотря на разные учебные планы.

 

Кроме того, Владимир Дунаев отмечает, что в Беларуси речь идет о Болонской декларации, принятой в 1999 году, а сейчас в Европе актуальна новая повестка дня. В прошлом году, например, министры образования договорились, что к 2020 году 20 процентов студентов должны будут учиться или проходить практику в другой стране.

 

Белорусам надо думать, как догонять страны, которые продвинулись вперед и не только в технических, но и в содержательных вопросах. Это задача, связанная с социальными изменениями системы высшего образования, с изменением системы управления учебным процессом. В Беларуси же остается жесткое администрирование системы образования, исключающее участие в управлении образованием других партнеров, например, работодателей. Нет реального социального партнерства.

 

2. До 70% белорусских школьников можно отнести к потенциально одаренным. Учитывает ли система образования специфику их развития, и достаточно ли школьных усилий для развития одаренных детей в Беларуси?

Нужны ли стране вундеркинды?

 

 

Главный инспектор информационно-аналитического управления Минобразования Ирина Киринович считает, что Беларусь отличается достаточно высоким уровнем образования и культуры, а в структуре современного обучения созданы условия для развития интеллектуально талантливых детей.

— Для стимулирования развития одаренных детей проводятся различные научно-исследовательские конкурсы, турниры и олимпиады, — говорит Ирина Киринович. — Ежегодно одаренные школьники получают специальные премии. В прошлом году было награждено 902 ученика. В стране также есть банк данных одаренной молодежи. В его списках 1798 учащихся.

Но участники конкурсов и олимпиад — лишь малая часть талантливых школьников страны. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития — это около 5% учащихся. На самом деле одаренных детей в разы больше – по разным данным, до 70% школьников входят в их число.

 

— Мы должны стремиться развивать не только интеллектуальные способности, — считает начальник научно-исследовательского центра Национального института образования Олег Лисейчиков. — Надо постараться организовать всестороннее развитие и воспитание. Школа должна помочь детям и их родителям выявить способности.

 

Национальный институт образования, например, разработал более 80 факультативов, которые поддерживали бы интерес детей к художественно-эстетическим видам деятельности и развивали бы определенные задатки и способности.

Профессор, научи школьника!

 

Современные школьники значительно отличаются от детей прошлого поколения. Вот почему специалисты считают необходимым разрабатывать новые подходы. По мнению экспертов, это могли бы быть различные варианты дистанционного обучения, когда с одаренными учениками работает профессор или высококвалифицированный профессионал, который сопровождает и направляет развитие ребенка.

 

Также стоит развивать новое направление Интернет-образования, когда преподаватель работает с учащимися через сайт, посвященный той или иной дисциплине.

 

В то же время для педагогов наличие одаренного ребенка в классе может стать проблемой. Учителя в большинстве своем не готовы работать с такими детьми, потому что это противоречит традиционной педагогике. Начальник управления мониторинга качества образования Национального института образования Валентина Гинчук считает, что следует отойти от стереотипа построения уроков для «середнячков», а учитывать индивидуальные способности каждого ученика. Но сделать это за 45 минут урока довольно сложно, потому что помимо одаренного ребенка в классе может обучаться и несколько детей со слабой подготовкой. И к каждому из них надо иметь индивидуальный подход.

 

Преподаватель начальных классов Светлана Гин считает, что школа не должна быть фабрикой одаренных детей, ее цель – выявить способности учащихся и подтолкнуть к их развитию. По мнению учительницы, следует развивать внеурочную систему занятий с такими школьниками.

В чем «троечники» превосходят вундеркиндов?

 

— Мне было скучно в школе на уроках, потому что они проходили в монотонном режиме, — говорит девятиклассник Артем Лешко. — Мы с родителями решили, что я могу «перепрыгнуть» через восьмой класс. За лето я изучил годичную программу по всем дисциплинам и перешел экстерном в 9-й класс. Теперь я учусь в нормальном режиме и стремлюсь решать проблемы по мере их поступления.

 

И в то время, как педагоги и психологи объясняют Артему, что не стоит сильно перегружаться и надо рассчитывать силы, он высказывает пожелание сдать экстерном экзамены и за 10-й класс.

 

Артем — пример всесторонне развитого молодого человека. Но есть и такие одаренные дети, которые развиваются только в сфере своих способностей и интересов, жертвуя при этом общением со сверстниками и формированием личностных и социальных качеств.

 

Старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования Светлана Ладысюк считает, что дети, у которых есть выдающиеся способности в одной из сфер, нередко развиваются дисгармонично. Они, как правило, отстают в остальных дисциплинах, в эмоциональном развитии и, главное, в развитии волевой сферы.

 

— Эти дети порой достигают успехов не потому, что воля хорошо развита, а потому что им это интересно и легко. В ВУЗах они все равно вынуждены будут изучать предметы, которые не лежат в плоскости их интереса. Так как они не привыкли прикладывать волевых усилий, то возникают проблемы в обучении, как потом и во взрослой жизни, — отмечает эксперт. — В плане волевого развития «троечники» превосходят одаренных детей, потому что с детства они приучаются прикладывать усилия для достижения целей. Многие «вундеркинды» не умеют общаться со сверстниками, потому что познавательная потребность превосходит все остальные.

 

— Так быть не должно, ребенок должен развиваться гармонично. Нельзя стимулировать одну сферу интересов, не подтягивая личностные свойства, — убеждена Светлана Ладысюк.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...