Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательной деятельности




 

Сущностью экспериментальных психологических методик является следующее: больному предлагают выполнить какую-либо умственную работу или практическое действие (решить задачи, запомнить и пересказать рассказ, объяснить содержание картин, классифицировать какие-нибудь объекты, посчитать и т.п.), а затем регистрируют, насколько правильно и самостоятельно больной выполнил это задание; если допускал ошибки, то какие и как относился к работе и к указаниям экспериментатора на ошибки. Задания, предлагаемые больному, представляют собой модели познавательной и трудовой деятельности человека в концентрированной и несколько искусственной форме.

Ниже приводятся достаточно простые (в плане их использования) и вместе с тем весьма информативные методики, позволяющие наиболее полно судить об особенностях познавательной деятельности у испытуемого.

 

Запоминание цифр, слов и предложений.

 

Исследуемому предлагают внимательно выслушать и запомнить цифры (слова и предложения) и повторить их. Слова нужно читать медленно и чётко. Замечания и реплики больного во время исследования не допускаются. Исследование рекомендуется начинать с однозначных чисел, затем переходить к двузначным (то же относится к запоминанию слов с различным содержанием слогов).

Примеры экспериментальных заданий.

А) Запомните эти цифры: 3, 5, 7, 4, 9

Б) Запомните эти числа: 25, 17, 64, 93, 57, 30, 14, 49, 74, 27

В) Запомните эти слова: дом, труд, спорт, хлеб, дождь, звук, боль, жизнь, лес, брат

Г) Запомните эти предложения: Дождь идёт. Сон его успокоил. Дети учатся в школе. Поезд отходит вечером. Строится новый дом. Врач осматривает больного. Его рассказ заинтересовал слушателей. Люди покоряют космос.

 

Материал, предлагающийся для запоминания, прочитывают испытуемому однократно. Необходимость повторного чтения уже указывает на ослабление памяти или внимания. В норме обычно запоминают 5-9 (в среднем 7 слов, чисел) из 10.

 

Для исследования опосредованного запоминания используется пиктограмма (предложил А.Р.Лурия). Исследуемому предлагается лист чистой бумаги и карандаш. У экспериментатора имеются один-два набора слов, которые испытуемому надо будет запомнить. Набор А. 1. Весёлый праздник. 2. Глухая старушка. 3. Сердитая учительница. 4. Девочке холодно. 5. Болезнь. 6. Разлука. 7. Развитие. 8. Побег. 9. Надежда. 10. Зависть. 11. Сожаление. 12. Мечта. Набор Б. 1. тяжёлая работа. 2. Ядовитый вопрос. 3. Мальчик трус. 4. Тёплый вечер. 5. Печаль. 6. Обман. 7. Подвиг. 8. Вражда. 9. Мысль. 10 Власть. 11. Отчаяние. 12. Счастье.

Прежде, чем начать читать один из этих наборов, экспериментатор даёт инструкцию: Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову, но писать название слова или обозначать его буквами нельзя. Можно рисовать что угодно, лишь бы рисунок помог вспомнить названное слово. Через час после того, как рисунки выполнены, испытуемому предлагается припомнить по рисункам названные слова.

У здоровых приём опосредованного запоминания облегчает удерживание и воспроизведение заданных слов. Если больной плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше воспроизводит слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти при сохранённой возможности логически связать заданный материал. Обратные соотношения встречаются у больных с нарушением целенаправленности мышления, в частности при шизофрении.

В зависимости от того, какой символ использовал исследуемый для запоминания слова, можно судить не только об опосредованном запоминании, но и о характере ассоциации. Здоровые обычно быстро рисуют придуманные образы, лаконично и адекватно символизируют слово, предложенное для запоминания.

Больные с интеллектуальной недостаточностью проще находят образы для запоминания слов конкретного содержания («весёлый праздник», «тяжёлая работа», «вкусный ужин») и испытывают затруднения при обозначении абстрактных слов («сомнение», «печаль», «развитие»). Рисунки таких больных отличаются конкретностью, обстоятельностью, отсутствием условности. Пиктограммы больных шизофренией часто лишены предметного содержания, псевдоабстрактны (стрелки, математические знаки и т.д.), а иногда парадоксальны и стереотипны.

 

Определение понятий

Испытуемому предлагают определить, что такое:

этажерка, кошка, ракета, дождь, север, ложь, трактор, снег, горизонт.

 

Разграничение понятий

Какая разница между матерью и мачехой, скупостью и бережливостью, рекой и озером, книгой и журналом, птицей и самолётом, Солнцем и Луной, санями и телегой, обманом и ошибкой.

Умственно отсталые испытуемые не видят разницы между предметами или указывают на признак, не являющийся существенным, но бросающийся в глаза, что свидетельствует о несформированности понятий, нечёткости их, конкретном уровне мышления.

 

Исключение понятий (выделение из группы предметов, объединяемых одним родовым понятием, предмета, не относящегося к этому понятию).

Инструкция: исключите в каждом ряду одно слово, которое не соответствует родовому понятию (четыре слова можно объединить по одному признаку, а одно слово необходимо исключить).

1. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Порфирий

2. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

4. Лист, почка, кора, дерево, сук

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

6. Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый

7. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

8. Неудача, крах, провал, поражение, волнение

9. Успех, победа, удача, выигрыш, спокойствие

10. Грабёж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

 

Тест, как правило, недоступен лицам с низким интеллектуальным развитием. Обычно такие испытуемые руководствуются чисто внешними признаками (цвет, величина). Больные шизофренией, правильно выполняя инструкцию, часто обобщают предметы по малозначащим, «слабым» признакам. Например, в одну группу относят самолёт и гвоздь на основании того, что они оба цельнометаллические.

 

Отсчитывание.

Этот экспериментальный приём давно используется в психиатрической клинике для выявления сохранности навыка счёта, устойчивости внимания, а также степени затруднённости интеллектуальных процессов больных.

В зависимости от образования и психического состояния больного экспериментатор предлагает больному одно из следующих заданий: отнимать от 200 по 17, или от 200 по 13; или от 100 по 7, или от 30 по 3 и т.д. Больному предлагают, например, отнимать от 100 по 7, называя каждый раз только остатки, то есть, не повторяя – «отнять семь». Больной должен таким образом назвать 93, 86, 79 и т.д.

Меняя исходные числа для отсчёта, можно пользоваться этой методикой для многократных повторных проб (при необходимости оценки изменений состояния больных). В таких случаях целесообразно учитывать, с помощью секундомера, суммарное время, которое больной тратит на отсчитывание.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...