Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2.Особенности методики воспитания быстроты в младшем школьном возрасте




Содержание

Введение ______________________________________________________ 3

Глава 1 Обзор литературы ______________________________________ 6

Глава 2 Особенности методики воспитания быстроты в младшем

школьном возрасте _____________________________________________ 13

2.1 Характеристика быстроты как физического качества личности ____13

2.2 Методика воспитания быстроты в младшем школьном возрасте ___14

Глава 3 Подвижная игра как средство воспитания быстроты в

младшем школьном возрасте ___________________________________ 19

Глава 4 Опытно-экспериментальная часть ________________________ 26

4.1 Организация и проведение педагогического эксперимента _______ 26

4.2 Результаты исследования и их обсуждение ____________________ 30

Заключение __________________________________________________ 36

Список использованной литературы ______________________________ 38

Приложение __________________________________________________ 40


Введение

 

Здоровье подрастающего поколения - важнейшая социальная категория, ибо от здоровья каждого человека зависят богатство и благосостояние нашего общества. В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре. Повседневную двигательную активность следует рассматривать, как естественную основу накопления резервов здоровья.

Физическое воспитание является неотъемлемой частью формирования личности. Качественное обновление базового содержания физического воспитания предусматривает дальнейшее укрепление дидактических, мотивационных, нравственно-эстетических основ преподования, формирования и развитие личностных качеств учащихся с целью обучения физическому совершенствованию.Одна из главных задач физического воспитания школьников - развитие жизненно важных качеств (выносливости, силы, координации, быстроты, гибкости).Важнейший период развития многих двигательных качеств приходится на младший школьный возраст, когда формируются основные функции организма ребенка. Для целенаправленного улучшения двигательных качеств необходимо обладать данными об их взаимном влиянии в процессе тренировки.

Цель курсовой работы - исследовать возможность развития быстроты с помощью подвижных игр в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

- определить значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников;

- исследовать особенности методики воспитания быстроты в младшем школьном возрасте;

- изучить подвижные игры как средство воспитания быстроты в младшем школьном возрасте;

- сделать выводы.

Рабочая гипотеза: предполагалось, что организация и проведение подвижных игр будет способствовать развитию физических качеств у учащихся младшего школьного возраста. Применение методики занятий подвижными играми различной направленности (по развитию физических качеств) на уроках физической культуры и во внеурочное время у учащихся младших классов, позволит повысить уровень их физической подготовленности.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической работы.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

 

Предмет исследования: организация и проведение подвижных игр на уроках физической культуры, как фактор повышения физических качеств учащихся младших классов.

 

Практическая значимость: разработана методика занятий подвижными играми на уроках физической культуры с учащимися младших классов, способствующая развитию их физических качеств. Результаты проведенного исследования могут быть использованы на занятиях физической культурой в общеобразовательных школах.

Экспериментальная база исследования – ученики МОБУ Гимназии№2 с.Бураево.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. Работа выполнена на 53 листах машинописного текста. Содержит в себе 4 таблицы. Список литературы включает 13 источника.


ГЛАВА 1. Обзор литературы

Значение достаточной двигательной активности для развития физических качеств младших школьников.

Необходимым условием гармоничного развития личность школьника является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6-7-м классе меньше, чем в 2-3 м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений.Вследствие недостаточной двигательной активности снижается сопротивляемость молодого организма «простудным» и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития сердечно-сосудистой недостаточности. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с избытком углеводов и жиров в дневном рационе приводит к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.По данным некоторых исследователей, 6-7-летние школьники отстают в росте и массе тела от сверстников, посещающих школы. К концу года разница оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляют 3,2 см, в массе тела - 700 г, а у девочек -соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, развивающиеся у школьников при продолжительном и напряженном умственном (учебном) труде, - это активная и определенным образом организованная физическая деятельность.

Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью.Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена - головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие таких функций центральной нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате - так ему легче работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно думающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускулатура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться»,- признание великого французского мыслителя и писателя Ж. Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

Приведенных примеров достаточно, чтобы понять, что движение совершенно необходимо для полноценной работы головного мозга. Вот почему школьники, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по общеобразовательным дисциплинам. Иногда можно слышать рассуждения о том, что часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не занимаются физкультурой и спортом, а, тем не менее, прекрасно учатся. Что же, такие отличники лишь ослабляют свой организм.Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности.

Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии человека. Приведен комплекс упражнений, способствующий росту и развитию детей.Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких (измеряемой спирометром), улучшает подвижность грудной клетки (увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний.Легкие при систематических занятиях физически: упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких.

Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Становится понятным, почему человек, познав «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.Некоторые родители боятся приобщать детей к физкультуре, если у них плохое зрение. Это ошибка. Заниматься спортом таким детям можно, но под наблюдением врача. Научные данные доказывают, что активная физическая нагрузка может улучшить зрение. Школьник в очках стесняется своей «неполноценности», приобщаясь же к спорту, он становится здоровым, восстанавливает психическую гармонию.Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться любым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей.Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым - такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность.

У младших школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями,отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц. Существенные изменения происходят и в обмене веществ: лучше усваиваются питательные вещества, более интенсивно протекают окислительные процессы. Благоприятно отражаются занятия физической культурой и на развитии всего опорно-двигательного аппарата ребенка, что создает условия для развития здоровья.

Рассмотрим физические качества младшего школьника, которые развиваются в процессе занятий физкультурой.

Быстрота - это способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью. Различают быстроту движений (например, в беге, особенно на короткие дистанции) и быстроту двигательных реакций (например, реагирование на внезапный сигнал - старт в беге). Для развития качества быстроты применяют: различные упражнения в быстром темпе, старты, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, бег с ускоренными прыжками в длину с разбега, прыжки с длинной и короткой скакалкой, игры, требующие реакции и быстрых действий и др.

Ловкость - это способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключаться с одних движений на другие, в зависимости от требований изменяющейся обстановки. Наиболее ярко ловкость проявляется при выполнении гимнастических упражнений в играх, прыжках в длину и высоту, в метаниях, передвижении, спусках с гор на лыжах и др.

Силой-принято называть способность преодолевать внешнее сопротивление посредством многочисленных напряжений. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях. Для развития качества силы эффективны упражнения с предметами различного веса, допустимого в этом возрасте, например, набивные мячи, упражнения в весах, упорах, метание и толкание мячей (в том числе на дальность), прыжки, игры с перетягиванием, лазание по канату и др.

Выносливость - это способность организма противостоять утомлению при какой-либо деятельности. Различают выносливость общую и специальную. Общая выносливость - это способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени: длительная ходьба, бег, передвижение на лыжах, подвижные игры, спортивные игры. Специальная выносливость - выносливость в определенной деятельности. В подвижных играх, например, может быть скрытая выносливость, в которой сочетаются качества быстроты и выносливости (например, в беге на короткую дистанцию), силовая выносливость - сочетание силы и выносливости (например, многократное приседание, подтягивание на руках). Средствами для развития выносливости могут служить различные физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время (ходьба, чередование бега, бег, передвижение на лыжах, прыжки со скакалкой, подвижные игры и др.).

Гибкость - это свойство организма человека, характеризующее его подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Одним из показателей гибкости является амплитуда движений, которая влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для развития гибкости полезны упражнения с увеличенной амплитудой. Это, прежде всего, упражнения для рук, ног, головы, туловища, различные виды ходьбы и бега длинными шагами, прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди, глубокие приседания по всей ступне, упражнения у гимнастической стенки лицом к ней или спиной, наклоны вперед, назад, в сторону.

Физические качеств человека всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, ловкости и выносливости требует соответствующих проявлений настойчивости, выдержки, а часто и смелости.

У общеобразовательной школы широкие возможности для воспитания человека образованного, гармонично развитого. Немалую роль в этом играет отношение ребенка к системе физического воспитания, к умению определить и осознать ценности физической культуры, суметь принять их должным образом в своей жизни, в различных видах своей деятельности, с пониманием цели - подготовить себя к труду, развить умственные и духовные силы, укрепить здоровье и закаливать организм.

Вывод:таким образом уроки физической культуры должны способствовать развитию двигательных качеств младшего школьника. Быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость необходимы каждому человеку.Быстрота является одним из важных физических качеств ребенка. У младших школьников, ежедневно занимающихся физическими упражнениями, отличаются несколько большие прибавки в росте, значительное увеличивается окружность грудной клетки, повышается жизненная емкость легких и сила мышц.

Рассмотрим особенности воспитания быстроты у младшего школьника.


Глава 2.Особенности методики воспитания быстроты в младшем школьном возрасте

 

2.1 Характеристика быстроты как физического качества личности.

 

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.

При оценке проявлений быстроты различают:

1) латентное время двигательной реакции;

2) скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

3) частоту движений.

Проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Это в особенности касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движений. Есть основания считать, что данные показатели выражают различные скоростные способности.

Сочетание этих трех показателей позволяет оценить все случаи проявления быстроты. Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов, а не элементарные проявления быстроты.

Однако скорость в целостном сложнокоординационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы:

1) фазу увеличения скорости (фазу разгона);

2) фазу относительной стабилизации скорости.

Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй - дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и способность передвигаться с большой скоростью - относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот.

Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно - сходных движениях. Значительный перенос быстроты наблюдается главным образом у физически слабо подготовленных детей.

2.2 Методика воспитания быстроты в младшем школьном возрасте.

В процессе воспитания скоростных способностей задачи состоят в том, чтобы всесторонне повысить функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики в разнообразных видах двигательной деятельности. Максимальная скорость, которую может проявить ребенок в каком-либо движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от ряда других факторов-уровня динамической силы, гибкости, владения техникой и т. п. Поэтому воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с воспитанием других физических качеств и совершенствованием техники.

В качестве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять трем требованиям:8

1) техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;

2) они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения, основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

3) их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, продолжительность которой у младших школьников не превышает 15 сек.В числе методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прогрессирующего и переменного упражнения. Основная тенденция в данном случае - стремление превысить в занятии свою максимальную скорость.Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости ц.н.с., которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в занятии обычно располагают ближе к началу; в системе занятий их планируют в основном на первый или второй день после дня отдыха.

Большое стимулирующее значение для проявления быстроты имеет использование в занятиях игрового и, в особенности, соревновательного методов. Состязания обычно вызывают эмоциональный подъем, заставляют проявлять значительные усилия - это довольно часто ведет к улучшению результата.Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многократно повторять, с другой - многократные повторения приводят к образованию двигательного динамического стереотипа и вследствие этого к стабилизации параметров движения.

Стабилизация скорости - главная причина, мешающая значительному повышению скоростных возможностей. Основная задача воспитания быстроты состоит в том, чтобы, не специализируя ребенка в каком-либо одном упражнении, а, применяя иные средства и широко их варьируя, добиться относительно высоких результатовСкоростные упражнения здесь необходимо использовать не в стандартном, неизменном виде, а в вариативных, изменяющихся ситуациях и формах.В случае, если стабилизация скорости все же наступает, применяют специальные приемы: приемы ломки скоростного барьера и приемы ослабления его.В основе приема ломки скоростного барьера лежит создание таких дополнительных условий, которые способствовали бы превышению предельной скорости. При этом не следует излишне облегчать условия. Скорость в облегченных условиях должна быть такой, чтобы младший школьник мог в ближайшее время показать такую же в обычных условиях.Приемы ослабления скоростного барьера основаны на том, что с прекращением упражнения время угасания (забывания) тех или иных черт динамического стереотипа различно. В частности, пространственные характеристики движения более стойки, нежели временные. Если некоторое время не выполнять основного упражнения, скоростной барьер может исчезнуть, пространственные же черты техники движений сохранятся. Если в этот период с помощью других средств повысить уровень скоростно-силовых качеств, то затем, после перерыва, можно ожидать роста результата.

Задачи учителя, работающего с этим возрастом будут следующие:

-развитие мышечно-двигательных ощущений;

-работа над совершенствованием зрительного и кинестатического контроля за выполнением движений;

-совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений;

-развитие физических качеств: гибкости, быстроты, выносливости, ловкости, силы.

Основное направление в работе с этой возрастной группой рекомендуется проводить с уклоном общей физической подготовки без приоритетного выделения развития какого-нибудь одного физического качества.Желательно уроки проводить на свежем воздухе и обязательно строго дозировать физическую нагрузку.

При воспитании быстроты у младших школьников ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в действиях, связанных с перемещением всего тела в пространстве.Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время.Чтобы совершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами движущийся предмет, используются подвижные игры с большими и малыми мячами (для тенниса, настольного тенниса), воланами для бадминтона.

Реакция выбора - это нахождение наилучшего способа действия или ответа на действия противника. В предлагаемой игре количество возможных вариантов сначала должно быть очень небольшим. Каждый из них заранее хорошо осваивается детьми, и только после этого игра или упражнение осваивается полностью (например: «Космонавты», «Туристы» и др.). Имеется и другой метод совершенствования реакции выбора, при котором воспитатель ставит перед учащимся только общую задачу, например предлагает преодолеть в максимально быстром темпе несколько препятствий, составленных из разных предметов. Каким способом преодолеть каждое из них и в каком порядке - учащиеся выбирают сами соответственно своим физическим возможностям.

На динамическом часе для тренировки у школьников быстроты реакции на внезапный звуковой, зрительный сигналы широко используются игры «Совушка» - 1 класс, «Вызов номеров» - 2 класс, эстафета с бегом - 3 класс.Для воспитания быстроты движений применяются игры-упражнения с внезапными остановками, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время («Команда быстроногих» - 1 класс, «Сквозь стенку» - 2 класс, «Стой - беги!» - 3 класс.

Кроме развития быстроты в задачи урока по физвоспитанию входит также формирование у школьников способности выполнять скоростную работу возможно более длительное время.

Вывод: таким образом под быстротой понимается единство проявления центральных и переферических нервных структур двигательного аппарата человека,позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья эа минимальное короткое время.Быстрота воспитывается с помощью многообразных двигательных задач,успешность решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия.Воспитание быстроты,как правило.осуществляется в начале основной части урока.

Далее рассмотрим подвижную игру как средство воспитания быстроты у младших школьников.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...