Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция теории инноваций и её современные аспекты.




Теория инноваций начала формироваться в научных исследованиях культурологов в конце ХIХ века и означал введение элементов одной культуры в другую. Термин "инновация" как новую экономическую категорию ввёл в научный оборот австрийский (позже американский) учёный Йозеф Шумпетер (J.A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии ХХ в. В своих работах "Теория экономического развития" (1911 г.), "Экономические циклы" (1939 г.) и других он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т.е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.

Под инновацией он подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Согласно Й. Шумпетеру, "инновация является главным источником прибыли: "прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций", "без развития нет прибыли, без прибыли нет развития". Книги Й. Шумпетера дали толчок к работам других учёных в области инноваций.

В мировой литературе сложилось несколько подходов к пониманию сущности инновации и, соответственно, возникло множество её определений. Ряд зарубежных ученых (Н. Мончев, Э. Мэнсфилд, И. Перлаки, Б. Твисс, Р. Фостер, В.Д. Хартман, и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования, другие авторы различают инновации по содержанию, внутренней структуре, масштабу инноваций, параметрам жизненного цикла, закономерностям процесса внедрения и т.п. В зависимости от объекта и предмета исследования в научной литературе инновация рассматривается как процесс, результат, система и изменение.

С точки зрения процессного подхода инновация — это переход некоторой системы из одного состояния в другое. Этим обосновывается взгляд на инновацию как на процесс нововведений, который развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Инновацией невозможно пользоваться без определенного минимума научных знаний, профессиональной компетенции и необходимой информированности, кроме того, без переподготовки и переобучения её нельзя реализовать.

Эффективность любого нововведения определяется прежде всего тем, насколько внедряемое новшество разрешает, снимает существующие в исходной системе противоречия[1]. Специфической чертой нововведения является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов. Х. Нойбауэр, определяющий инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание[2]. По мнению Б. Санто, инновация — это такой общественно-технико-экономический процесс, который приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду или прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход[3]. Рассматривают инновацию как процесс и отечественные ученые. Так, например, Гусаков М.А., основываясь на изучении американского опыта, определяет инновацию как процесс, в ходе которого научная идея или техническое изобретение доводятся до стадии практического использования и начинают давать экономический эффект[4].

Другая группа исследователей предлагает отличать инновацию от простого улучшения, локального усовершенствования продукта или процесса. Инновация требует для своего внедрения комплекса организационно-технологических изменений, реорганизацию производственного процесса, обучение персонала, изменения поведения потребителей. Так, например, И.В. Бестужев-Лада считает, что нововведение можно операционно определить как такую разновидность управленческого решения, в результате которого происходит существенное изменение того или иного процесса, технического, экономического, политического, социального или иного явления[5].

Н.Н. Молчанов трактует инновацию как результат научного труда, направленный на совершенствование общественной практики и предназначенный для непосредственной реализации в общественном производстве. При этом он считает понятия «инновация» и «нововведение» синонимами[6].

Одним из основоположников теории инновации Ф. Никсон в своих трудах обозначает инновацию как систему[7]. Он дал экономическое обоснование понятию «инновации» и трактовал его как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом, или как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Ф. Никсон выделял пять видов типичных изменений, а именно: использование нового сырья; использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения; изменения в организации производства и его материально-техническим обеспечением; внедрение продукции с новыми свойствами; появление новых рынков сбыта. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых, улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Весьма значимыми для теории и практики управления инновациями являются работы Ф. Бездунова, С. Валдайцева, Л. Водачка, О. Водачковой, С. Глазьева, П. Завлина, С. Ильенковой, А. Казанцева, В. Медынского, Л. Миндели, Ю. Морозова, К. Пузыни, В. Устинова.

Э. Уткин называет инновацией конкретный "объект"[8], Ф. Никсон – "совокупность мероприятий"[9], а С. Валдайцев – "освоение новой продукции"[10]. И. Молчанов и Л. Гохберг, характеризуя это явление, используют термин "результат"[11]. Исследователи В. Лапин, Б. Твис и В. Медынский рассматривают инновацию как "процесс"[12]. П. Завлин раскрывает её с позиции "использования результатов"[13].

Очевидно, что инновацию не следует ограничивать только сферой предпринимательской деятельности. Ведь она коммерческая по своей природе, подразумевает получение прибыли (дохода). Отношения же между людьми не ограничиваются только экономической сферой. Например, важное место в жизни людей занимают политические отношения, искусство, проблемы сохранения окружающей среды и т.д. Это не предпринимательство, не бизнес. Но и здесь возможны инновации, зачастую имеющие последствия для экономики, что затем вполне может сказаться на развитии науки и техники.

Среди отечественных исследователей примечательной, на наш взгляд, является точка зрения М.А. Гусакова, который предлагает следующую трактовку этого термина: инновация — это изменение в продукте, технике, технологии, в котором материализуется новое научное знание, формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, либо создающее новые[14]. Такая трактовка инноваций связывается автором с конечной результативностью осуществляемых изменений.

В зарубежной и отечественной литературе понятие «инновация» зачастую отождествляется с понятиями «новшество», «новация», «нововведение», хотя между ними имеются определенные различия: под «новшеством» понимаются новые порядок, обычай, метод, технология, изобретение, явление; «нововведение» означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретет новое качество — оно становится нововведением или инновацией. Нововведение в организациях рассматривается как такое целенаправленное изменение, которое вносит в организацию (в ее цели, технологию, организационный порядок и т.п.) новые стабильные элементы, потенциально или фактически тиражируемое в своих основных чертах. Новые элементы могут быть материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество или же предмет нововведения.

Главная суть инновации– в использовании достижений человеческого разума (новых идей, открытий, изобретений, усовершенствований и т.п.) для повышения эффективности деятельности в той или иной сфере. Перечень возможных инноваций и областей их применения неисчерпаем, как неиссякаемы изобретательность, разнообразие сфер деятельности, многогранность интересов человека.

Систематизируя Функции инноваций в общественном развитии, можно отметить:

1. Они являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоёмкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере его движения от одной ступени развития к другой).

2. С помощью инноваций расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом (закон возвышения и дифференциации потребностей).

3. Инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда).

4. Концентрация инноваций в той или в иной сфере помогает привести в соответствие структуру воспроизводства со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития)[15]. Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития.

«Понятие "нововведение" означает прогрессивное новшество, которое является новым для системы, принимающей и использующей его.

Термин инновация происходит от английского слова innоvаtion - процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы фирмы в целях удовлетворения определенных потребностей. Понятия "инновация" и "нововведение" по смыслу сходны. Нововведение - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах жизни общества. Понятие же "инновация" распространяется на новый продукт или услуги, способ их производства, новшество в организационной, научно-технической и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии»[16].

Исследователи склонны различать понятия "нововведение" и "инновация" с тем, чтобы ввести понятие инновационного процесса, который, по их мнению, и есть процесс превращения инновации - новаторского проекта в нововведение - в осуществленный новаторский проект.

Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, можно определить как инновационный процесс. Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию [17].

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она представляет собой сложный процесс, который обеспечивает определенный социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного, как и любого другого процесса, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов.

Инновацию следует отличать от открытия:

1. Открытие, а также изобретение, делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами (лабораториями, отделами, институтами) и воплощается в форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить большой приток финансовых ресурсов, большую сумму прибыли, повысить производительность труда и снизить себестоимость производства за счёт применения какого-то нововведения в технике и технологии, а также получить любую другую осязаемую выгоду.

4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Она требует определённой чёткой цели выпуска и технико-экономического обоснования.

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Инновации представляют собой факторы конкуренции, так как ведут к снижению себестоимости, цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних[18].

В экономической литературе можно встретить разнообразные определения «инновационных» категорий. Это разнообразие обусловлено, в основном, различиями в исходной методологической базе. Официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832:

Инновация (нововведение) - конечный результат деятельности, имеющей результатом новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Инновационный потенциал (государства, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный процесс - это объективный процесс обновления не только материально-технического уклада общества, где ведущее место принадлежит научно-техническому развитию, но и всех других сфер общественной жизни; он имеет своей целью генерирование и непрерывную реализацию нововведений, удовлетворяющих потребности общества.

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки[19].

Однако в научной литературе встречается и более широкое определение: «Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки»[20]. Субъекты инновационной деятельности – действующие в соответствии с законодательством Российской Федерации физические лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, лица без гражданства (в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации), а также юридические лица, при условии, если инновационная деятельность предусмотрена их учредительными документами.

Все раннее приведённые формулировки экономической категории "инновация" в принципе верны, но не являются полными, так как раскрывают лишь отдельные аспекты её содержания. Очень часто данная категория трактуется больше с технической или организационной стороны, что в принципе не верно. С использованием метода научного анализа и практического опыта уточним смысловое значение базовой для настоящего исследования категории и будем её трактовать, вкладывая следующее содержание: "Инновация – это материализованный результат, полученный от вложения капитала, внедрения современных достижений науки и техники в новые товары, работы, услуги, технологии, формы организации производства, труда, изменения поведения потребителя, обслуживания и управления с целью достижения технического, политического, социального или иного эффекта и получения прибыли".

Данная авторская формулировка отличается от ранее приведенных и даёт более широкое, не только "технократическое" толкование категории "инновации". В ней специально отмечается необходимость их внедрения в социальные, управленческие, образовательные, кадровые и другие виды деятельности по всему возможному спектру товаров, работ и услуг; подчёркивается потребность их ориентации не только на действующий рынок, но и необходимость формирования потребительского спроса на инновацию. Дополнительное графическое пояснение к данной формулировке приведено в приложении 1.

На основе теоретического анализа и практического состояния инновационной сферы, можно уточнить определяющее для данного исследования понятие и предложить авторское смысловое содержание категории государственная инновационная политика как системы согласованных законодательных, административных, финансово-экономических решений и действий, сбалансированных по ресурсам, позволяющих управлять развитием страны или её отдельных регионов в соответствии со стратегическими целями и прогнозируемыми показателями развития.

Инновациями можно управлять. Это означает, что можно использовать различные способы и средства управляющего воздействия, позволяющие в той или иной степени влиять на ход инновационного процесса, на увеличение продолжительности жизненного цикла инновации, на рост эффективности инновации.

«Научно обоснованная классификация инноваций позволяет четко определить место каждой инновации в их общей системе и отличительные (особенные) характеристики данной инновации, рационально организовать инновационный процесс»[21]. Классификация инноваций предлагается многими авторами, среди них: А.Н. Цветков, П.Н. Завлин, А.Н. Фоломьев, А.В. Васильев, В.В. Горшков, Е.А. Кретова, Э.А. Уткин и др. «Согласно теории Ю.В. Яковца инновации классифицируются по следующим критериям:

По сфере применения: на технологические (продуктовые и процессные), экологические, организационно-управленческие, институциональные, социально-политические, государственно-правовые, в духовной сфере (в науке, в культуре, в образовании, этике, идеологии), военные [22].

По уровню новизны, глубине преобразований и значимости: базисные, приводящие к коренным преобразованиям в той или иной сфере (формирование новых поколений и направлений техники, технологических укладов и способов производства, новых экономических и социально-политических укладов, перевороты в науке, культуре, образовании и т.д.); улучшающие, направленные на дифференциацию и распространение базисных инноваций для более полного учета специфических требований различных сфер применения и групп потребителей; псевдоинновации, нацеленные на частичное улучшение и продление агонии устаревших, отживших систем, создающие видимость инновационной активности и играющие порой реакционную роль.

По сфере распространения: глобальные, национальные, региональные, локальные, точечные. К различным видам инноваций требуются разные подходы к их осуществлению и государственному регулированию[23].

Предприниматели имеют дело в основном с технологическими инновациями, связанными с преобразованиями в производстве товаров и услуг под воздействием рыночной конъюнктуры. Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в г. Осло в 1992 г. (так называемое "Руководство Осло"). К сфере деятельности предпринимателей относятся также экономические, организационно-производственные и управленческие нововведения[24].

Государственные служащие, создавая своей деятельностью благоприятные условия для развития технологических, экологических, организационных инноваций, оказывая прямую и косвенную поддержку назревшим радикальным изменениям в этих сферах, должны самостоятельно заниматься нововведениями управленческими, институциональными в сфере экономики, государства и права, способствовать прогрессивным переменам в социальной и духовных сферах, в науке, культуре, образовании.

Проблема перехода к инновационной модели развития постоянно находится в центре внимания ученых и практиков. Предлагаются разные концепции, исследуются различные стороны инновационного процесса.

Активизации и углублению исследований инноваций и их роли в экономическом развитии способствовали работы великого русского ученого Н.Кондратьева. В его трудах нет непосредственных исследований инновационных вопросов, но предложенные им большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительности, в качестве наиболее важной из них были признаны инновации.

В последние годы значительное распространение получили концепции, исследующие цикличность экономического и инновационного развития. Среди российских ученых, изучающих проблемы цикличности, значительный вклад в разработку многих теоретических и практических аспектов данной проблемы внесли Ю.В. Яковец, Е.Г. Яковенко и другие. Выводы этих исследователей могут быть использованы при разработке механизмов регулирования рыночных процессов с учетом жизненного цикла технологий, продуктов и отраслей.

Достаточно крупным вкладом российских экономистов в развитие инновационной теории является разработка концепции технологических укладов. Категория технологического уклада (в современном понимании данного термина) введена в научный оборот С.Ю. Глазьевым»[25]¢[26]. Технологический уклад рассматривается как группа технологических совокупностей, связанных друг с другом однотипными технологическими цепями и образующих воспроизводящиеся целостности. Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором, организационно-экономическим механизмом регулирования. С.Ю. Глазьев и другие экономисты предлагают выделять пять технологических укладов. В экономически развитых странах идет интенсивное перераспределение ресурсов из четвертого в пятый технологический уклад. В России пятый технологический уклад существует в основном в оборонных отраслях промышленности. Передача оборонных технологий в гражданский сектор осуществляется крайне медленно, вследствие неотработанности механизма конверсии и ряда других причин.

Одной из особенностей современного социально-экономического развития является переход от индустриальной к постиндустриальной модели развития (при этом всю историю человеческого общества принято разделять на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный). Постиндустриальное общество, в его современном понимании, находится еще на стадии становления даже в некоторых высокоразвитых странах Запада и Востока. Тем не менее, большинство развитых стран движутся в сторону постиндустриального общества.

В соответствии с большими циклами мировой конъюнктуры или длинными волнами, сформулированными Н.Д. Кондратьевым, каждые 50-55 лет появляются новые технологии и отрасли, которые вызывают структурные изменения. Сейчас происходит зарождение пятого цикла Кондратьева. Особенностями его являются знания, что позволяет перейти от «управленческого» типа развития экономики к экономике инновационного типа.

Таким образом, обзор экономической литературы по теории инноваций показал, что отсутствие единства взглядов учёных на сущность процесса инноватики, влечёт за собой не всегда чёткие действия, что требует дальнейшего развития теории инноваций.

Вместе с тем, мнения многих учёных сходятся в главном, что основной целью инноваций выступает социально-экономический эффект. Внедрение инноваций без снижения издержек, исключения негативного влияния на экологию, соблюдения нормативов ресурсоёмкости при улучшении потребительских свойств товара не имеет смысла. Определяющими для инноваций являются следующие признаки:

- предоставление конкретной хозяйственной и социальной выгоды для потребителя;

- связь с практическим использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

- обязательность творческого подхода и наличие рисков.

Уточнив теоретические основы инновационной деятельности и значение основных экономических категорий, используемых в настоящем исследовании, проанализируем далее практические подходы, сложившиеся в странах с развитой рыночной экономикой по управлению инновационным развитием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...