Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концертная деятельность Кусевицкого С.А.




 

"Концерты Кусевицкого" в Париже начались, как это было в 1909 году и в России, еще до того, как дирижером был сформирован новый оркестр. Он выступал во главе сборного оркестра, составленного из 85 артистов "Концертов Колонна" и "Концертов Ламуре". Первые три программы (22 и 29 апреля, 6 мая 1921, Salle Gaveau), названные в афишах "Фестивалями русской музыки", представили широкую панораму ее развития от Глинки до Стравинского и Прокофьева.

В первую программу были включены Увертюра к опере Глинки "Руслан и Людмила", "Ночь на Лысой горе" и Вступление к "Хованщине" Мусоргского, "Кикимора" Лядова, Песня бурлаков Глаузнова, Вариации на тему рококо Чайковского (Михаил Пресс) и "Поэма экстаза" Скрябина. Во вторую - "Остров смерти" Рахманинова, Первый фортепианный концерт Чайковского (Александр Боровский), "Скифская сюита" Прокофьева и Испанское каприччио Римского-Корсакова. В третью - "Из Апокалипсиса" Лядова, Фрагменты из "Петрушки" Стравинского, Скрипичной концерт Глазунова (Павел Коханьский), и Третья симфония Скрябина.

Первая серия выступлений Кусевицкого в Лондоне состоялась в январе-феврале 1921 года. Газеты подчеркивали, что вопреки отвратительной погоде, уже первый из его шести концертов собрал в Royal Albert Hall 6,000 человек. Большой интерес вызвали монографическая программа из сочинений Чайковского (2 января, Royal Albert Hall) и "Поэма экстаза" Скрябина (2 февраля, The Queen's Hall). Пресса подчеркивала замечательное воплощение лирических страниц Чайковского - в Пятой симфонии и, в особенности, во «Франческе». "Франческа" прозвучала в Лондоне еще дважды (5 февраля 1923 и 24 февраля 1925) и один раз в Эдинбурге (26 ноября 1923), Пятая симфония -лишь один раз в Лондоне (7 апреля 1924), Шестая - по разу в Лондоне (1 июня 1922) и Глазго (17 ноября 1923).

"Поэму экстаза" еще на рубеже веков не раз исполнял в Лондоне Генри Вуд, а позднее - снискавший славу "музыкального русофила" Альберт Коутс. Их интерпретации критики назвали теперь скучными и банальными, предпочтя трактовку этой партитуры Кусевицким, который еще в 1910 году первым познакомил с ней Англию.

В мае-июне 1921 года в лондонском The Queen's Hall Кусевицкий повторил с небольшими изменениями сыгранный ранее в Париже цикл из трех русских программ.

В первой программе (27 мая) прозвучали Вступление к "Хованщине" Мусоргского и его "Ночь на Лысой горе", "Кикимора" Лядова, "Песня бурлаков" Глазунова, арии из "Снегурочки" и "Золотого петушка" Римского-Корсакова (Мария Кузнецова) и Третья симфония Скрябина. Во второй (3 июня) - Увертюра к опере Глинки "Руслан и Людмила", "Из Апокалипсиса" Лядова, фрагменты из "Петрушки" Стравинского, Второй фортепианный концерт Рахманинова (Александр Боровский), "Поэма экстаза" Скрябина. Третью программу (10 июня) составили "Остров смерти" Рахманинова, "Сеча при Керженце" Римского-Корсакова, Симфонии духовых инструментов Стравинского (в первый раз), Скрипичный концерт Глазунова (Павел Коханьский) и "Прометей" Скрябина (Александр Боровский - фортепиано). Вне рамок "русского цикла" 19 июня 1921 года Кусевицкий дирижировал концертом Royal Albert Hall Orchestra, в качестве солиста выступал Дмитрий Смирнов.

Утверждение за пределами России русской музыки и русских традиций ее интерпретации останется одной из важнейших целей всей исполнительской деятельности Кусевицкого на Западе.

Вскоре в журнале "Жар Птица" появляется извещение о том, что начиная с сезона 1921-22 года Кусевицкий восстанавливает в Париже регулярные московские и петроградские концерты. Сообщалось, что концерты эти "...будут происходить в Grand Opera, которая предоставлена Кусевицкому на 12 вечеров. Первая серия концертов открывается в ноябре".

Парижский сезон Кусевицкого 1921 года включил в себя шесть программ в ноябре-декабре. В 1922 и 1923 годах дирижёр провел по четыре концерта весной и четыре осенью. Приступив осенью 1924 года к работе в Бостоне, вынужден будет ограничится четырьмя концертами в Париже каждой весной до 1928 года включительно. Согласно контракту с Grand Opera, администрация "Концертов Кусевицкого" самостоятельно продавала билеты, а театр предоставлял для проведения концертов свой персонал. Концерты Кусевицкого 1927 года проходили в великолепном Театре Елисейских Полей, в 1928 году они проводились в только что построенном на улице Фобург Сант-Оноре (гае du Faubourg Saint-Honore) Salle Pleyel. Единственный в то время парижский зал, сравнительно небольшой, который был специально спроктирован для проведения симфонических концертов и обладал благодаря участвовавшему в строительстве инженеру-акустику Густаву Лиону великолепной акустикой.

Цены на билеты были установлены дешевые - от 4 до 40 франков. Цедербаум писал, что "...желательно оставить достаточное число дешевых билетов и иметь очень небольшое - самых дорогих".

Анонсы о "Концертах Кусевицкого" постоянно появлялись в русской прессе Парижа и Берлина, во французских газетах и газетах американских, в частности, в "New York Herald" и "Chicago Tribune". Вплоть до последнего парижского сезона Кусевицкий внимательно следит за организацией своих концертов, рекомендует Цедербауму анонсировать их в газете "Comoedia". Она, по его словам, "...очень распространена за границей; в Нью-Йорке Вы найдете ее в каждой гостинице, все музыканты ее читают. В Париже каждая портниха покупает «Comoedia», а Вы знаете, сколько народу у них бывает, и портнихи сами на концерты ходят".

Финансовые отчеты о концертах, присылавшиеся Кусевицкому, говорят об их неизменном успехе. Никогда, однако, финансовая сторона дела не ставилась Кусевицким во главу угла, да и гонорары его не превышали 5.000 франков за выступление. Тем не менее, еще до начала первого сезона Кусевицкого, летом 1921 года, Прокофьев писал о русских эмигрантах, что те, "...кто приезжали с умной головой и пустым карманом, таковыми и остались: Бальмонт, Шухаев, Пресс, Шлецер - все без ничего. Боровский еле-еле. Устроились Кусевицкий, да тенор Смирнов".

Оркестр для своих сезонов Кусевицкий формирует из лучших музыкантов Парижа. Постоянный состав его в 1926-27 годах будет доведен до 100 человек. Струнную группу составляли 17 первых скрипок, 13 вторых, 10 альтов, 10 виолончелей, 10 контрабасов, деревянная духовая была представлена тройным составом, медная состояла из 5 валторн, 4 труб, 3 тромбонов и тубы. Нередко Кусевицкий значительно расширял состав. В одном из концертов в 1922 году, проходившим в Salle Trocadero, оркестр состоял, по сообщениям газет, из 130 музыкантов. В исполнении "Весны священной" Стравинского участвовали 120 (22 мая 1924) и даже 130 (24 мая 1923) музыкантов, на "Фестивале Мусоргского" (11 мая 1922), а также на концерте, программа которого включала "Весну священную" Стравинского и Псалм XLVII Флорана Шмитта (11 июня 1927) - оркестр и хор насчитывал 250 человек.

Концертмейстером своего оркестра Кусевицкий пригласил Марселя Дарье, который сделается вскоре первым исполнителем Первого скрипичного концерта Прокофьева (1923). Несколько из музыкантов парижского оркестра Кусевицкого будут приглашены позднее дирижером в Бостонский оркестр.

Хорошо зная нравы, царившие в оркестрах Парижа, Кусевицкий категорически не принимал их. "Когда у меня концерт вечером, я всегда умышленно репетирую утром, - писал он, - так как французские музыканты играют с 18 дирижерами, и если последняя репетиция накануне, то в течение 36 часов, они забывают все мои указания". Переписка Кусевицкого с Цедербаумом хранит поименное обсуждение кандидатур каждого из приглашаемых артистов оркестра.

В основу взаимоотношений с музыкантами Кусевицкий положил безоговорочное подчинение своим художественным и дисциплинарным требованиям. И очень скоро это дало блестящие результаты. Первые же выступления нового оркестра были восприняты в Париже подобно глотку свежего воздуха. На репетиции Кусевицкого стали приходить многие дирижеры и исполнители. Приходили и композиторы - французы Равель, Онеггер, русские Прокофьев, Стравинский, Владимир Дукельский и Николай Лопатников, швейцарец Конрад Бек, американцы Аарон Копланд, Вёрджил Томсон и Роджер Сешнс. Закрытые для публики, репетиции эти были всегда открыты для музыкантов.

В игре оркестра поражали, прежде всего, тщательность подготовки каждого произведения, ансамблевая дисциплина, одухотворенность исполнителей, словно поднятых темпераментом и волей дирижера на неведомую им ранее высоту. "Мы и, конечно, французы, не подозревали даже, какие у них имеются в этой области силы, и чего можно от них добиться в смысле красоты звука, точности, разнообразия нюансировки и дисциплины", -писал в 1921 году Борис Шлецер. Год спустя Вёрджил Томсон сообщал в Бостон, что "...за несколько недель Кусевицкий подготовил шесть программ содержащих немало новейшей музыки и представил их непревзойденное в Париже исполнение по балансу, точности и руководящей воле". Еще через год, побывав на исполнении "Весны священной", скрипач американского квартета Флонзалей.

Квартет "Фланзолей" (что означает на диалекте кантона «маленькая речка») получил свое название от имени виллы близ Женевского озера, принадлежавшей создателю и патрону квартета нью-йоркскому банкиру швейцарского происхождения Эдварду де Коппету [Edward J. de Coppet]. В США квартет вел интенсивную концертную деятельность (1903-1929) и сделался всемирно известным ансамблем. Постоянными участниками его оставались скрипачи А.Бетти и А.Пошон; альтисты и виолончелисты менялись, но дольше других оставались альтист У.Ара и виолончелист И. д' Аршамбо.

Адольфо Бетти писал: "Кусевицкий сотворил чудо с парижским оркестром, я никогда не слышал, чтобы французский оркестр играл лучше (что, впрочем, не означает особенно многого)".

Оркестр Кусевицкого имел неизменный успех у французских композиторов. Морис Равель признавался, что под управлением Кусевицкого впервые услышал исполнение своих произведений, которое полностью удовлетворило его. После проведенной дирижером премьеры симфонии "Гораций-победитель" Артюра Онеггера - композитора, которого в то время никто из публики не хотел принимать всерьёз, ему была устроена шумная овация. Флоран Шмитт, прослушав "Скифскую сюиту" Прокофьева, вокликнул: "Vive la Russie!", и возглас его был покрыт овацией восторженной публики.

Существенную помощь Кусевицкому оказывал в Париже Владимир Цедербаум, который в 1921-24 годах заведовал художественной частью его "Концертов" и одновременно выполнял функции личного секретаря дирижера. Врач по основной профессии, Цедербаум отлично разбирался в искусстве, ещё в России выступал как музыкальный рецензент в петербургских газетах "Речь", "Современное слово", в журнале "Обозрение театров", много писал, в частности, о Федоре Шаляпине, восторженно отзывался о "Концертах С. Кусевицкого". После эмиграции Цедербаум постоянно сотрудничал с газетами "Руль" (Берлин) и "Последние новости" (Париж).

Между Кусевицким и Цедербаумом быстро установились дружеские отношения, долгие годы обменивались они письмами. Цедербаум вел переговоры с директорами концертных организаций Парижа, обширную переписку с европейскими импрессарио, выезжал вместе с Кусевицким на гастроли в Лондон, Эдинбург, Барселону, помогал ему в написании статей, в частности, статьи о дирижировании (1921), которую перевел затем на английский язык.

Задолго до появления книги Артура Лурье о Кусевицком он намеревался писать биографию дирижера. Существовала договоренность об ее издании с известным парижским издателем Александром Коганом, который основал в Берлине издательство "Русское искусство" и публиковал журнал "Жар Птица". Замысел Цедербаума остался однако не реализованным из-за отсутствия у него должного времени. Поз дне по той же причине он отклонит приглашение правления газеты "Последние новости" занять должность заведующего отделом музыки.

Подлинной стратью Цедербаума было кино. Один из старейших сотрудников известной парижской кинокомпании "Альбатрос", он вплоть до оккупации немцами Парижа работал здесь как менеджер бок о бок с Жаком Фейдером, Рене Клером, Иваном Мозжухиным, участвовал в производстве сначала немых, затем звуковых фильмов, сделался профессором кинофакультета парижской Универсальной школы, автором первого на французском языке технического руководства по производству кинофильмов. Цедербаум был также автором ряда киносценариев, в том числе сценария по пьесе Максима Горького "На дне", положенного в основу фильма Жана Ренуара.

Конфликт между Кусевицким и Цедербаумом возникнет впервые летом 1924 года. Подчеркнуто щепетильный, Цедербаум отказался принять денежное возмещение за работу, которую выполнял для Кусевицкого безмозмездно. "Еще до знакомства с Вами я был одним из самых горячих Ваших друзей и поклонников, - писал он дирижеру. - Я уйду от Вас с еще большим чувством любви к Вам как к человеку и артисту". Говоря о собственной работе, Цедербаум подчеркивал, что "...иногда слишком резко отделял Ваше дело от Вас, ставя его впереди Вас лично".

Конфликт удастся притушить и осенью 1924 года Цедербаум отправится вместе с Кусевицкими в Бостон. Пробудет он там, однако совсем недолго. 1 января 1925 года Сергей Прокофьев запишет в дневнике: "Днем был Цедербаум, секретарь Кусевицкого, поехавший с ним в Америку, но не вынесший характера Наталии Константиновны и после ссоры вернувшийся в Европу". Тем не менее, и после этого Цедербаум продолжал помогать Кусевицкому вплоть до 1928 года в организации его парижских концертов.

Участник первой мировой войны, Цедербаум хорошо знал, с какими неисчислимыми жертвами окажется связана новая мировая бойня, чувствовал ее приближение. В 1938 году он подал прошение о зачислении добровольцем в армию. Военный министр Франции ответил однако вежливым отказом -возраст просителя был уже далеко не призывным.

Понимая, что ждет Францию, Цедербаум, как еврей, имел все основания тревожиться и за судьбу собственной семьи. Свои знания, свой опыт работы в киноиндустрии он пытался предложить Голливуду, но безрезультатно. К Кусевицкому с просьбой о содействии не обращался - опять-таки щепетильность! Просил лишь об одном: помочь ему разыскать в Денвере своего хорошего знакомого доктора Спивака, который мог бы содействовать ему в переезде в Америку. Ответная телеграмма Кусевицкого оказалась роковой для Цедербаума. "Получил информацию - доктор Спивак умер", - говорилось в ней.

В 1941 году Цедербаум был арестован немцами и вместе с женой депортирован в Германию, где оба они погибли.

Кусевицкий был первым исполнителем в США 9-й симфонии Шостаковича и 5-й симфонии Прокофьева. В 1935 организовал летние концерты в Танглвуде, послужившие основой для создания в 1940 Беркширского музыкального центра, который работал как летняя школа для талантливых студентов различных музыкальных специальностей. К работе центра были привлечены композиторы А. Копленд, П. Хиндемит, А. Онеггер, О. Мессиан, Л. Даллапиккола. В 1942 (в связи со смертью жены) Кусевицкий создал фонд им. Наталии К. для помощи композиторам. В годы 2-й мировой войны был президентом музыкальной секции Национального совета американо-советской дружбы. Организатор Американо-советского музыкального общества (1946). Как дирижёр Кусевицкий отличался чёткостью, ясностью дирижёрской техники, соединением яркого темперамента и самообладания, неумолимой требовательностью, позволявшей ему добиваться высокого технического совершенства оркестрового исполнения. Автор ряда произведений для контрабаса (в том числе концерта с оркестром) и Пассакалии на русскую тему для оркестра (1934).

 


Заключение

 

Сергей Алексеевич Кусевицкий - представитель «серебряного века» русской культуры, один из самых видных ее деятелей, меценатов и пропагандистов. Четверть века он служил русской культуре и ровно столько же американской. Он получил несколько наград от русского царя, имел множество почетных званий в США и во Франции. Он пережил три русских революции, был современником двух мировых войн. Он выступал перед Чайковским и Л. Толстым, его друзьями были Скрябин. Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Станиславский, Шаляпин и другие. Был прекрасным контрабасист, пропагандировал свой инструмент в концертном исполнительстве.

Подобно многим русским интеллигентам, эмигрировал на Запад, К. унес Россию в своем сердце и делал все, чтобы преумножить славу ее великой культуры, по размерам помощи десятком людей и организаций, по настоятельству этой помощи с которым можно сравнить только Рахманинова. Как председатель музыкальной секции Национального совета американской советской дружбы, который работал над США Ф.Д. Рузвельта, Кусевицкий сделал очень много для сплочения американской интеллигенции и помощи России.

Еврей по рождению, русский по культуре, гражданин мира по сути своей, жизненный круг замыкается для Кусевицкого прощальным поклоном древней земли своих предков на гастролях. Последний в своей жизни концерт он провел в Ирландии.

В 1551 году в Нью-йоркском «Крнеги-Холл» во главе Израильского оркестра. Главными его открывателями были композиторы, где таланты он разгадал, где сочинения издавал и исполнял, где творчество делал достоянием мира. Менял профессии, города, страны, он не изменил великой цели служения Музыке, русской культуре, культуре Америки, чем и внимал свое имя в анналы истории.


Список использованной литературы

1. Журнал Вестник Online № 13, 2002.

2. Журнал Музыка №1 - Берлин, 1923.

.   Катуар, Г. Александру Гольденвейзеру / Г. Катуар - М.: Советский композитор, 1969.

.   Кусевицкий, С. Биографический набросок / С. А. Кусевицкий - М.: Музыкальный труженик № 19, 1908.

.   Кусевицкий, И., Шнейдер, А. О Сергее Кусевицком / И. Кусевицкий, А. Шнейдер - М.: МЖ №15, 1974.

.   Кусевицкий, С. Материалы к творческой биографии / С. А. Кусевицкий // ред. В. Юзефовича - СМ №1, 1975.

.   Лурье, А. Наш марш. Русский футуризм. Теория, практика, критика, воспоминания. / А. Лурье // ред. В. Терёхина, А. Зименков - М.: Институт мировой культуры Российской Академии наук. Наследие, 2000.

.   Прокофьев, С. Письма С.С. Прокофьева к В.В. Держановскому. / С.С. Прокофьев // из архивов русских музыкантов - М.: Гос. муз. изд., 1962.

.   Прокофьев, С. Дневник 1907-1933. / С.С. Прокофьев // ч.2 - Париж: sprkfv, 2002.

.   Прокофьев, С. Долгое странствие. / Прокофьев С.С. - М.: Языки русской культуры, 1999.

.   Рахманинова, Н. Наталье Кусевицкой / Н. Рахманинова - Нью-Йорк: АК-БК, 1920.

.   Ремизов, А. Дягилевские встречи / А. Ремизов // альбом вырезок из парижской прессы - Париж: АК-БК, 1920.

.   Сван, А. Письма к Петру Сувчинскому / А. Сван // ред. Е. Польдяевой - Берлин, 2005.

.   Стайн, Г. Автобиография Алисы Б. Токлас. / Г. Стайн - С-П.: Инапресс, 2000.

.   Струве, Н. Русская эмиграция: массовый исход в будущее. / Н. Струве - М.: Странник, 1997.

.   Цветаева, М. Записные книжки в двух томах / М. Цветаева // 2т., ред. Е. Коркиной, М. Крутиковой - М.: Эллис Лак, 2000-2001.

.   Цедербаум, В. Сергею Кусевицкому / В. Цедербаум - П.: АК-БК, 1921.

.   Цедербаум, В. Сергею Кусевицкому / В. Цедербаум - П.: АК-БК, 1924.

.   Цедербаум, В. Концерты С.А. Кусевицкрго в Париже / В. Цедербаум - П.: Жар Птица, 1921.

.   Шлецер, Б. Концерты Кусевицкого. Последние новости. / Б. Шлецер - Париж, 1921.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...