Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиционно речевые формы в рассказе как типе литературного текста




Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Обрамление – как компонент композиции короткого рассказа. ….5

1.1 Композиционно речевые формы в рассказе как типы литературного текста……………………………………………………………………………5

1.2 Понятие зачина и концовки в жанре короткого рассказа………………………………………………………………………….9

Выводы по первой главе……………………………………………………11

Глава II Обрамление короткого рассказа. Функции зачина и концовки...12

2.1 Функция зачина в коротких рассказах…………………………………12

2.2 Фунцкия концовки в коротких рассказах………………………………16

Выводы по второй главе……………………………………………………..22

Заключение………………………………………………...…………………23

 

Список использованной литературы.…………………...…………………..

 

Приложение 1 Название…………………...…………………………………25

Введение

Наше общество не представляет своей жизни без книг. С помощью книг люди способны пережить все те эмоции, которые автор намерен донести до своего читателя. Композиция литературно-художественного произведения выполняет значимую функцию в определении идеи и смысла. Автор, сконцентрировав особое значение на тех моментах жизни, которые волнуют и заботят, воплотив их в художественные образы характеры, пейзаж, настроение, старается в художественном произведении сочетать их так, чтобы они звучали с наибольшей убедительностью. Тема композиционного обрамления активно обсуждается исследователями и разрабатывается в современном литературоведении и лингвистике. Понятие рамки, образуемой началом и концом текста, встречается в работах таких исследователей, как Дж. Дэйн, А.И. Домашнев, В.А. Кухаренко, Н.В. Петрова, Н.И. Бялоус,Н.А., Змиевская, К.И. Шпетный и других.

 

Цель данной исследовательской работы – определение роли и значимости композиционного обрамления текста короткого рассказа.

Для достижения цели необходимо последовательно решить ряд задач:

1. Изучить научную литературу по теме.

2. Рассмотреть основные понятия, касающиеся проблемы исследования: обрамление, короткий рассказ, композиция литературно-художественного произведения

3. На практике рассмотреть различия обрамления коротких рассказов через Композиционно речевые формы.

Мы выбрали жанр рассказа в качестве объекта исследования, так как короткое прозаическое произведение является оптимальным для решения задач нашего исследования.

Актуальность данного исследования обусловлена интересом к вопросам типологии художественного текста и обусловлена необходимостью теоретического анализа и практического применения современных аспектов в изучении повествования.

Результаты исследования могут иметь большую практическую значимость. Материал может быть применён на занятиях по английскому языку в старших классах, а так же в дисциплинах по культуроведению в высших учебных заведениях, возможно использование в курсах теоретической и практической грамматике, стилистики английского языка, в курсах теории и практики анализа текста, при подготовке пособий, курсовых и дипломных работ.

 

Глава I. Обрамление - как компонент композиции короткого рассказа

Композиционно речевые формы в рассказе как типе литературного текста

Рассказ – это повествовательный эпический жанр, нацеленный на единство художественного события. По "Литературному энциклопедическому словарю" В. М. Кожевникова и П. А. Николаева рассказ это "Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение "

Рассказ можно определить, как произведение, небольшое по объёму, в котором содержится малое количество действующих лиц и чаще всего имеется одна сюжетная линия.

проза.ру[Электронный ресурс]:URL:http:// http://www.proza.ru/2009/01/09/61 (дата обращения 05.12.2016).

Рассказ уступает, например роману по объему, но при этом он содержательно насыщен, и каждый элемент несёт информацию. Его можно прочитать за короткий период и воспринимать как единое эстетическое целое. В связи с малым объемом возрастает значение обрамления в композиции. К примеру, обрамление способно усилить смысл и идею рассказа, или наоборот заинтересовать рассказом или корректировать его.

Как правило, рассказ повествует о каком-то моменте или событии в жизни человека. Но главным в определении жанра является не объем произведения и не количество сюжетных линий, а направленность самого автора на краткость. Характерной чертой рассказа является внимание деталям. Из-за своей краткости повествования любой предмет, которому автор уделил повышенное внимание, становится ключевым для осознания и понимания смысла произведения. Иногда даже герой рассказа может иметь меньшее значение, чем, на первый взгляд, незначительная деталь. URL:http://www.syl.ru/article/179623/new_chto-takoe-rasskaz-janrovoe-svoeobrazie-rasskaza (дата обращения: 19.12.2016)

Поскольку основным объектом является компонент композиции текста, то необходимо рассмотреть композиционно – речевые формы.

Композиционно-речевые формы – это сложные единства, оформляющие мысль, упорядочивающие ее развитие и придающие ей целостность и связность. К композиционно-речевым формам относятся повествование, описание, рассуждение. Они разделяют словесный материал, делая его обозримым и воспринимаемым. Деление речи на формы повествования, описания и рассуждения, отражающие ступени познания человеком объективной действительности, объясняется самой спецификой человечного мышления. В процессе познания действительности субъект либо непосредственно наблюдает события, акцентируя внимание на его пространственных и временных соотношениях, либо воспринимает их опосредованно, устанавливая между ними связи; либо может делать это одновременно.

Исходя из определения В.М. Кожевникова и П.А. Николаева из словаря литературного энциклопедического словаря, композиция - это построение художественного произведения, расположенность и соотнесённость всех частей произведения в единое целое, обусловленное его содержанием, а так же жанром.

Композиция – система фрагментов текста произведения, соотнесённых с точками зрения субъектов речи и изображения, эта система организует, в свою очередь, изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображённый мир». (Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 томах. – М., 2004, т.1, с.223)».

Композиция – связь и соотношение отдельных форм изображения и сцен». (Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция. – В книге: Теория литературы. - М., 1964, с.434)

А.Есин даёт такое определение: «Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности». (Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000, с.127

Это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство. Композиция текста обусловлена авторскими намерениями, жанром, содержанием литературного произведения. Она представляет собой «систему соединения» всех его элементов. Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста.

Мы считаем необходимым кратко охарактеризовать каждую КРФ.

Повествование можно определить, как изображение событий или явлений, следующих друг за другом или обуславливающих друг друга. В качестве примера используем отрывок из рассказа «Family in the wild» by F.Scot.Fitzgerald

«As the road straightened after the next bend and Gene saw his house in the distance, he remembered his wife’s face as she had made him promise, and he could wait no longer.»

В пользу того, что это повествование – говорит наличие глагольных форм, описывающих действие.

Здесь автор знакомит нас с главным персонажем, но нет своего отношения.

Автор так же, дает возможность додумать получившуюся в голове читателя картинку.

Описание – это статичная композиционно-речевая форма. К ней обычно относят пейзажи и портреты, а так же сообщение о внешних признаках действующего лица и обстановке действия. В качестве примера используем отрывок из рассказа «HILLS LIKE WHITE ELEPHANTS» by ERNEST HEMINGWAY.

«The hills across the valley of the Ebro' were long and white. On this side there was no shade and no trees and the station was between two lines of rails in the sun. Close against the side of the station there was the warm shadow of the building and a curtain, made of strings of bamboo beads, hung across the open door into the bar, to keep out flies. The American and the girl with him sat at a table in the shade, outside the building. It was very hot and the express from Barcelona would come in forty minutes. It stopped at this junction for two minutes and went on to Madrid.»

В данном отрывке Эрнест Хемингуэй описывает в деталях маленький полустанок. Здесь мы видим героев и более того, в данном описание при помощи повторов создаётся атмосфера напряжения. Есть чёткое описание места. Детали в данном отрывке описаны чётко и подробно. Эрнест Хемингуэй придаёт большое значение реалистичности в своём описании.

Рассуждение – является типом текста, в котором не констатируется наличие предметов, явлений, событий, не даётся описание их свойств, признаков, а проводится их исследование путём раскрытия внутренних и внешних связей между этими предметами, явлениями, событиями для аргументации некоторых положений или некоторого обобщения в форме вывода.

Рассуждение имеет характеристику особых логических отношений между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения или цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждение соответствует форме абстрактного мышления, способствует логическому изложению и аргументации речи.

На примере отрывка из рассказа «The Rich Boy» by F.Scott Fitzgerald «Begin with an individual, and before you know it you find that you have created a type; begin with a type, and you find that you have created – nothing. That is because we are all queer fish, queerer behind our faces and voices than we want anyone to know or than we know ourselves.

Мы видим рассуждение автора. Авторское умозаключение заключается в том, что в данном отрывке мы видим логический тупик.

1.2 Компоненты обрамления короткого рассказа

Под обрамлением понимают зачин и концовку рассказа. Зачин – это начало литературного произведения. Он может состоять от нескольких слов, и до нескольких предложений. Зачин непосредственно подготавливает читателя, слушателя к восприятию основного содержания текста. В нём формулируется тема повествования. В свою очередь концовка - это заключительная часть литературного произведения. Завершение рассказов возможно открытое и закрытое. Открытая концовка предоставляет возможность читателю додумать свой финал, а так же оставляет читателя заинтригованным.

Говоря о роли зачина и концовки необходимо обратиться к высказываниям и утверждениям известных исследователей научного текста.

«Простой единичный повтор слов и тем более, одного слова, не может служить основанием для того, чтобы обозначить такую структуру текста кольцевой…»

Стоит отметить, что в отечественной лингвистике тексте общепринятым считается мнение, что между началом и концом текста существует не только формальная, но и содержательная связь. В стилистике, когда текст начинается и заканчивается одними тем же элементом, принято называть обрамлением или кольцевым повтором. По словам Змиевской Н.А. роль дистанционного повтора в организации текста, отмечается в случаях, когда его компоненты находятся в начале и конце короткого рассказа, и в этом случае речь идёт о кольцевом, анафорическом дистанционном повторе. И таким образом осуществляется цельность и связность текса.

Некоторые же лингвисты, например Дж.Фоули,А.Бартлетт, для обозначение термина обрамления используют «конверт». Под данным определением подразумевается лексический повтор в начале и в конце текста. Приём обрамления, согласно Дж.Дэйну, использовался еще со времён античной риторики. Данный приём обрамления, а именно «кольцевая композиция» служит для объединения частей рассказа и достижения элементарной связности короткого рассказа.

Но данный приём также использовался для придания чёткого оформления.

Винокурова И. Ж. Языковой механизм связности зачина и концовки в тексте короткого рассказа // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2007. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yazykovoy-mehanizm-svyaznosti-zachina-i-kontsovki-v-tekste-korotkogo-rasskaza (дата обращения: 18.12.2016). Ссылка 1

 

Существует и еще одна классификация связи между зачином и концовкой, предлагаемая Ноздриной Н.А.

1)Полное формально-тематическое кольцо.

2)Неполное формально-тематическое кольцо.

3)Тематическое кольцо

4)Кольцо-антитеза

Вывод по I главе

Таким образом, обрамление рассказа состоит из зачина и концовки.

Зачин можно определить как любое начало произведения. Объем зачина варьируется от нескольких слов до целых предложений. Концовка же это финальная и заключительная часть литературного произведения.

Концовка бывает как открытой, так и закрытой. Открытая концовка предоставляет возможность читателю додумать свой финал, а так же оставляет читателя заинтригованным. Закрытая концовка лишает нас данной возможности, и подводит чёткий итог с завершенностью мысли автора.

Так же стоит упомянуть, композиционно-речевые формы.

КРФ это сложные единства, структурирующие и оформляющие мысль, и придающие ей целостность и связность. К композиционно-речевым формам относятся повествование, описание, рассуждение.

Повествование характеризуется наличием множества глаголов. Описание содержит большое количество прилагательных и характеризуется детальностью. Рассуждение же имеет характеристику особых логических отношений между входящими в его состав суждениями, которые образуют умозаключения какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждение имеет форму абстрактного мышления и способствует логическому изложению речи.

Композиция – система фрагментов текста произведения, соотнесённых с точками зрения субъектов речи и изображения, эта система организует, в свою очередь, изменение точки зрения читателя и на текст, и на изображённый мир

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...