Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная безопасность государства и государственных сегментов сети Интернет




Информационные войны могут проводиться в форме систематических и эпизодических воздействий на контрпартнера, в форме активных и пассивных воздействий. Содержанием информационных войн являются информационные операции, проводимые с использованием информационного оружия. Полями проведения информационных операций являются: политика, экономика, промышленное производство, научные исследования и разработка технологий, информационно-технологическая среда систем управления, территориальные интересы и социальная обстановка, вооруженные силы, культура, история, различные экономические и социальные интересы, стратегические цели развития социальных, экономических, техногенных систем. В настоящее время в США информационная война включена в военную доктрину в качестве самостоятельного вида военных действий. Каждый год проводятся военные учения с отработкой различных аспектов ведения информационной войны. Электронный инфоудар по противнику или действия хакера-маньяка в таких сценариях приводят к нарушению функционирования систем передачи, обработки и отображения данных и к разрушению системы управления государством, экономикой, финансами.

Наступательная информационная война имеет специфические подходы к разработке целевых наборов (совокупности объектов и способов воздействия) их проведения. Выбор адресатов наступательных информационных операций осуществляется исходя из предположения о существовании Центров притяжения (предпочтительности) для информационного воздействия с целью подрыва социальной системы. При этом выбираемая область социума рассматривается как реальный физический объект (со свойственными физиологическими и социальными характеристиками) в совокупности с приобретенными знаниями или убеждениями. Другими словами, целевые наборы предусматривают предпочтительное воздейст­вие на человеческие процессы мысли и восприяти я. В этом существо парадигмы выбора целей и объекта воздействия в информационных войнах. Это радикальная перемена по отношению к традиционным формам войны, а также источник большого противоречия в конкретизации содержания информационных войн.

В процессе познания парадигмы информационных войн необходим принципиально новый подход к пониманию сражения. Выбор средств для ведения информационных войн состоит в подборе дружественных к объекту воздействия сил (средств, приемов), которые могут влиять на мысли врага и его идеалы, включая базисное ядро его существования как общества, или воздействие на людей, которые понимают, что происходит или что может случиться. Это говорит о том насколько глубоки и насколько мощны основные понятия парадигмы информационных войн.

Особенно опасна возможность использования среды Интернет для проведения специальных операций, связанных с осуществлением рефлексивного управления1. Рефлексивное управление представляет собой проведение связанных между собой по целям, месту и времени специальных мероприятий с целью вынудить контрпартнера отказаться от своего первоначального замысла дей­ствий и принять объективно соответствующие решения, ведущие к существенной стабилизации (или дестабилизации) социальной обстановки, а также проведение мероприятий по парированию аналогичных мероприятий контрпартнера.

Под термином контрпартнер понимается партнер в социальном процессе, имеющий противоположные целевые установки на развитие социального процесса. В этом контексте можно установить, что рефлексивное управление является очень древней формой управления. Новым в рефлексивном управлении на текущий момент является то, что современное индустриально развитое общество стало информационно зависимо через развитую информационную инфраструктуру во всех областях использования информационных ресурсов нации (общества).
Основными контрмерами по парированию мероприятий рефлексивного управления противной стороны во всех областях социального управления при использовании информационно-телекоммуникационных систем класса Интернет является решение проблемы информационной безопасности (парирование угроз информационной безопасности) как одной из важнейших составляющих национальной безопасности. В данном случае речь идет об обеспечении национальной безопасности через факторы информационной безопасности.
Под информационной безопасностью в данном случае понимается реализация определенной политики безопасности социальной системы, которая предусматривает защищенность социальной системы, ее информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры национальной информационной системы от случайных или преднамеренных воздействий, чреватых нанесением ущерба социальной системе. Следует обратить внимание, что в ракурсе рассмотрения рефлексивного управления термин информационная безопасность (политика информационной безопасности) рассматривается в более широкой трактовке, чем понятие информационная безопасность просто в информационных системах.

Инструментальные средства и методы информационных войн могут быть сгруппированы в четыре категории: Традиционные Формы, Фрикинг Формы, Компьютерно-зависимые Формы, Технологически-зависимые Формы2. Особое место занимают психологические операции. Основным инструментом псих-операций была пропаганда. Новое время дало новые возможности. Новые псих-инструментальные средства требуют упоминания: средства массовой информации, видео-морфинг3 и речевой синтез4. Средства информации всегда имели значительную роль в психологических операциях: радиопередача, газета, или телевизионные новости. Однако, создание средств массовой коммуникации создало новые предпосылки для использования псих-оружия.

Главный прием – документально препарированная дезинформация, правдоподобность. Современная парадигма информационной войны делает значительные акценты на объединенных операциях союзных государств., что отражено в опубликованных объединенных доктринах. Объединенная доктрина предусматривает ведение разведывательных действий по идентификации вражеских Центров притяжения, получение детализированного знания и понимания, как противники организовывают, согласовывают, принимают решения, их физические и психологические силы и слабости.

С учетом изложенного понятна важность проблемы информационной безо­пасности при использовании Интернет. В национальном проекте США NGI две из трех главных задач в посвящены именно информационной безопасности в широком понимании этого термина. В качестве конкретных мер по реализации проблемы информационной безопасности в NGI предусматри­вается создание стройной системы многоуровневых средств сетевой защиты. При этом обращает на себя внимание стремление создать двусторонние системы защиты: на вход и на выход из локальной абонентской сети или целого абонентского сегмента.

На страницах прессы и в сети Интернет появились публикации об информационном оружии и даже новом лице войны. Дискутируется вопрос о том, что войну можно вести более профессионально и "цивилизованно". Вместо того, чтобы вводить в стан противника танки, врага можно ослабить более эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая складывающийся у него информационный механизм управления, вскрывая финансовые коммуникации, направляя в желательное для нападающего русло развитие информационной сферы путем внедрения устаревших информационных технологий. Например, благодаря пробелам в законодательной базе противника можно в отдельно взятом объекте управления (отрасли, регионе) некорректно ввести электронные деньги, и, тем самым, создать отдельный и достаточно замкнутый на себя рынок продуктов и услуг, породить возможность уклонения от налогов, создать нежелательную угрозу сепаратизма, а также нарушить систему валютного обращения, таможенные порядки. Еще одной темой дискуссий в Интернет по проблемам создания информационного оружия являются технические аспекты – интенсивность информационно-технологической экспансии, обвальная компьютеризация, тенденции создания телекоммуникационных систем.

Следует отметить, что Интернет является только одним из каналов комплексного целенаправленного воздействия на общество в информационных войнах, которые осуществимы и осуществляются и без Интернет. Поэтому нет смысла отказываться от возможностей Интернет в развитии личности и общества. В то же время Интернет позволяет ускорить события, замаскировать, усилить вредное информационное воздействие на общество.

Достаточно часто обсуждается и проблема информационной безопасности с точки зрения открытия или закрытия информа­ционной сферы, в которой находится управляемый объект. Скорее всего, неумелое обращение с информационной стихией, неучет ее закономерностей может иметь такие же негативные последствия для развития объекта управления, как и неадекватное использование экономических закономерностей. Так, например чрезмерная информационная закрытость некоторого объекта сопровождается угрозой снижения устойчивости его управления и регулирования.

Эту закрытость можно обеспечить намеренно, создавая информационную блокаду, например, некоторого региона противника, что может служить действенным средством разрушения его системы управления в этом регионе. Благодаря внедрению современных информационных технологий и международных информационно-телекоммуникационных систем можно уже говорить о целостности информационной сферы, об информационной стихии, развивающейся согласно неисследованным закономерностям, что значительно усложняет решение проблем такого класса. В то же время большинством исследователей признается, что сама новая парадигма развития общества требует менять политику и методы обеспечения устойчивости управления обществом, включая и формирование информационной сферы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...