Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программирование осуществляют входные данные. 9 глава




Все точно также выглядит и в мире программного обеспечения: антивирусная система защиты должна убедиться, что вирус ее не контролирует, а кроме того, что вирус не контролирует блок контроля за контролем и т.д. и т.п.

В свете сказанного предлагается взглянуть на существующие и уже считающиеся классическими принципы организации информационной безопасности и подвергнуть их небольшой ревизии. Принято считать, что к ним относятся:

1) авторизация доступа: идентификация пользователей и процессов;

2) целостность программ и данных;

3) доступность информации в соответствии с заявленными правами доступа.

Однако раз нельзя обеспечить гарантированную защиту, тогда зачем постулировать принципы обеспечения компьютерной безопасности? Что они позволяют для практика?

Во всех серьезных публикациях по комплексной защите информации, обрабатываемой средствами вычислительной техники. Пользователю неустанно внушается: «будешь вести себя в соответствии вот с этими правилами — у тебя все будет хорошо, тебя не ограбят и не убьют, ты будешь всегда обедать с шампанским!»

Может быть названные принципы фиксируют высоту забора, через который не каждый злоумышленник рискнет перелезть?

Иногда, да. Но в большинстве случаев они нужны только для того, чтобы определить правила игры между нападающим и защищающимся. При этом, если нападающий регулярно читает соответствующие публикацииили является продуктом той же самой научно-технической и культурной парадигмы, что и защитник, то, безусловно, принципы работают. Например:

- если в систему установлен парольный вход, то предполагается, что хакер будет подбирать пароль, а не вытащит подобно варвару нож и не оцарапает винчестер. Естественно, что он ничего при этом не украдет, но и хозяину ничего не останется;

- если вирус заражает компьютерные файлы, находящиеся под опекой антивирусного средства, то вирус будет «подделываться под контрольные суммы», а не уничтожит предварительно командой del само антивирусное средство.

Не замахиваясь пока на все принципы сразу, остановимся только на одном из них— на целостности. Обеспечение целостности подразумевает периодическую проверку состояния системы на соответствие некоторому установленному эталону. Механизмы для разных областей человеческой деятельности могут быть самыми различными:

— проверка по книгам учета, в случае бухгалтерских ревизий;

—просчет контрольных сумм, в случае работы«компьютерныхревизоров» и т.п.

Здесь, если быть честным, то придется признать, что тотальное применение данного принципа является тормозом в развитии теории и практики обеспечения информационной безопасности.

На что направлен принцип целостности?

Предполагается, что периодическая проверка целостности среды позволит выявить сбои программно-аппаратного обеспечения и/или факты несанкционированного вирусного внедрения. Но так ли это? Если бы это было так то компьютерный вирус уже бы давно исчез как класс. Но ничего подобно­го не происходит, наоборот, появляются вирусы, способные заражать даже текстовые файлы редакторов, обладающих возможностью выполнять команды. И надо думать, что это еще не последнее достижение человечества в области разработки и применения программных средств скрытого воздействия.

Для того, чтобы подобный принцип давал плоды, среда вычислительных процессов или наиболее значимая часть этой среды в технологии пользователя не должна модифицироваться. А много ли можно насчитать подобных немодифицируемых объектов, какая часть среды должна обладать целостностью?

Данные изменяются, пополняются и удаляются. Программы модифицируются и обновляются.

Безусловно, можно выделить в «дышащем океане» несколько «тихих островков»: загрузочный сектор, область занятая файлами операционной системы, какие-то базовые наборы данных, модификация которых запрещена, исполняемые модули и пытаться удержать эти «островки» вих девственной чистоте. При этом не надо забывать, что система, которая будет заниматься контролем целостности, сама нуждается в контроле. А контроль контроля тоже кто-то должен осуществлять и т.д.

Не тупиковый ли это путь? И нужно ли идти этим путем, если главной задачей является безопасность всей системы в целом?

Безусловно, порой хозяин информации считает достаточным, если есть замок на двери, охрана, караулящая этот замок, и начальник, проверяющий охрану. Результат, когда

«не спит собака дачу охраняет, И я не сплю — собаку стерегу!»

классический пример доведения принципа целостности до абсурда, но 100% гарантии обеспечения сохранности защищаемого объекта все равно нет.

А сама природа следует ли этому принципу, реализуя средства защиты для биологических информационных самообучающихся систем— животных, человека?

Оказывается, что в результате метаболического круговорота в мозгу человека в течение нескольких месяцев почти все атомы оказываются замененными. В клетках и тканях тела любого живого существа происходит процесс роста и старения. Клетки постоянно рождаются и умирают, а нервные клетки только умирают.

Безусловно, есть механизмы пытающиеся поддерживать хоть какую-то целостность среды, например, иммунная система делает все, чтобы уничтожить «чужаков». Но по одной из гипотез старения [121] именно иммунная система и убивает своего изменившегося со временем хозяина.

Получается, что природа использует иные принципы информационной безопасности. И одним из них является принцип «постоянной изменчивости».

В чем может выразиться применение принципа «постоянной изменчивости» в приложении к защите знаний системы.

Исследуем применение этого принципа к защите данных, обрабатываемой средствами вычислительной техники?

Оказывается, что постоянная модификация языка взаимодействия элементов системы— это единственное, что способно гарантированно защитить компьютерную систему от программных вирусов [77]. Любопытно, но даже способы лечения человека от биологических вирусов подтверждают эту мысль. Резкий скачок температуры организма приводит к изменению взаимодействия его элементов даже на клеточном уровне; организм перестает считать вирус за своего; вирус перестает узнавать организм и выпадает из системы.

В приложение к программному продукту сказанное означает регулярную модификацию и самомодификацию кода и алгоритма всей системы в целом — это один путь. Другой заключается в усилении «неопределенности» документов и процессов [I]. То, что смена языка взаимодействия элементов позволяет системе «стряхнуть» вирус, использовалось и используется во всех системах защиты, как то: национальных, военных, социальных, биологических, психологических, программных и т.п. Примерами достаточно плотно насыщен и день сегодняшний и вся история как государства, так и человека.

Чтоже касается светлого будущего для такого принципаорганизации защиты, как изменчивость, то есть резон прислушатьсяк словампредставителей фантастики, например Роберта Шекли. В двухего произведениях: рассказе «Может, поговорим?» и романе «Хождение Джоэниса» очень образно показано что лучшая защита— это постоянноеизменениесистемы. Особенно характерен первый рассказ, суть которого в следующем.

Земляне в далеком будущем осваивают вселенную, но стараются сделать это так, чтобы избежать войн с местными жителями, поэтому используется испытанная веками схема колонизации, когда посланец за бесценок скупает землю аборигенов. Главное условие— наличие взаимосогласованного и безукоризненного с точки зрения законов аборигенов договора. Схема такая: посланец высаживается на планете; изучает язык; изучает законодательство; покупает недвижимость, оформляя соответствующие договора и начинает вытеснять местную публику. Обратите внимание — классическая схема работы вируса! Но вот на одной из далеких планет происходит осечка. Местный язык изменяется с такой скоростью, что внешний по отношению к системе субъект, человек по имени Джексон, не в состоянии его освоить. «Язык планеты На был подобен реке Гераклита, в которую нельзя войти дважды, ибо там постоянно сменяется вода... Дело само по себе скверное, но еще хуже то, что сторонний наблюдатель вроде Джексона вообще не имел ни малейших надежд на фиксацию или обособление хотя бы одного единственного термина из динамически меняющейся сети терминов, составляющих язык планет а На. Влезть в систему— значит непредсказуемо изменить ее, а если вычленит ь отдельный термин, то его связь с системой нарушится, ч сам терми н будет пониматься ошибочно. А посему, согласуясь с фактам постоянного изменения, язык не поддается идентификации и контролю и через неопределенность сопротивляется всем попыткам им овладеть» (Р.Шекли. «Может, поговорим?»).

В романе «Хождение Джоэниса» рассматриваетсясхема защиты Руководства, постоянно находящегося в специальном Здании, от убийц и шпионов. Суть в том, что в этом Здании каждый день происходят изменения независимые проектировщики регулярно проектируют, а строители регулярно перестраивают отдельные части здания. В результате оно постоянно изменяется и найти внем что-то человеку с улицы (вирусу) не представляется возможным.

Попробуем применить схему, предложенную Р.Шекли, для защиты программного обеспечения.

Взаимодействие операционной системы с пользовательской задачей, должно приводить к обоюдной взаимозависимой модификации, приводящей идеале к оптимизации выполнения программы по памяти или по времени. Попутно взаимозависимая модификация привнесет в систему изменения, о которых ничего не будет знать компьютерный вирус или программная закладка аих корректная работа невозможна без строгого соблюдения изложенных в документации по операционной системе правил. Тем самым, разрешив самомодификацию системы, автоматически можно получить более оптимальный и более защищенный код.

Кстати, подобный путь — это классический путь для такого направления программирования, какфункциональное. А.Филд и П.Харрисон отмечают: [101]: «Цель создания программы, корректной и легко понимаемой, часто вступает в конфликт с одновременно выдвигаемым требованиями эффективности ее выполнения, т.е. за короткое время и с использованием возможно меньшего объема памяти. Таким образом идеальным было б ы желание получить начальное решение, концентрируясь на ясности и корректности и практически не обращая внимания на его эффективность,а затем преобразовать это решение в эффективную форму, используя манипуляции, гарантирующие сохранение смысла программы». Функциональное программирование готово для этого пути предоставив необходимую теоретическую базу, это [101]:

—трансформационная методология Берсталла и Дарлингтона, со своими сохраняющими смысл правилами порождения новых рекурсивных уравнений;

— алгебраические преобразования, основанные на примененииаксиом и теорем, устанавливающих равенство между выражениями.

Но к сожалению, функциональное программирование ныне не в почете, никто не пишет ни операционные системы, ни прикладные пакеты на таких языках как Hope. Однако это совсем не значит, что нельзя найти приложение взращенным в теории функционального программирования идеям в том мире, в котором живут наши программы.

В данном разделе на суд читателя предлагается алгоритм работы резидентной программы, своего рода Метапрограммы, задача которой оптимизировать и модифицировать вычислительную среду в соответствии с таким видом оптимизации как «запоминание». Данный вид оптимизации не требует классического преобразования программ, однако он может быть реализован практически на любой программно-аппаратной платформе.

Работать метапрограмма может по следующему алгоритму:

1) в режиме эмуляции определить адресавызоваосновныхподпрограмм;

2) перенаправить вызов всех найденных подпрограмм (например, операторы CALL, INT — их легко определить в режиме эмуляции) на резидентную метапрограмму;

3) по зафиксированным вызовам подпрограмм постоянно вести мемо-

таблицу, вида:

<адрес><входные значения><результат><частота вызова>;

4) при повторном вызове той или иной подпрограммы готовый результат брать из мемо-таблицы без обращения к соответствующей подпрограмме;

5) периодически осуществлять в мемо-таблице чистку «мусора», чтобы не допустить ее переполнение;

6) наиболее часто вызываемые и связанные друг с другом подпрограммы, согласно мемо-таблицы, размещать в рамках одного сегмента памяти, изъяв их из прикладных задач и операционной системы, внеся туда соответствующие изменения;

7) все сказанное имеет отношение и к подпрограммам самой Метапрограммы.

Понятно, что пользователь, решая поставленные перед ним задачи, работает с небольшим набором программ, и ему будет приятно, что его компьютер начнет все быстрее и быстрее откликаться на его запросы. Но а кроме того, трансформация операционной системы может дойти до того, что в ней пропадут участки кода, ответственные за обработку ряда функций важнейших прерываний операционной системы и переместятся в Метапрограмму. Программно-аппаратная система перестанет быть универсальной, т.е. перестанет соответствовать информационно-логическим протоколам взаимодействия прикладных программ с операционной системой, и превратится в защищенную систему, ориентированную на достижение только конкретных целей, связанных с тем, чтобы максимально угодить пользователю, и способную работать лишь с конкретными прикладными пакетами.

Компьютерный вирус может заразить систему тогда и только тогда, когда его разработчик понимает логику работы заражаемой система, т.е. для того, чтобы заразить систему, надо первоначально изучить хотя бы документацию о том, как для нее писать программы. В случае применения Метапрограммы этого сделать нельзя не только потому, что отсутствует документация, но и потому, что документации в принципе не может быть. Иногда это является преимуществом, а иногда серьезным недостатком.

Обратной стороной медали является невозможность даже самому хозяину модифицировать собственное автоматизированное рабочее место, приэтом не разрушив его.

В отдельных областях человеческой деятельности, например в таких, где программное обеспечение обновляется редко и где основное количество фактов НСД исходит от собственных сотрудников (банковская сфера), подобный подход, основанный на принципе «изменчивости» программного обеспечения, вполне возможно, может дать положительный моральный и материальный эффект.

Также критически можно посмотреть и на все остальные принципы.

Например, для защиты всех ли компьютерных систем нужна парольная защита, эквивалентом которой в обычной социально-бытовой сфере является классический замок на дверях? Среди моих коллег не мало дачников, которые не запирают дачу на зиму, чтобы им не ломали замки и двери. Они знают, что сами средства защиты тоже стоят денег и догадываются, что если грабитель (хакер) не сможет сломать замок (подобрать пароль), то будет ломать дверь, а если не сможет сломать дверь, то может взяться за стену или крышу.

Для чего все сказанное было сказано? Исключительно для того, чтобы уважаемый читатель помнил, там где речь идет о творческом процессе догматические принципы, требования и нормативы никогда не являются панацеей от всех бед. А главным принципом обеспечения «гарантированной» безопасности является принцип «творческого подхода». Что же касается остальных, то эффективность их применения в первую очередь определяется конкретной ситуацией: решаемыми задачами, значимостью информации, работающими людьми и т.п.; где-то имеет смысл считать контрольные суммы, а где-то постоянно держать программное обеспечение «в тонусе перемен»; где-то необходимо установить программно-аппаратные парольные системы, а где-то разрешить доступ всем, но закамуфлировать самое ценное под «пенек в лесу». Как это делается для форматов данных и вычислительных процессов показано в [I].


Глава 27(3). Суггестия и безопасность

Для причинынеобходимо одно — чтобыу нее были следствия.

Д. Юм.

Принципиальное отличие методов обеспечения безопасности от явных угроз и методов обеспечения безопасности от скрытых информационных угроз заключается в полном пренебрежении в первом случае т.н. суггестивным шумом, в то время как во втором случае, именно суггестивный шум составляет основу всего явления.

27 (3).1. Управление суггестивным шумом

Случай — это ничто. Случая не существует. Мы назвали так действие, причину которого мы не понимаем. Нет действия без причины, нет существования без основания существовать. Это первый принцип всех истинных философов.

Вольтер

Как обычно начнем с вопроса: Что собой представляет суггестивный шум в практической деятельности информационных систем?

Входные данные, поступающие на вход информационной системы,какуже говорилось ранее, благодаря своему воздействию на состояние системы, способны разрушать и создавать новые правила, которыми система и руководствуется в своей практической деятельности. При этом разрушенные правила могут превращаться либо в цели (вопросы), либо в бесхозные факты, ищущие своих вопросов.

Понятно, что входные воздействия можно попытаться классифицировать в зависимости от тех изменений, которые происходят с состоянием системы:

1) увеличение количества правил;

2) увеличение количества фактов;

3) увеличение количества вопросов;

4) отсутствие каких-либо изменений.

Предлагается в том случае, если в результате входного воздействия у системы порождаются правила в противовес целям и фактам, считать данное воздействие целенаправленным, во втором и третьем случаях — хаотическим, в четвертом — невидимым.

Понятно, что при таком подходе одно и то же входное воздействие будет для одной системы целенаправленным, для другой хаотическим, для третьей невидимым.

Любое входное воздействие может содержать: факты, правила, вопросы. 1 Ив зависимости от состояния системы эти факты, правила, вопросы (цели) представляют собой либо целенаправленное воздействие (идет процесс обучения: как держать ложку, как произносить звук «ом» и т.п.), либо хаос (полученные факты делают известную ранее теорию неверной, либо на вход поступило правило, противоречащее имеющемуся), либо являются невидимыми (мимо пролетела летающая тарелка, которой в модели мира системы в принципе быть не может, поэтому система ее не видит). Вполне возможно, что возможности той или иной системы полностью определяются соотношением в ней и для нее во входных данныхцеленаправленного, хаотического и невидимого воздействия.

Теперь представим себе пациента, который пришел на прием к психотерапевту. Причина в том, что что-то у этого пациента в его понимании или поведении не так как у всех. Чтобы выяснить, что именно не так, необходимо знать правила, которыми данный пациент руководствуется.

Как узнать эти правила?

С помощью вопросов.

Как изменить его модель мира, если она нуждается в изменении?

Изменить модель мира — это значит изменить множество правил, на которых она и базируется.

Изменить правила — это значит либо скорректировать имеющиеся, либо навязать новые.

Скорректировать правило — это значит разрушить его на отдельные или взаимосвязанные факты и вопросы, а затем собрать заново, но уже несколько в ином составе.

Навязать правило — это значит упорно подавать его на вход системы типа навязчивой рекламы: «Пейте дети молоко — будете здоровы».

При этом надо помнить, что просто так взять и навязать новое правило можно только тогда, когда это правило как-то связано со всем остальным знанием пациента и по крайней мере не противоречит ему. В противном случае оно может быть либо невидимо, либо неприемлемо.

Таким образом, просматриваются два направления изменения модели ми­ра:

1) тупое навязывание «правильных» правил;

2) целенаправленная корректировка существующих.

Корректировка существующего правила предполагает следующие два этапа:

1) разрушение «мешающих» правил. Это желательно сделать еще и для увеличения «строительного материала»;

2) создание правила из имеющегося в распоряжении системы материала.

Для того, чтобы разрушить имеющееся правило, на вход системы должны быть поданы факты и вопросы, противоречащие этому правилу. При этом истинность их неважна, если, конечно, пациент не способен осуществить проверку.

Подобные факты разрушают существующую модель мира, являя собой образец хаотического воздействия, — количество фактов и вопросов возрастает, число правил сокращается.

После того, как модель претерпит значительное разрушение, наступает время формирования из обломков новых правил. Это достигается благодаря подаче на вход системы определенным образом скомпонованных вопросов и правил.

Таким образом, придуманные факты разрушают старые правила. заданные вопросы создают новые. Изложенный выше подход изменения модели мира в дальнейшем будем называть принципом корректировки правил.

В условиях, когда вопросы и факты, составляющие целенаправленное информационное воздействие на перепрограммирование системы, поступают в нее с потоком любых других вопросов, фактов и правил, можно говорить о скрытом целенаправленном информационном воздействии.

Подобного рода воздействия в дальнейшем будем называть суггестивным шумом.

Прежде чем сделать следующий шаг, подведем черту под предложенной классификацией, определив свое место для каждого введенного в данной модели понятия.

1. Основу процесса обучения информационной самообучающейся мы составляют процессы гибели и рождения правил, фактов и целей.

2. Часть структуры системы, называемая подсистемой управления и обеспечения безопасности, отвечает за управление и защиту от внешних и внутренних угроз.

3. Множество внутренних и внешних угроз, которые могут быть сформулированы в виде правил, названы явными угрозами. Эти правила составляют основу всей структуры подсистемы безопасности, которая и ответственна за выявление во входном потоке явных угроз, в первую очередь опасных фактов и правил. После выявления явных угроз система пытается их устранить, применением известных ей правил управления поведением.

4. Входные данные, не идентифицируемые системой безопасности, в работе определены как шум. При этом, если в поток шума встроены целенаправленно воздействующие вопросы, факты и правила, ориентированные на корректировку модели мира, то такой шум назван суггестивным шумом.

Каждая информационная система постоянно живет в потоке суггестивного шума. И даже если этот входной поток один и тот же для всех, то все равно для каждой системы он индивидуален и неповторим, потому что каждая система воспринимает его, исходя из собственных возможностей по осмыслению и собственной структуры знания. Любая система, даже не осознавая этого, постоянно занята криптоанализом, выделяя из входного потока понятные толь­ко ей события и расшифровывая таким образом окружающий мир. У каждой информационной самообучающейся системы есть своя криптограмма, свой индивидуальный криптографический ключ, составляющий сущность системы, и свой результат, представляющий собой индивидуальный и неповторимый мир.

А существует ли универсальная криптографическая отмычка или т.н. ключ-король?

Иисус, Будда, Магомет, Конфуций, Кастанеда, Ошо и другие предлагают окружающим собственные криптографические ключи в надежде, что именно их ключ и есть тот ключ-король, который способен отпереть все смыслы, а значит и все символические двери, в которых заперто все. индивидуальное неповторимое.

Любая случайная последовательность, если она имеет достаточную длину содержит все ответы и для всех. Поэтому каждый ищет свой ключ, чтобы найти себя.

А теперь вернемся к проблеме перепрограммирования информационных систем потоком входных данных. Все великие учителя человечества, изложенный выше принцип, принцип корректировки правил, использовали для распространения своих учений или, говоря современным языком, д ля информационной экспансии.

Начнем с одного из древнейших учений — учение Сакиа-муни (Будда). При этом не будем вдаваться в сущность самого учения, а остановимся исключительно на технологии его распространении. Тем более, что сам Сакиа-муни, умерший 543 года до Р.Х. не оставил после себяникаких письменных работ. Его учение устно передавалось около 300 лет и было записано по приказу царя Асоке после Третьего Буддийского собора в Паталипутре.

Исследователи буддизма, как правило, среди причин популярности учения отмечают его доступность простому народу (язык), направленность на жизнь простых людей, гуманизм, открытость для представителей любых каст. Однако все названное более относится к самому учению, а подобных учений в то время было немало, и не объясняет почему учение Сакиа-муни находило для себя носителей среди стольких поколений людей.

Чтобы любое знание способно было уцелеть в веках, для него должна быть создана соответствующая ему структура из его носителей. Именноэтим путем и пошел Сакиа-муни. Вернувшись к людям и занявшись пропагандической деятельностью, он столкнулся с полным неприятием — один против всех. Места для него не было, мир и ученики уже были поделены философами. Наличие учеников— это наличие определенной структуры, определенной «жизненной силы» того или иного знания.

Для того. чтобы внести в мир новое знание, требуется внести в мир носителей этого знания. Осознав это, Сакиа-муни подается в ученики к аскету Касьяпу, у которого в то время было более шестисот последователей. Начинается кропотливая корректировка модели мира аскета Касьяпы. Столкнулись две модели, и одна из них поглотила другую, включив структуру ее носителей в себя. После того, как Касьяпа принял истинность учения Сакиа-муни, за ним потянулись и все его ученики.

Теперь Будда уже был не один; его учение получило физическое тело. Структура, элементами которой стали обращенные ученики, получила возможность наращивать «кожу» в виде различных уточнений классического буддизма, доработок, обоснований.

Сакиа-муни прожил до 80 лет, укрепляя и поддерживая созданноеимучение и его носителей.

Основатель Христианства в своем физическом обличий пробыл на земле очень короткое время (в отличие от Сакиа-муни), но сделал очень и очень много. Из всех известных человечеству учителей уроки Иисуса были самыми эффективными.

Как это делается лучше всех демонстрируется Новым заветом.

1. Входные данные, рассказывающие об одном и том же явлении. поступают из из различных источников (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна и др.), т.е. их всегда можно сопоставить. При этом выяснится, что они совпадают чуть ли не до слова.С точки зрения современного информационного аналитика все сделано чрезвычайно грамотно;

2. Осуществляется обязательная предварительная подготовка общественного мнения перед любой серьезной информационной атакой:

а) «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанн. Гл.1);

б) «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лука. Гл. 10).

3. Входные данные, которыми Иисус корректирует модель мира окружающих его, включают:

а) факты-чудеса, подтвержденные различными источниками, которые более всего способствуют разрушению предшествующих информационных моделей:

«Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: «хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него» (Лука. Гл.5);

«...Но Иисус отпустил его, сказав: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог.» Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лука. Гл.8).

«Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

И ели и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов» (Лука. Гл. 9);

б) вопросы (цели), заставляющие думать о житие:

«Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

в) готовые правила о том, как надо себя вести для тех, кто сам не додумается:

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему У тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лука. Гл. 6).

4. В речь Иисуса периодически вкраплены явные угрозы направленные на сомневающихся:

«А кто отвергнется Меня перед человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится» (Лука. Гл. 12).

«Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете.» (Лука Гл.13).

Любая корректировка модели мира начинается с вопроса. Вопрос позволяет уточнить эту модель, факт разрушить, и вопрос же заново складывает из обломков новую модель мира.

Точно так построены работы К.Кастанеды [35]. Карлос— это бесконечные вопросы.Хуан - ответы. В книге нет спора между героями, нет противоставлений. В ней есть только вопросы и ответы, которые в свою очередь порождают новые вопросы, уводящие героев все дальше и дальше во внутренний мир.

Для информационной самообучающейся системы порой главное заключается в том, чтобы в нужное время был задан нужный вопрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...