Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные институты современного рынка, построенные на высшей степени рациональности, на вычислении чистой выгоды, разрушительны для личности и стали тормозом на пути развития экономики.




А какая же модель должна прийти взамен?

Исследуя конкретно-историческую эволюцию рыночной экономики не как отдельно взятого объекта, а как подсистему общества, представители различных течений институционализма пришли к выводу о существовании объективных экономических законов, на эффективность действия которых накладываются разнообразные внеэкономические факторы – этические, психологические, юридические. Их взаимопереплетение создает институциональную среду и оказывает такое влияние на экономический рост, что инвестиции обеспечивают эффективность экономического развития лишь на 20%. Ведущим же фактором является социальная политика и нравственно-психологическая обстановка в обществе.

О значении нравственных норм в экономике говорил еще Аристотель, противопоставляя ее хрематистике – отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В конце XIX веканравственный критерий в оценку экономики ввел Т. Веблен, заложив основы институционализма:

– бизнес ориентирован на получение прибыли и представляет регрессивную силу;

индустрия, движимая инженерами в соответствии с техническим прогрессом и инстинктами мастерства, является силой прогрессивной.

В постиндустриальную эпоху на смену финансовому капиталу приходит человеческий капитал, который в обществе, основанном на знании, играет ведущую роль в новых отраслях производства. Именно возрастающее значение человеческого капитала определяет не только новую структуру занятости, но также создает предпосылки для разрушения старых и формирования новых социально-экономических отношений внутри социума.

Исходя из потребности, которая привела отдельных людей к необходимости объединиться, определим идеальное общество как объединение личностей, каждая из которых в ходе совместной деятельности ради достижения общей цели полностью раскрывает свои способности и реализует свои возможности.

И тогда оценка каждого члена такого сообщества будет происходить по качествам личности, лежащим на третьем, высшем уровне потребностей человека – творческом, а оценка его социальной значимости – по результатам его деятельности на благо всего общества.

Ответ на вопрос №2 «За счет каких факторов может происходить идеализация социума?» подсказывают специалисты – теоретик Л.С.Выготский и практик А.С.Макаренко.

«Психологическая природа человека – это совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности. Структуры высших психических функций – слепок коллективных социальных отношений между людьми...»

«Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Человек плох только потому, что находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях.»

Система ценностей человека определяется его воспитанием, а воспитание – это один из результатов деятельности системы образования.

Выше мы уже отмечали, что появление новых технологий (а темп их изменений все нарастает!) и их внедрение во все сферы производства вызывает необходимость повышать уровень интеллектуализации работников. Удовлетворить эту потребность может только система образования. Именно экономика (в самом широком смысле этого понятия) выступает основным заказчиком и потребителем «продукта», который выпускает система образования.

Прогнозируя в конце 1950 – начале 60-х годов, с какими проблемами столкнется человечество в 2000 году, несколько групп ученых независимо друг от друга выделили 10 ведущих проблем, которые будут определять развитие стран. Проблемой № 1все назвали образование и воспитание: новые системы образования, новые методы преподавания.

Прогноз подтвердился: сегодня, на исходе десятого года 21 века, из 4 показателей, по которым Программа Развития ООН оценивает Индекс Человеческого Развития страны, два связаны с образованием – этоуровень грамотности населения и валовой охват населения обучением.

Интересно, что в ходе исследования будущего ни одна из групп не попыталась спрогнозировать, к чему может привести рост уровня грамотности населения… Но если на эти последствия не обратили внимания футурологи, то их очень четко в это же время сформулировали писатели-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие («Трудно быть богом», 1963). Вероятно, ученым тогда просто нехватило воображения… Или знания системного подхода и умения его применять: новый французский институционализм, или экономика соглашений, в котором рыночная экономика рассматривается не как отдельно взятый объект исследования, а как подсистема общества, возник на рубеже 1980-1990-х годов.

Проблема «Общество» оказалась на 9 месте и рассматривалась в контексте: демографический взрыв, анализ взаимоотношений между людьми, информация как система раннего оповещения о предстоящих событиях. В середине ХХ века, в период бурного развития промышленного производства и создания транснациональных корпораций, футурологам и в голову не приходило, что не пройдет и 10 лет, и под сомнение в праве на жизнь будет отказано основе основ современной экономики – свободному рынку.

Но вернемся к системе образования. Ее основные структурные компоненты – это цель (Зачем учить?), содержание (Чему?), методы (Как?), ученики (Кого?) и учителя (Кто учит?).

 

 
 

 

 


Структура системы образования

и ее взаимосвязь с некоторыми элементами системы «Государство»

 

Развитие системы образования происходило в соответствии с запросами ее основного заказчика и потребителя – экономики, и отвечало основной потребности – выжить! Чтобы выжить на современном этапе – этапе производства идей и технологий – и не превратиться в «сырьевой придаток», экономика требует сформировать в выпускнике коммуникативность как способность работать в команде, креативность как способность принимать самостоятельные и эффективные решения и обучаемость как способность быстро осваивать новые технологии. Отсюда понятно, почему весь мир говорит о кризисе системы образования: к онцепции профильного образования, и прежде всего среднего (в том числе принятая МОН Украины), морально устарели, так как готовят специалистов для уходящего промышленного этапа!

Потребность изменить мотивацию, чтобы повысить производительность и качество труда работника, вынуждает общество повышать уровень его свободы и интеллектуализации, что в конце концов приводит, в соответствии с основным законом ТРИС о повышении уровня идеальности, к необходимости «производства» человека как творческой личности.

И власть имущие столкнулись с коренным противоречием: если государство хочет выжить – оно должно развивать экономику. Чтобы развивать экономику – нужно развивать человека. Но мыслящая личность задумывается не только над поиском решения производственных проблем – она оценивает также, кто и как ею управляет. И выбирает того, кто относится к ней как к личности… Поэтому дилеммы тут по сути нет – есть только вопрос времени…

 

Изменение основной функции системы образования
на различных этапах развития экономики

и влияние этого изменения на социальные институты

Остается третий вопрос, самый главный: КАК? Каким образом может идти этот процесс? Чтобы обеспечить современную экономику соответствующими кадрами, у системы образования есть только один вариант: перейти от существующей «школы знаний» к «школе мышления». А переход от нерефлексивного освоения знаний к осознанному овладению и владению мыслительными приемами и операциями возможен только за счет смены парадигмы методологии преподавания – с репродуктивной на продуктивную, при которой получение знаний в ходе учебного процесса становится не целью, а средством формирования творческой личности.

Ключевой элемент такой системы образования – Творческий Учитель: любая реформа образования и педагогическая технология реализуется в школьном классе или в вузовской аудитории, в которых новые поколения готовятся к жизни в конкретном обществе. И именно Учитель выступает инициатором потребности этого общества – его экономической и социальной формации.

Развитие искусственных систем, в соответствии с одним из законов, происходит за счет устранения элементов, выполняющих вспомогательные функции. Интеллектуализация человека как элемента системы «общество» по цепочке системных связей неизбежно приводит к коренному изменению социальных институтов на всех уровнях – от общественно-экономических до бытовых. Смена потребностей и, соответственно, системы ценностей позволит переориентировать значительную часть экономики с производства «престижных вещей» на социальные потребности всего общества и высвободит огромные природные, материальные и человеческие ресурсы за счет устранения карательно-надзирательно-регулирующих элементов общества, выполняющих вспомогательные функции. Общество, состоящее в своей основе из высоконравственных людей, функционирует наиболее эффективным образом, то есть является наименее энергозатратным.

Будущее любого государства – в создании системы образования, готовящей творческие кадры, прежде всего – Творческого Учителя. И это будущее требует в корне изменить всю систему образования, начиная с подготовки новых педагогических кадров. А еще раньше – к изменению отношения к ним…

Законы развития искусственных систем объективны, и коренная реформа системы образования – как ведущего фактора развития экономики неизбежна. И какие бы зигзаги не выделывала эволюция общества в отдельных географических районах и в некоторые временные периоды, общий результат на достаточно длительном этапе времени тоже однозначен: постоянное повышение числа людей, преодолевающих свое биологическое «эго» и все более полно реализующих себя как творческие личности на благо всего общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...