Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 2.2: Философская мысль Античного мира (Древняя Греция)




Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей древнегреческой философии.

План

1. Культурные истоки и периодизация античной философии.

2. Ранний период античной философии (милетская школа, диалектика Гераклита, пифагореизм).

3. Элейская школа. Атомисты.

4. Софисты и Сократ.

Темы докладов

Учения о первоначале бытия в ранней греческой философии.

Философия чисел Пифагора.

Философский смысл апорий Зенона.

Натурфилософское учение об атомах Демокрита.

Философский релятивизм античных софистов.

Философская антропология Сократа.

Философские школы последователей Сократа.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Обратите внимание на историко-культурные условия возникновения древнегреческой философии, выявите ее социальные предпосылки. Какую роль сыграли мифологические и религиозные учения и древние научные знания в становлении первых философских систем Греции? Приведите традиционную периодизацию античной философии, включающую четыре основных периода. Укажите временные рамки, культурно-историческую и философскую специфику этих периодов. Отметьте основные философские школы и их представителей в рамках каждого периода.

По второму вопросу. Обратите внимание на космоцентризм как характерную особенность ранней греческой философии. Укажите основные философские школы раннего периода и их представителей. Дайте краткую характеристику проблематики философских школ. Какую роль сыграла постановка проблемы первоначала бытия в формировании античной философии? Какие решения этой проблемы были выдвинуты греческими философами? Проанализируйте основные идеи представителей милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Пифагора и Гераклита.

По третьему вопросу. Опишите философскую проблематику, которая разрабатывалась представителями элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс). Какие решения проблем соотношения бытия и небытия, бытия и мышления были предложены Парменидом? В чем состоит философский смысл апорий (логических парадоксов) Зенона? Приведите примеры апорий и попробуйте их опровергнуть. Дайте развернутую характеристику философской теории атомистов (Левкипп, Демокрит). Какую роль сыграла эта натурфилософская теория в последующем развитии научных знаний?

По четвертому вопросу. Отметьте расширение философской проблематики античной философии в V в. до н.э. Укажите, как именно софисты выдвигают на первый план проблему человека. Проанализируйте основные философские положения учения софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик). В чем состоит смысл гносеологического и морального релятивизма софистов? Приведите примеры логических уловок (софизмов) и оцените их корректность с точки зрения законов мышления (логики). Почему Сократ выступил с резкой критикой софистов? Опишите важнейшие положения философии Сократа. Установите основные черты философского метода Сократа (майевтика) и решение проблемы соотношения истины и мнения.

Семинар 2.3: Философская мысль Античного мира (Древняя Греция и Древний Рим)

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей древнегреческой (после Сократа), древнеримской и эллинистической философии.

План

1. Классическая античная философия: учение Платона.

2. Классическая античная философия: учение Аристотеля.

3. Философия периода эллинизма.

4. Период завершения античной философии. Значение античной философии для мировой культуры.

Темы докладов

Онтология Мира Идей в философии Платона Афинского.

Общество и государство в философском учении Аристотеля.

Этическая философия Платона и Аристотеля.

Эпикурейская этика.

Образ мудреца в философии киников.

Идеальный человек в философии античного стоицизма.

Бог и человек в философии неоплатоников.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Обратите внимание на то, что философские учения Платона и Аристотеля являются наиболее масштабными и влиятельными системами мысли античного мира. Именно они оказали самое сильное влияние на всю последующую западную и арабскую философию. Системно проанализируйте основные части философии Платона. Обратите внимание, что основой его учения является онтологическая теория Мира Идей. Объясните понимание мира и человека с точки зрения этой теории. Дайте характеристику социально-политической модели идеального государства Платона.

По второму вопросу. Опишите основные составные части философской системы Аристотеля. Что такое метафизика с точки зрения Аристотеля? Укажите данные им определения метафизики. Установите специфику понимания бытия в его философии. Приведите основные положения учения о душе и теории познания Аристотеля. Опишите и проанализируйте основные этические идеи и социально-политические воззрения Аристотеля.

По третьему вопросу. Дайте общую культурно-историческую характеристику периоду эллинизма (заката) античной философии. Укажите основные философские школы периода эллинизма (эпикурейцы, стоики, киники, скептики, перипатетики). Сделайте общую характеристику философии этих школ и раскройте смысл их основных понятий. Объясните специфику понимания мира и человека в философских учениях эпохи эллинизма.

По четвертому вопросу. Дайте общую историческую характеристику периоду завершения античной философии и его основным школам (поздний стоицизм, неоплатонизм). Примите во внимание, что в этот период происходит становление христианства и христианской философии, которая по многим вопросам противостоит философии античного мира. Объясните культурную специфику формирования и развития римской философии. Укажите основные идеи и представителей римского стоицизма. Сформулируйте основные философские идеи главных представителей неоплатонизма (Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Выявите значение античной философии для развития мировой культуры. Укажите место философии Древнего мира в историко-культурном развитии человечества.

Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Семинар 3.1: Основные направления и идеи философии Средних веков

Цель занятия:

осмысление основных тенденций и идей средневековой философии.

План

1. Генезис и основные этапы западной средневековой философии.

2. Теоцентризм средневековой философии: Бог, природа и человек.

3. Круг проблем средневековой философии.

4. Арабская философия Средних веков.

Темы докладов

Религиозные истоки философии Средних веков.

Формирование христианской патристики.

Представления о Боге в средневековой философии.

Проблема соотношения веры и разума в Средние века.

Провиденциализм христианской теологии и философии.

Проблема свободы воли в арабской философии Средних веков.

Совершенное общество в арабской философии Средних веков.

Методические рекомендации

По первому вопросу. Рассматривая социокультурные истоки западной средневековой философии, необходимо принять во внимание влияние христианства, античной мысли и становление феодального общества. Средневековая философия предстает как синтез двух культурных традиций – христианской религии и античной философии. Проанализируйте роль Священного Писания христиан (Библии) в формировании философии Средневековья. Укажите основные этапы развития средневековой философии (патристика и схоластика) и дайте их общую характеристику. Отметьте наиболее значительных представителей патристики и схоластики. Как в средневековой культуре соотносились философия и богословие, богословие и наука?

По второму вопросу. Объясните значение теоцентризма как главной особенности средневековой философии Проанализируйте влияние на нее исходных идей христианской теологии (креационизм, Откровение, провиденциализм, эсхатологизм). Проанализируйте основные черты средневекового понимания Бога (теизм, монотеизм, антропоморфизм, провиденциализм). В чем состояла специфика осмысления Природы в Средние века? Каково соотношение Бога и Природы? Опишите понимание человека в христианской философии.

По третьему вопросу. Опишите круг философской проблематики христианской философии Средних веков и соотнесите ее с ведущими проблемами античной философии. Проанализируйте проблему соотношения веры и разума (Тертуллиан, Ориген, Петр Дамиани, Бернар Клервоский, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский). Почему разум начинает занимать подчиненное положение? Поясните смысл проблемы сущности и существования, приведите пример ее классического решения у Боэция. Объясните смысл проблемы универсалий (общих понятий). Какие позиции занимали реалисты и номиналисты в решении этой проблемы? Охарактеризуйте специфику средневекового понимания истины. Почему в средневековой теологии и философии возникает проблема оправдания Бога (теодицея)? Приведите варианты ее решения.

По четвертому вопросу. Дайте общую характеристику арабской философии Средних веков, укажите черты ее сходства и отличия от христианской. Проанализируйте культурные истоки арабской мысли (ислам и античная философия). Охарактеризуйте круг основных проблем арабской философии (Бог и проблема первоначала, вера и разум, человек и проблема свободы воли, совершенное общество). Охарактеризуйте основные понятия арабской философии и ее представителей (ибн Араби, аль Кинди, аль Фараби, ибн Сина, аль Газали, ибн Рушд). Рассмотрите влияние арабской философии на средневековую западную философию в период схоластики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...