Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка внутриполитического курса страны российскими СМИ




Между властными и финансовыми структурами идет постоянная борьба за контроль над печатью, радио и телевидением. С приближением тех или иных выборов каждая властная или финансовая группировка начинает искать рычаги давления на СМИ и активно использует их как инструмент воздействия на обществен­ное мнение.

Жизнь показала, что там, где СМИ добиваются независимости от государственной власти, они тут же попадают под власть финансо­вых или даже мафиозных структур, занимающихся «разборками» ме­жду собой, а также с официальными структурами и неизбежно втяги­вающих туда же и журналистов[94].

На сегодняшний день далеко не все российские средства массовой информации обеспечивают информационную поддержку Правительства РФ, часть СМИ сознательно её разрушает.

Внутриполитический курс страны необходимо рассматривать через реализацию государством основных национальных проектов, таких как ЖКХ, сельское хозяйство, газификация, медицина, образование. Чтобы проиллюстрировать, как различные средства массовой информации оценивают внутриполитический курс страны, формируя тем самым общественное мнение, мы не будем рассматривать весь политический курс страны целиком. Остановимся на таком, несомненно важном его аспекте, как образование.

Для этого проведём мониторинг газет, разных по своей направленности и ориентации: проправительственной «Российской газеты», «Новой газеты», с первого номера позиционирующей себя, как газету, не опирающуюся на власть и не поддерживающую власть и «Литературной газеты», старейшего российского периодического издания, ориентированную в основном на российскую интеллигенцию.

Проведённый анализ показывает, что каждая из газет даёт совершенно разную оценку одной и той же проблемы.

«Российская газета» – издание нового российского государства, учрежденная Правительством Российской Федерации. Первый номер газеты вышел 11 ноября 1990 года. С одной стороны, «Российская газета» является официальным изданием – после публикации здесь вступают в силу государственные документы. С другой стороны, «Российская газета» – издание для читателя, в ней есть все: от новостей, репортажей и интервью государственных деятелей до компетентных комментариев к документам. Тираж газеты – более 400 тысяч экземпляров. Как утверждают данные социологических опросов, ее читают взрослые уравновешенные люди, склонные к консервативному взгляду на вещи[95].

«Российская газета» – официальное издание Правительства Российской Федерации, и, соответственно, та оценка, которую она даёт внутриполитическому курсу страны, почти всегда бывает положительной.

Для примера возьмём статью, касающуюся реформы образования, опубликованную в №39 (4005) «Российской газеты» от 27 февраля 2006 года. Статья под заголовком «Академики засудили учебники. Лишь ¼ школьной литературы прошла оценку экспертов» (см. приложение 2) показывает нам положительные стороны проводимой в стране реформы образования, говорит о значительных улучшениях в данной сфере. В доказательство этому приводится начало выплат надбавок в тысячу рублей классным руководителям. «А ведь многие не верили», - пишет автор статьи, - «что средства для поощрения почти 900 тысяч педагогов дойдут до их кошельков. Тем не менее, февральскую тысячу уже можно подержать в руках».

Также, говоря о плюсах проводимой реформы образования, автор статьи приводит в пример слова министра образования Андрея Фурсенко, который рассказал, что «за прошедший год удалось выполнить поручение президента страны о контроле качества учебной литературы», а «в конце этого года 2,5 тысячи талантливых ребят, выигравших конкурс, получат гранты на 60 тысяч рублей». Говорится в статье и о Едином госэкзамене, о тех перспективах, которые готовит нам окончательный переход на систему ЕГЭ, планируемый к 2008 году. Никакой критики по данному весьма неоднозначному вопросу в статье также не было дано.

Совершенно другую картину проходящих в стране преобразований, связанных с реформой образования, даёт нам «Литературная газета».

«Литературная газета», первый номер которой вышел ещё в далёком 1830 году, сегодня позиционирует себя как «общественно-политический еженедельник для широкого круга интеллигенции, посвященный политике и экономике, обществу, литературе и искусству, человеку»[96]. Естественно такой важный национальный проект как образование, она тоже не обходит стороной. В №17 «Литературной газеты» за 2006 год, была опубликована статья с «говорящим» названием – «Никто не хотел отвечать. Реформа образования увязла в согласованиях?» (см. приложение 3) Ситуация по поводу реформы важнейшего национального проекта России, рисуется автором статьи совсем в другом свете, чем она же представлена в проправительственной «Российской газете». Главным, на что делается упор в статье, является то, что власти регионов остаются безразличными к проходящим в стране преобразованиям. «То ли принятые правительством «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ» набили уже всем за полтора года оскомину, то ли регионы сейчас гораздо больше волнуют другие проблемы» – говорится в статье. Также высказываются недовольства по многим вопросам реформы образования. Критикуется присоединение России в 2003 году к Болонскому соглашению, реструктуризация школ. С вопросами Единого госэкзамена, как показывает «Литературная газета», тоже не всё так гладко.

И наконец, «Новая газета» рисует нас совсем ужасающую картину.

Чтобы понять, что же из себя представляет «Новая газета», можно процитировать выжимку из небольшого интервью, предложенного читателям в самом первом номере, вопросы, которые корреспонденты газеты задали сами себе[97]:

«- Вы за кого?

- Ни за тех, ни за этих… Нужны новые люди, у которых руки достаточно чистые, чтобы делать политику, а голова достаточно светлая и трезвая, чтобы знать, как это делать.

- Кто вас будет читать?

- Те, кто ещё способен читать, увлекаться и интересоваться чем-либо, кроме тех или этих.

- Кто финансирует «Новую газету»?

- Люди авторитетные порядочные и свободные.

- Кто не финансирует «Новую газету»?

- Парламент и Правительство.

- Кто делает «Новую газету»?

- Большинство из нас прежде работали в газете «Комсомольская Правда»

Статьи, опубликованные в «Новой газете», жёстко критикуют власть (государственную, региональную, чиновничью). Корреспонденты газеты проводят независимые расследования, и раскрывают читателям глаза на многие события, о которых другие издания стараются умалчивать.

В номере 10 от 13 февраля 2006 года была опубликована статья «Преемники и передатчики знаний. Образование так и не стало национальным проектом» (см. приложение 4) Все те успехи реформы образования, о которых говорила нам «Российская газета» названы там, хотя и полезными вещами, помогающие выжить школе и учителям, однако непростую ситуацию в образовании никак не меняющие. «На действительно «национальный проект» в образовании», - говорится в статье, - «нужен совсем другой масштаб идей и средств». А те самые «февральские тысячи», которые называются самым большим успехом реформы, по словам корреспондента «Новой газеты», получают далеко не все классные руководители. Также в статье говорится, что главной проблемы современного российского образования, а именно, «связи между уровнем и качеством образования человека и тем, что происходит с ним дальше, в жизни», национальный проект вообще никак не касается.

А совсем недавно, 24 апреля 2006 года, в 30 номере «Новой газеты» была опубликована статья «Черные дипломы. Высшее образование в России стало полем битвы за многомиллионные прибыли», которая показывает, что система высшего образования в России прогнила до основания.

Как мы видим, одну и ту же проблему, разные источники оценивают совершенно по-разному.

Информационные войны, которые постоянно идут между СМИ и властью, вызывают социальное напряжение, не ведут к конструктивному решению общественных проблем. Кроме того, внутренние информационные войны наносят существенный ущерб имиджу России на Западе. Поэтому сегодня остается чрезвычайно актуальной про­блема правового обеспечения взаимодействия власти и СМИ. Необ­ходима разработка такой государственной информационной полити­ки, которая бы вела обе эти силы к созидательному сотрудничеству на благо всего российского общества.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...