Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы пропаганды.




Так же, как артиллерия – бог войны реальной, пропаганда – основа войны информационной. С неё, собственно, и начнем. Для начала зададимся вопросом, как так получается, что масса неглупых людей вдруг, ни с того ни с сего, заражается определенной идеей (или комплексом идей), следование которым не несет ничего хорошего этой группе? Почему, казалось бы, образованные и не лишенные критического мышления люди, вдруг начинают в едином порыве следовать, словно стадо баранов, за весьма сомнительными вождями и проповедниками? Чтобы это понять, надо усвоить пять основных свойств человеческого сознания, которые делают человека весьма уязвимым для манипуляции существом.

Первое свойство заключается в том, что человеку, на самом деле, очень трудно внушить что-либо новое, то есть научить его чему-либо, чего он до этого не знал. “Массы называют истиной информацию, которая наиболее знакома, – писал Йозеф Геббельс. – Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем”. Даже ребенку в школе требуется долго вдалбливать предмет, чтобы он его усвоил. А если же человек уже взрослый, с устоявшимся мировоззрением и системой знаний, то открыть что-то действительно новое для себя он сможет только в том случае, если сам приложит для этого существенные усилия. Да и то, хороший учитель в помощь не помешает. Поэтому, быстро и эффективно можно внушить человеку только ту идею, которая ему уже хорошо известна. Желательно, чтобы она уже была частью его собственной системы ценностей, но при этом до конца не осознавалась. Как правило, такие идеи усваиваются людьми в детстве и ранней юности, т. е до 18 лет. Конечно, в более позднем возрасте накопление опыта и усвоение новых идей тоже происходит, однако, такие поздно усвоенные идеи носят более индивидуальный характер, а следовательно плохо предсказуемы и не массовы. Важно еще и то, чтобы внушаемая идея не выглядела банальной и всем очевидной, то есть она не должна быть слишком наивной и примитивной. Иначе она просто не будет воспринята – наш разум не склонен тратить внимание на очевидные вещи, пусть они и далеко не всегда им учитываются при совершении частных умозаключений. Таким образом, наиболее усваиваемыми являются те идеи, которые запали в голову в подростковом возрасте, т. е. от 14 до 18 лет. Более ранние идеи – слишком наивны и банальны, более поздние – слишком индивидуальны и непопсовы.

Второе основное свойство сознания человека непосредственно проистекает из стадности людей, как биологического вида. Проиллюстрируем это на примере:

“В одном городе в местных СМИ прошло сообщение, что вскоре цены на сахар резко вырастут, поскольку правительство собирается обложить производителей сахара дополнительным налогом. Население города разделилось на две группы. Первая группа состояла из тех, кто поверил и бросился покупать сахар, пока он не подорожал. Вторая группа решила, что сообщения о дополнительном налоге не имеют под собой никакой реальной почвы. Представители второй группы поняли, что торговцы сахара просто распустили выгодный им слух для того, чтобы подстегнуть спрос на их товар. Однако вторая группа в полном составе также рванула в магазин и точно так же, как и первая взялась быстро скупать сахар. Разумеется, когда весь город начал гоняться за сахаром, цены на него поднялись и без всякого введения налога, что дало повод первой группе убедиться в своей «правоте», «мудрости» и «прозорливости». С первыми всё ясно – это внушаемые и доверчивые люди, которые попались на удочку аферистов. Но почему же поведение вторых, более умных и проницательных, в конечном итоге, ничем не отличалось, от поведения первых? Чтобы ответить на этот вопрос надо проанализировать, как в данном случае рассуждал умный человек. Да, он знал, что никаких новых налогов никто вводить не собирался, и цены на сахар расти не должны. Но он предполагал, что обязательно найдутся те, которые поверят заказным статьям в прессе и побегут покупать! Тогда цены всё-таки повысятся, и все болваны успеют закупить сахар по низкой цене, а он, такой весь из себя прожженный и проницательный, будет вынужден переплачивать! Этот классический случай манипуляции, вошедший в учебники, показывает, что существуют способы управления значительными массами людей без применения к ним прямого насилия. Человек уверен, что поступает по собственной воле, а между тем его поступки предопределены чужой волей.”

Источник.

Итак, люди всегда подсознательно стремятся быть такими как все, не выделяться и следовать за большинством. Они боятся стать изгоями. С одной стороны, такая стратегия минимизирует риск серьезной ошибки, поскольку если у одного человека может вдруг нарушиться адекватное восприятие реальности, то вероятность подобного нарушения сразу у множества людей значительно меньше. С другой стороны, большинство может игнорировать нюансы, доступные лишь для понимания меньшинства. В ситуациях, когда учет подобных нюансов имеет решающие значение, следование мнению большинства может привести к печальным последствиям.

Третье важное свойство состоит в том, что при восприятии и оценке поступающей информации, люди, в массе своей, склонны больше полагаться на эмоции, чем на разум и логику. Один из принципов Гитлера звучал так:

пропаганда должна воздействовать больше на чувство и лишь в очень небольшой степени на так называемый разум ”.

Поэтому, любые рационально-логические доводы должны подкрепляться яркими образами и метафорами, вызывающими нужную эмоциональную реакцию. Особенность гуманитарной сферы таковы, что в ней можно с одинаковым успехом рационально обосновать даже диаметрально противоположные утверждения. Но люди воспримут ту точку зрения, которая будет в большей степени созвучна их чувствам. Особенно вышесказанное касается пропаганды, обращенной непосредственно к массам, к толпе. В отличие от отдельного человека, толпа не способна к критическому мышлению и при принятии решений оперирует исключительно эмоциями.

Четвертое свойство сознания это так называемая “аналоговая память”, которая гораздо лучше усваивает многократно повторяющуюся информацию. В этом отношении человек подобен радиоприемнику, который накапливает принимаемый сигнал, чтобы выделить его на фоне шумов. И если мы хотим, чтобы именно наша идея показалась публике наиболее важной, нам следует посылать одно и тоже сообщение многократно, чтобы оно накопилось в нейронах мозга и приобрело максимальную амплитуду в сознании людей. Таким образом, один из самых эффективных методов пропаганды – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. Человеку обычно кажется убедительным то, что он лучше запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения фразы из распространившегося в интернете ролика, или назойливой песенки. При этом воздействие ведется не на идеи и теории противника, а на обыденное сознание, повседневные «маленькие» мысли, желания и поступки среднего человека. Известный философ Антонио Грамши писал: «Это – не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании. Это огромное количество книг, журналов, брошюр, газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то дополнительное усилие, из которого рождается коллективная воля, которая необходима, чтобы получилось действие».
Повторение – одно из основных средств недобросовестной пропаганды. Поэтому оно служит хорошим признаком ее наличия. Если вдруг начинают ежедневно мусолить одну и ту же тему и употреблять одни и те же словесные конструкции – дело нечисто.

И, наконец, пятое свойство, отчасти являющееся противоположностью первого. Людям, как это ни странно, нравится делать неожиданные открытия, переворачивающие картину с ног на голову. Их привлекают сенсации, им нравится слушать треск шаблонов и звон расколотых стереотипов, наблюдать за “срыванием покровов”. Но почему так происходит? Во многом потому, что приобретение новой и неожиданной информации создает у человека ощущение собственного ума и причастности к некому элитному кругу людей, которые знают “правду”, недоступную остальному “быдлу”. Подобно ученому, человек испытывает гордость и удовлетворение от совершенного открытия. Увы, эта гордость затуманивает критическое мышление и мешает посмотреть на “открытие” с разных точек зрения. При этом, как правило, ничего на самом деле нового в подобных откровениях нет (см. первый пункт), а вся новизна – кажущаяся, из-за предварительно сформированного дискурса.
На данном свойстве основан еще один известный прием, используемый современными СМИ – сенсационность. Новость типа “собака покусала человека” вряд ли вызовет серьезный интерес, однако новость “человек укусил собаку” наверняка привлечет внимание и вызовет бурные обсуждения. Если же добавить, что человек укусил собаку в Киеве, то столица Украины может чуть ли не начать ассоциироваться с кусанием собак. Эту особенность хорошо знают и вовсю используют манипуляторы сознанием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...