Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Болезнь как следствие социализации




Как ни странно, подавляющее большинство болезней связано с общественной жизнью людей. Речь идет вовсе не о передаче инфекционных заболеваний от одного человека к другому. Речь идет о том, что совместное проживание людей и проблемы, связанные с ним, являются чуть ли не основным причинным началом в снижении иммунитета, в падении защитных сил организма, рано или поздно приводящим к заболеванию. Рассмотрим этот вопрос подробнее - он заслуживает того, чтобы мы его внимательно изучили.

1. Тотальная машинизация современной жизни, технизация быта и изгнание священных начал из людских представлений, - все это представляется нам одновременно и главными особенностями современной жизни, и основными причинами развития любой патологии. Сегодняшнюю культуру можно смело назвать "профанной" и "поверхностной". То, чем живет современный человек - в принципе не глубоко и не очень серьезно (не то игрушки, не то наркотики, не то нечто "просто вот такое"). Конечно, все это особенно обострено в нашей с Вами жизни, как бы сконцентрировалось на просторах пост-советской цивилизации. Но все это есть и в развитых странах Запада - спешка, поверхностность и неосновательность духовных корней.

2. Всякий человек более или менее четко осознает неминуемое рассогласование индивидуальной (глубинной, личной, интимной) и общесоциальной ("всехней") этики. Человек уникален и неповторим, а потому в любой усредненной массе он чувствует себя в чем-то недостаточным, а в чем-то излишним. Всякое среднее вступает в противоречие с индивидуальным, конкретным, реальным. Все это неизбежно порождает чувства стыда и вины, чувства обиды и неудовлетворенности собой и окружающей жизнью. Если эти переживания более или менее эффективно подавляются и вытесняются в сферу неосознаваемого психического, то это вовсе не лишает их активности. Можно сказать даже так: современный человек недоволен собой, недоволен тем, что происходит, именно потому, что ему все время приходится сопоставлять и сравнивать себя с другими.

3. Люди чувствуют, что хаотические энергии и дисгармоничные влияния как бы наваливаются на них, приходя извне, из окружающей социальной среды. Включение в хаотические ритмы производства и стремление жить "как все", то есть поспеть за скоростями и суетой повседневности, неизбежно невротизирует организм. Общество как бы нагружает человека своими собственными ценностями и целями. Индивидуум вынужден все это терпеть и сносить, но его внутренняя природа не может до конца подчиниться жестким социальным реалиям. В итоге человек как бы "нашпиговывается", "фаршируется" и "заражается" сложностями, трудностями и нерешенными проблемами окружающих. Словно некий электрический заряд люди передают один другому накопление своего гнева и раздражения, тоски и печали. И эти заряды "гуляют" по социуму, разрушая все на своем пути, хаотизируя души и события и дестабилизируя упорядоченность жизни. И эти заряды сливаются один с другим и наконец находят самого слабого, накапливаются в его организме и кристаллизуются в форме заболеваний. А заболевший человек чувствует, что справиться с пришедшим злом не может. И в то же время он прекрасно осознает, что все "это" не его собственное, не личное, не им порожденное. И он по простоте душевной, ввиду отсутствия действительного понимания происходящего и недостатка элементарной психоэтической культуры, стремится сбросить уже выросшее и разросшееся в нем болезнетворное "нечто" на родных, на знакомых, в конце концов на врачей. Люди не умеют справляться с этими разрушительными силами самостоятельно. Они как малые дети начинают ныть и пытаются отдать пришедшую к ним проблему медикам. Но ведь и медики - тоже люди. Они сопротивляются - либо передают "это" дальше. Круг замкнулся!

4. Важнейшим патогенным фактором современности, как ни странно, одобряемым (разумеется, не на словах, а на деле и даже поддерживаемым современной ментальностью), является давление родителей на детей. Любому понятно, что большинство заболеваний приходит к нам в раннем детстве, тогда, когда мы слабы и немощны, когда наш организм открыт всем ветрам, а иммунная система и механизмы психоэнергетической защиты находятся в становлении. Известно давно - "где тонко, там и рвется". Детство - болевая точка современности, во всяком случае для пост-советского социума. Именно на детей общество перекладывает свои проблемы и трудности, свои заморочки и недоработки. Ребенок сражается одновременно против трех зол - против педагогов, родителей и сверстников. Педагоги постоянно пристают с какими-то формальными претензиями и наслаждаются атмосферой вседозволенности и авторитарной дисциплины. Дети вынуждены тратить немалые силы на то, чтобы их не злить, чтобы не будить в них зверей, да еще и выполняют при этом массу заданий и требований весьма сомнительной полезности. Родители сбрасывают на детей вообще все что можно - ведь им "разрешено" распоряжаться телами и душами детей по собственному усмотрению. Дети вынуждены адаптироваться и к ним, причем условия этой адаптации настолько сложны и непредсказуемы, что порой жизнь современного ребенка напоминает условия выживания спецназовца в африканских джунглях. Наконец, немалые силы отнимает и приспособление к сверстникам, к их агрессии, просьбам и недовольству. Не приспособишься - окажешься в тупике бойкота, да еще и не на день, а на годы. Все три адаптивные стратегии отнимают силы детей - силы, которые должны были быть направлены на защиту от болезнетворных факторов и выполнение Творческой Задачи Жизни. У ребенка не остается времени и энергии на развитие способностей, самоанализ и усвоение высоких культурных накоплений своего народа и человечества в целом. Вот таким-то образом общество само рубит сук на котором сидит. И нечего тут удивляться тому, что то там, то здесь проглядывают знаки вырождения целых народов!

5. Квинтэссенцией социальных стереотипов, как бы высшим выражением причинного влияния особенностей социального бытия на развитие заболеваний, является монополия представителей официальной медицины на тотальную власть над здоровьем людей. При определенном ракурсе видения официальные медики представляют собой тесно сплоченную секту - со своим негласным уставом, со своей корпоративной этикой и с общим для всех них нежеланием "выносить сор из избы". "Чужаков" они в свой круг намеренно не допускают - для того, чтобы попасть в "свои", необходимо сдать экзамен на лояльность, т.е. пройти через горнило высшего медицинского образования. В этом образовании многое является ненужным или излишним, неправильным, а то и вовсе вредным. Но - канон незыблем: в секту допускают только своих! И вот эти все "свои" создают "свои" правила игры, навязывают "свои" нормы и представления окружающим, лоббируют и процесс формирования медицинского законодательства, и организацию медицинского образования, и проведение стратегических и тактических акций медицинской политики. Очень часто эти люди сами создают болезни - достаточно почитать обо всем, что пишут сами же медики об "иатрогениях" (заболеваниях, так или иначе связанных со словом или поведением врача, как бы "наведенных" врачом, выдуманных или предложенных им пациенту). Заметим, что иатрогений на самом-то деле намного больше, чем может себе представить рядовой обыватель. Иатрогении, если угодно, пронизывают все классы и категории заболеваний. Ибо мысль человеческая всесильна, и всякое слово без особого труда материализуется, о чем многие заболевшие и не подозревают. Естественно, никакого намеренного "вредительства" тут нет. Но положение дел от этого не становится более легким. Причиной же такого хода событий, на наш взгляд, является санкция социума, как бы отдающего представителям официальной медицины все население "на откуп".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...