Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Лабораторная работа № 1..  Потенциометрическое определение кислот




ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Лабораторная работа № 1.

 Потенциометрическое определение кислот

 

Потенциометрическое определение как индивидуальных кислот, так и их смесей, основано на титровании анализируемой пробы раствором сильной щелочи.

Положение точки эквивалентности устанавливается графически, из построенного графика кривой титрования.

В качестве индикаторного электрода используется стеклянный электрод, а в качестве электрода сравнения – хлорсеребряный.

Изменение величины рН исследуемого раствора в ходе титрования контролируется с помощью рН-метра милливольтметра рН-340.

рН-метр необходимо предварительно настроить по буферному раствору. Для этого следует:

- электроды, закрепленные в держателе, погрузить в стаканчик с

дистиллированной водой

- переключатель рода работ 6 на панели рН-метра установить в положение «рН»

- переключатель «размах» 5  установить в положение 15 рН

- переменный резистор «температура раствора» 8 установить в положение, соответствующее температуре исследуемых растворов ( 20о )

- вилку электрического питания рН-метра подключить к сети переменного тока (220 В) и включить переключатель 4 «НИ» (аккуратно поворачивая по часовой стрелке до щелчка)

- прогреть прибор в течение 5-10 минут

- подключить к сети переменного тока (220 В) магнитную мешалку и установить тумблер на передней панели в положение «вкл» (нажатое)

- поднять держатель с электродами из стаканчика с дистиллированной водой и осторожно удалить ее остатки с поверхности электродов фильтровальной бумажкой

- в стаканчик опустить якорь магнитной мешалки и поместить 20-50 мл буферного раствора с величиной рН=9, 18

- установить стаканчик на магнитную мешалку и погрузить электроды в буферный раствор

- установить с помощью переменного резистора на панели магнитной мешалки такой режим перемешивания исследуемого раствора, при котором электроды все время находятся в объеме раствора, и реализуется достаточная эффективность его перемешивания

- по нижней (грубой) шкале рН-метра оценить численное значение рН используемого буферного раствора

- если установленное значение рН находится в диапазоне от 8 до 11 единиц, переключатель 7 «пределы измерения» установить в положение «8-11», а переключатель 5 «размах», в положение «3 рН»

- по верхней шкале, с учетом установленного диапазона измерения, определить точное значение рН используемого буферного раствора. При исправном приборе численное значение рН должно находится в диапазоне (9, 18 0, 2) и рН-метр считается подготовленным к работе

- буферный раствор удалить из стаканчика, электроды промыть дистиллированной водой и оставить погруженными в дистиллированную воду (внимательно контролировать присутствие в стаканчике якоря магнитной мешалки)

 

Определение индивидуальных кислот (HCl, H3BO3, CH3COOH)

 

1 этап. Сначала следует выполнить титрование учебной пробы с известным содержанием соляной кислоты. Для этого в стаканчик-ячейку поместить точно отмеренное пипеткой выбранное количество раствора (до 10 мл) соляной кислоты с известной концентрацией (0, 1 н).

К отобранной пробе добавить такое количество дистиллированной воды, чтобы электроды оказались погруженными в раствор, а оставшийся свободным объем стаканчика обеспечил прибавление требуемого объема 0, 1 н раствора щелочи при постоянном перемешивании.

Бюретка, используемая для титрования, заполняется 0, 1 н раствором щелочи до нулевой отметки (контроль за положением воронки).

Установить переключатель «размах» в положение «15 рН» и определить по нижней шкале ориентировочное численное значение рН исследуемого раствора.

В соответствии с полученной величиной рН переключатель «пределы измерения» установить на соответствующий диапазон и определить точное численное значение величины рН исследуемого раствора до начала титрования.

Прибавлять раствор титранта порциями по 1 мл, устанавливая точное значение рН после каждой операции прибавления титранта, последовательно устанавливая переключатель «пределы измерения» в положение, соответствующее наблюдаемому диапазону рН.

Построить интегральную кривую титрования и оценить диапазон численных значений рН, соответствующих скачку на кривой титрования.

2 этап.   Повторить процесс титрованиятакой же пробы раствора соляной кислоты, как и на первом этапе, уменьшив объем прибавляемого раствора щелочи, в диапазоне рН соответствующих скачку на кривой титрования, до 0, 1 мл.

Построить интегральную кривую титрования и графическим способом установить объем титранта, затраченного на титрование до точки эквивалентности.

Определение выполнить трижды и, используя среднее арифметическое численного значения затраченного объема титранта, определить количественное содержание соляной кислоты в исследуемой пробе и сопоставить с рассчитанным (из известных величин концентрации и взятого на титрование объема рабочего раствора соляной кислоты).

При достаточном совпадении результатов можно считать, что рабочие растворы кислоты и щелочи соответствуют приведенным концентрациям и могут быть использованы для точных количественных определений.

3 этап. В чистую мерную колбу объемом 25-50 мл получить у лаборанта (лаб. 129) раствор (неизвестного объема), содержащего контрольную задачу соляной кислоты (неизвестной концентрации). Довести раствор в мерной колбе до метки дистиллированной водой и тщательно перемешать.

В стаканчик для титрования точно отобрать с помощью пипетки такой объем анализируемого раствора, чтобы на его титрование (в режиме предварительного титрования) затрачивалось 5-10 мл рабочего раствора щелочи.

4 этап.   Используя   информацию, полученную навтором (диапазон рН скачка титрования) и третьем (объем раствора анализируемой пробы) этапах, выполнить несколько титрований (в режиме точного титрования) и рассчитать содержание соляной кислоты в контрольной задаче.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...