Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные знания и материальная культура




Естественно-научные знания. В Китае очень рано начали фиксировать астрономические наблюдения. Появления комет впервые письменно отмечено в 613 году до н.э.. Китайские астрономы составили звездный каталог с указанием созвездий. Они могли предсказывать наступление солнечных и лунных затмений, рассчитывать движение светил и планет. В 28 году до н.э. китайские астрономы впервые зафиксировали существование солнечных пятен.

Математики Восточной Хань знали десятичные дроби, впервые в истории они использовали отрицательные числа, с большой точностью применяли число пи. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг.) первым в мире сконструировал сейсмограф, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включив их в 320 созвездий. Им была разработана теория безграничности Вселенной во времени и пространстве. Чжан Хэн известен как «китайский Леонардо да Вичи», хотя справедливее было бы сказать наоборот.

Значительные успехи в области физических наук были ознаменованы изобретением первого в мире компаса. Он состоял из квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой». Ручка её неизменно указывала одно направление, но не на север, а на юг. Этот прообраз компаса так и назывался - «указатель юга».

Конец эпохи древности отмечен в Китае усовершенствованием плуга, изобретением механических двигателей, использующих силу падающей воды, водоподъемного насоса.

Агрономия. В Восточной Хань были созданы сочинения, описывающие технологию обработки грядок, систему переменных полей и чередования посевов, способы удобрения земель и предпосевной пропитки семян. В них содержатся подробные руководства по орошению и мелиорации. Многовековые достижения в области сельского хозяйства были обобщены в трактатах агрономов Фань Шэнь- чжи (I в.) и Цуй Ши (II в.).

Медицина. Высочайшего уровня достигла оригинальная китайская медицина. Медицинский каталог I века перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Врач Чжан Чжунцзин (150 - 219 гг.) разработал методы лечения эпидемиологических заболеваний и диагностики по пульсу.

Лаковое производство. Считается одним из наиболее выдающихся достижений культурв Древнего Китая. Лаком покрывали оружие и предметы воинского снаряжения для предохранения от влаги и коррозии. Им отделывали архитектурные детали, предметы погребального инвентаря. Лак широко использовался фресковой живописи.

Китайские лаки высоко ценились за уникальные физические и химические свойства. Они были способны консервировать дерево, противостоять воздействию кислот и высоких температур - до 500° С. Лаковые изделия составляли важную статью внешней торговли Ханьской империи.

Шелководство. Китай был единственной страной Древнего мира, освоившей культуру шелкопряда. Согласно преданию, искусством изготовления шёлка Китай обязан Лэй Цзу - жене «Жёлтого императора», основателя китайского государства. Она научила свой народ разводить гусениц и ткать ткань.

Самый древний кокон шелкопряда обнаруженный археологами был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. 2200-1700 гг. до н. э.). Первые фрагменты шёлковой ткани нашли в одной из гробниц южного Китая, эпохи Сражающихся царств (475-221 гг. до н. э.).

Со времени «открытия» Великого шелкового пути империя Хань становится всемирно известным поставщиком шелка. Разведение шелковичного червя было домашним промыслом земледельцев. Существовали также крупные частные и государственные шелковые производства. Вывоз шелковичных червей за пределы страны карался смертью. Но такие попытки все же предпринимались.

Чжан Цянь во время своей посольской миссии узнал о вывозе шелкопрядов из Сычуани в Индию в тайнике бамбукового посоха иноземными купцами. Но все же выведать у древних китайцев секреты шелководства никому не удалось. О его происхождении высказывались фантастические предположения. Так римские авторы Вергилий и Страбон, например, писали, что шелк растет на деревьях и с них «счесывается».

Шелк, который нередко использовался в функции денег, сыграл важную роль в развитии международных торговых связей между древними народами Европы и Азии.

Письменность и литература

Письменность. По последним данным, уже в 3-м тысячелетии до н.э. в Китае возникла иероглифическая письменность. Развитию ее содействовал переход от записей на узких бамбуковых дощечках, которые обусловили направление строки сверху вниз в традиционном китайском письме, к письму на шелке, а затем и на бумаге. Изобретение общедоступного способа производства бумаги из древесного волокна традиция связывает с именем чиновника Цай Луня (50 – 121 гг.).

Изобретение бумаги, а затем и туши, создало условия для развития техники эстампов и возникновения печатной книги, а также совершенствованию китайской письменности. В ханьское время был создан стандартный стиль письма кайшу, заложивший основу современного начертания иероглифов. Число знаков было пополнено и доведено до 18 тысяч. Ханьские материалы и средства письма вместе с иероглификой были восприняты народами Вьетнама, Кореи, Японии.

Литература. В период Хань производится сбор, систематизация и комментирование древних памятников письменности. По сути все, что осталось от древнекитайского духовного наследия, дошло до нас благодаря записям, осуществленным в это время. Тогда же зародились искусство поэзии и филология, были составлены первые словари.

Появились крупные произведения художественной прозы, прежде всего исторической. Фундаментальные «Исторические записки» («Шицзи») «отца китайской истории» Сыма Цяня состоят из 130-томов. Их автор стремился не только отразить события прошлого и настоящего, но и осмыслить их, «проникнуть в сущность перемен». Сыма Цянь ярко и сжато давал описания политической и экономической обстановки, быта и нравов. Он впервые в Китае создал жанр литературного портрета.

«Исторические записки» стали образцом для последующей древней и средневековой историографии в Китае и других странах Дальнего Востока. Метод Сыма Цяня получил развитие в официальной «Истории Старшей династии Хань» («Ханьшу»). Основным автором этого труда считается Бань Гу (32-93 гг.). Его труд выдержан в духе ортодоксального конфуцианства. Изложение и оценка событий строго придерживается официальной точки зрения.

В ханьский период получила развитие религиозно-философская литература. Основатель конфуцианской теологии Дун Чжун-шу (ок. 179-104 гг. до н. э.) создал новую идеалистическую концепцию мира. Согласно ей Небо, являясь божеством, действует целенаправленно. Поэтому явления природы, воспринимаемые как стихийные, предопределяют жизнь человека. Они предупреждают, карают или вознаграждают людей.

В ханьский период конфуцианство из этического учения постепенно превратилось в религию, строго регламентирующую все государственные функции и нормы поведения людей. Конфуций был посмертно обожествлен. Культ его соединился с культом предков, который занял огромное место в конфуцианстве.

Во II веке до н.э. был установлен канон «Пятикнижие» - «Священное писание» конфуцианства. В нем был закреплён догмат о сверхъестественной магической силе императора, от поведения которого зависят все явления природы и благополучие страны.

Поэзия. Выдающиеся поэтические произведения появляются в эпоху «Воюющих царств». В царстве Чу жил великий поэт Цюй Юань (340-278 гг. до н.э.). Его лирика славится своей изысканностью и глубиной. Цюй Юань выступал за сплочение всех царств против агрессии Цинь.

Из-за интриг при дворе он попал в немилость к правителю, был отрешен от высокой должности и сослан. В изгнании Цюй Юань создал знаменитую оду «Скорбь отлученного». Она заложила основу «фу» - нового песенного жанра крупной формы.

В этом жанре творил и другой крупнейший чуский поэт - Сун Юй (290-223 гг. до н.э.). Он считается первым певцом любви и женской красоты в литературе Китая. Важным художественным средством у него стали мифологические образы, используемые ранее Цюй Юанем.

Самым блестящим поэтом эпохи Хань считается Сыма Сян жу (179-118 гг.). Он воспевал могущество империи и самого «великого человека», самодержца У-ди. Среди произведений Сыма Сянжу есть подражания народным лирическим песням.

Среди любовной лирики эпохи Хань выделяются творения двух поэтесс: «Плач о седой голове» Чжо Вэнь цзюнь (II в. до н. э.), где она упрекает в неверности мужа - поэта Сыма Сянжу, и «Песня о моей обиде» Бань Цзеюй (I в. до н. э.), в которой в образе брошенного белоснежного веера представлена горькая участь покинутой возлюбленной.

При императоре У- ди была создана «Музыкальная палата». В ней собирались и обрабатывались народные песни, в том числе «песни дальних варваров», создавались обрядовые песнопения. Благодаря Музыкальной палате сохранились произведения народного песенного творчества эпохи древности.

Архитектура.

Зодчие Древнего Китая рано овладели искусством гармоничного соединения зданий с окружающим миром. Они научились подчеркивать красоту рукотворных форм включением их в пейзаж. Архитектурные ансамбли возводились так, чтобы каждое сооружение смотрелось не изолированно, чтобы леса и отдаленные вершины гор казались частью архитектурного замысла.

Уже при строительстве первых городов применялись точно установленные градостроительные приемы и методы. Строительные принципы китайской архитектуры, восходящие к очень древним временам, изложены уже в «Щицзине». На подготовленной и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент, облицованный камнем или мрамором.

На нем возводился основной каркас здания. Он состоял из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. На каркас опиралась широкая и высокая крыша - самая большая и тяжелая часть здания. По представлениям древних китайцев она должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана. Специфическая кровля предопределила особенности основного элемента китайских построек - так называемого доу-гун.

Доу-гун представляет собой своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов. Увенчивая опорный столб она служит для поддержки большого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. Доу-гун состоит из ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга и далеко выступающих за пределы здания. Выступающие концы уже в ханьское время уже богато декорировались.

В центре столицы находился «Запретный город» с императорским дворцом. Внутри дворца стены украшались росписями и пропитывались ароматическими веществами, полы инкрустировались драгоценными камнями. Вокруг дворцов были разбиты сады и парки с цветниками, сохранявшимися на протяжении всего года.

Помимо дворцов в городах возводились высокие многоэтажные дозорные башни с несколькими крышами. Об этих сооружениях можно получить представление по сохранившимся глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Одна из них найдена в 1954 году при раскопках в провинции Хэнань.

Сами масштабы модели, достигающей свыше 1,5 м в высоту, говорят о том, что ханьские постройки подобного рода были значительных размеров. Четырехугольная башня, легкая и вытянутая кверху, состоит из трех этажей с выступающими карнизами и столбами по углам. Столбы были украшены скульптурными изображениями человеческих фигур, напоминающих собой кариатиды.

Вообще, человеческие фигуры как декоративный мотив в китайской архитектуре встречаются крайне редко. Здесь они выполнены очень условно и обобщенно, тогда как вся обработка модели свидетельствует о зрелом архитектурном мастерстве. Здание башни увенчано крышей с выпуклыми орнаментальными полосами, имитирующими цветную цилиндрическую черепицу. По верху крыши проходит высокий конек, украшенный фигурой птицы.

Достижения древнекитайской цивилизация были впитаны многими соседними народами. Она имела такое же значение для развития всей Восточной Азии, что и греко-римский мир для Европейской цивилизации.

 

 

Фильмы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...