Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование основ нравственной культуры личности




 

Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы». По латыни «нравы» – «морас», «мораль».

В этике (философская наука, изучающая мораль) понятия мораль и нравственность различны.

Мораль – система норм, правил и требований к поведению личности в различных сферах жизни и деятельности.

Нравственность – совокупность навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Базовыми категориями нравственной культуры личности являются нравственные чувства, сознание, мышление, воля.

Нравственное чувство – постоянное эмоциональное ощущение, переживание реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм.

Нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Нравственные чувства, сознание, мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно-чувственное переживание; нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения; выбор и принятие решений; волевой стимул – поступок.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.

Правило, имеющее общий характер носит название нравственной нормы.

Исходное начало, которому подчинены нормы – нравственные принципы.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер называются нравственными категориями (добро, справедливость, долг, честь, счастье и др.).

Нравственный идеал – образец нравственного поведения.

Формирование нравственной культуры личности осуществляется в процессе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения, преодоления противоречий, процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Под нравственным воспитанием можно понимать и совместную деятельность учителя и учеников по формированию нравственных чувств, этических знаний, навыков и привычек культурного поведения, формирование опыта моральных (нравственных) отношений в обществе.

Исходя из данного определения компонентами нравственного воспитания являются:

- формирование нравственных отношений в классе, школе;

- этическое образование учащихся;

- формирование опыта нравственного поведения.

Содержание работы по нравственному воспитанию включает в себя формирование следующих моральных отношений:

- отношение к Родине – патриотизм, интернационализм, любовь к природе и потребность ее охранять, национальная гордость;

- отношение к обществу – уважение правовых основ общества;

- отношение к труду – организованность, трудолюбие, умение работать в коллективе, ответственность, деловитость, инициативность;

- отношение к людям – чувство ответственности, такт, правдивость, уважение к людям другого пола, порядочность;

- отношение к себе – скромность, честность, гордость, самокритичность и др.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду, сочувствию.

Нравственная воспитанность характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

О нравственной воспитанности говорит наличие сильной воли, способности осуществлять контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве, решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

 

Гражданское воспитание в системе формирования

Базовой культуры личности

 

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе: внутреннюю свободу и уважение к государственной власти; любовь к Родине и стремление к миру; чувство собственного достоинства и дисциплинированность; проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности.

Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание личности, однако для достижения их гармонии необходимо целенаправленное воспитание.

Становление гражданственности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественной организацией, так и объективными условиями функционирования общества.

Содержание воспитательной работы включает: воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем; формирование ответственности за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовывать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Критерии сформированности гражданской культуры:

- наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества;

- законопослушность (уважение законов);

- готовность к активному участию в жизни общества;

- осознание своих прав и обязанностей;

- сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...