Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика уровней развития способностей.




Способности. Виды и уровни развития способностей

Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Однако термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Выдвинутый С.Л. Рубинштейном принцип единства сознания и деятельности и постановка вопроса о развитии способностей в деятельности исходят из представления о способностях как индивидуально-психологических качествах, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности. Способности, по С.Л. Рубинштейну, представляют собой синтетическое образование личности, в основе которых лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека.

Б. М. Теплов в своем классическом определении способностей указывает на три признака, характеризующих понятие "способность".

- Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности.

- Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

- В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности (Теплов)- индивидуально психологические особенности человека, только те, которые обеспечивают успешное (эффективное) выполнение какой-либо деятельности. Они не сводятся к приобретенным знаниям, умениям и навыкам, но облегчают их усвоение.

Шадриков: способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности.

Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, необходимо отметить, что она может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность.

Знания, умения и навыки формируются в определённой ситуации, при разрешении определённых теоретических и практических задач. Если в новой ситуации при разрешении новых задач человек достигает успешных результатов, и ещё не были усвоены определенные навыки и умения, то условием успеха можно считать его способности. От способностей, согласно М.В. Гамезо И.А. Домашенко зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

А.Г. Ковалёв указывает, что способность можно определить как ансамбль или синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности и обеспечивающих высокие достижения в ней. Выражение «ансамбль свойств» используется автором потому, что он имеет в виду не простое сосуществование свойств, а их органическую связь между собой, их взаимодействие в определённой системе, в которой одни выдвигаются на первый план и являются ведущими, другие опорными, а третьи играют вспомогательную роль.

Мерлин В.С. даёт следующее определение способностей. Способности – это продуктивные индивидуально своеобразные приёмы и способы работы. В качестве способностей могут выступать не только свойства индивида, но и свойства личности.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от ка-кой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б. М. Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Характеристика уровней развития способностей.

По степени развития способностей подразделяют одарённость, талант и гениальность.

Одарённость – уровень, позволяющий легко и быстро добиваться успехов. Одарённость многогранна, она может проявляться в различных видах деятельности. Различают: интеллектуальную, моторную, музыкальную одарённость. Одарённость считают хорошей предпосылкой для достижения успехов в разных областях. Одарённость проявляется рано, но не синхронно. Одарённость довольно отчётливо может проявляться в дошкольном возрасте, часто одарённость проявляется в следующих формах:

- об одарённости свидетельствует ранняя речь

- большой словарный запас

- необычайная внимательность

- ненасытное любопытство

- отличная память.

Одарённость у нас долгое время не изучалась. На западе одарённость изучается; учителей для одарённых детей готовят специально. В последние 15 - 20 лет у нас стали говорить об этой проблеме. Первая лаборатория, изучавшая проблему, была под руководством Матюшкина А.Н. Сейчас реализуется гос. программа «Одарённые дети».

О возможной одарённости можно говорить в следующих случаях:

1) если ребёнок научился ходить, говорить, читать раньше своих сверстников.

2) если ребёнок проявляет интерес к вещам: зачем, как сделаны, где и каким образом используются.

3) запоминает информацию, долго хранит её в памяти.

4) строит гипотезы, необычные для его возраста.

5) если требователен к себе.

6) проявляет заботу, остро реагирует на несправедливость.

7) демонстрирует значительные достижения в какой-то области.

Талант – позволяет человеку легко и быстро добиваться значительных успехов в какой-либо деятельности. Люди добиваются значительных успехов.

«Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия, зависит от потребностей эпохи и государства. В войну развиваются полководческие таланты, в мирное время – инженерные и др.

Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая способность, даже сильно развитая не может быть аналогом таланта.

Структура умственной одарённости (по Петровскому А.В.):

1. внимательность, собранность, постоянная готовность к напряжённой работе.

2. трудолюбие.

3. интеллектуальная деятельность: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Структура специальной одарённости включает ансамбль вышеперечисленных качеств и дополняется рядом способностей, отвечающих требованиям конкретной деятельности.

Гениальность – это такой уровень развития способностей, который позволяет добиваться выдающихся успехов в какой либо деятельности.

О гениальности говорят, когда достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей мало. Принято считать, что за 5000 историю цивилизации их было около 400 человек (например: Аристотель, Ломоносов М.В.).

Продукт, созданный гением известен не только народу или нации, он известен всему миру.

Основоположником экспериментального подхода к решению проблемы способностей, одарённости и таланта является Фрэнсис Гальтон. Заложил основы дифференциальной психологии, психологии способностей. Одарённость в 19 -20 веке понималась как высокий уровень интеллекта (IQ - 140). Считалось, что одарённость проявляется в ряде поколений. Спирмен считал, что в основе интеллекта особый вид энергии, который обусловлен кортикальной активностью.

Айзенк полагал, что 80% интеллекта заданы генетически, а 20% - определяются обучением и воспитанием.

Штерн: одарённость = интеллект + познавательные процессы.

Гилфорд, Торенс, Тейлор, Баронс: на основе наблюдений выделили конвергентный и дивергентный типы. Креативность включает в себя: беглость, гибкость, оригинальность.

Хеллер выделяет компоненты одарённости: когнитивный, мотивационный, социальный.

Фельдхъюсен включает в одарённость общие способности: спсобность хорошо мыслить, перерабатывать информацию, решать проблемы.

Стернберг: пентагональная имплицитная теория одарённости (1997). 5 критериев:

1. критерий превосходства

2. критерий редкости

3. критерий продуктивности

4. критерий демонстративности (неоднократное повторение одного и того же результата).

5. критерий ценности (имеет ценность в данной культуре).

Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.

 

К структуре личности в качестве ее компонента многие авторы относят еще и способности.

 

Способности характеризуют различия между людьми по уровню выполнения деятельности.

 

В зарубежной литературе акцент ставится либо на достижения (часто отождествляются достижения и способности), либо на задатки.

 

1. Способности свобятся к достижениям.

Способность = успех/«цена».

 

НО: Влияют еще и др. факторы (в т.ч. характер).

=> способности  достижения (не тождество).

«–» зарубежной психологии – недостаток теории.

 

2. Отождествление способностей и задатков.

Не все способности наследуются. 95% определяется средой.

 

Отечественная психология.

Существует 2 направления:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...