Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учреждения государственной власти послевоенных лет.




Учреждения государственной власти послевоенных лет.

Проблема реорганизации госаппарата.

1. Государственный перевод страны на мирные рельсы.

А / Отступление о подмене советских органов, партийное вмешательство как противоречивый фактор движения к новым формам власти;

2. Внешнеполитическое обеспечение мира.

3. Государство в период оттепели. Советская демократия: неиспользованный потенциал.

4.   Реорганизации, границы преобразований и их неудача. Разоблачение культа личности и возвращение ленинских норм социалистической законности.

 

                                       Основные понятия:

 

Советы депутатов трудящихся, Президиум ЦК КПСС, Совнархозы второго призыва, директивное планирование, промышленные и сельскохозяйственные обкомы, оттепель, реабилитация людей и народов, национальное строительство в ремпубликах, национальные кадры, семилетний план, политические заключённые, Организация Варшавского Договора, Карибский кризис, Международные встречи, Суэцкий коризис, Венгерские события, международное коммунистическое движение, разногласия с Китаем, реорганизация госаппарата, ленинские нормы социалистической законности, культ личности,

Литература:

1. Всемирная история. М. 1979. Т. XII. С. 16-22, 48-57; М. 1983. С. Т. XIII. С. 13-17

2. Бурлацкий Ф. М. Хрущёв М. 2003. С. 101-125

3. Медведев Р. А. Хрущёв Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

4. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. и другие. История России. М. 2014 Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

5. Аксютин Ю. В., Пыжиков А. В. О подготовке закрытого доклада Н. С. Хрущёва ХХ съезду КПСС в свете новых документов / Новая и новейшая история. 2002. № 2. С. 107-117

6. Карр Э. История Советского Союза. / Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

7. Хрущёв Н. С. Мемуары (любое издание).

8. История государственного управления России. Под ред. Игнатова В. Г. Ростов н/Д.. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

9. Сахаров А. Д. Воспоминания.

10. Сто великих политических деятелей (выборочно).

11. Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

12. Боффа Л. История Советского Союза. /Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

13. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Кн. 6(и 7- печаталась отдельно). /соч. М. 1967. С. 723-739 (другие издания – К. 6. гл. 32-33)

 

Восстановительный период

После окончания войны проводятся процессы демилитаризации системы управления. В сентябре 1945 г. упраздняется Государственный коми­тет обороны (ГКО), функции которого передаются Совету Народных Комиссаров СССР. Был ликвидирован также ряд отделов исполкомов местных Советов (отдел по учету и рас­пределению рабочей силы, бюро продовольственных и пром­товарных карточек и т. д. ).

После окончания войны в большинстве районов страны военное положение было отменено постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 г., но были и исключения.

В марте 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР, СНК союзных и автономных республик - в Советы Министров соответству­ющих уровней, а наркоматы - в министерства.

За годы войны значительно усилилось влияние партийных органов на все стороны жизни. Широко практиковалось на­значение на выборные должности, что приводило к факти­ческому отстранению Советов от выполнения их государствен­ных функций. В 1947 г. проведены выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в конце 1947 - начале 1948 гг. - очередные выборы в местные Советы. В марте 1950 г. в связи с истечением установленного Кон­ституцией СССР срока полномочий Верховного Совета СССР второго созыва состоялись очередные выборы в высший орган власти.

В феврале 1947 г. были созданы постоянные Комиссии за­конодательных предложений Совета Союза и Совета Националь­ностей Верховного Совета СССР второго созыва. На эти ко­миссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.

В 1946 - 1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась раз­работка проектов новой Конституции СССР. 15 июля 1947 г. И. В. Сталин внес на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) вопрос о  «О проекте новой программы ВКП(б)» и поручил ее разра­ботку комиссии под председательством А. А. Жданова. Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. Проект Программы ВКП(б) предлагалось дополнить положе­нием о ротации кадров, о запрете избрания в одни и те же органы более трех сроков, об общественных комиссиях - для повышения уровня гласности и качества принимаемых органами власти решений.  Однако все предложения были отклонены, а вслед за тем прекратилась работа над проектами документов.

Начали происходить обратные процессы. Руководство страны при­няло меры по ужесточению внутриполитического курса.  Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы АКСУ.

Руководство всеми сферами жизни общества сосредо­точилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определялись пла­ны деятельности Верховного Совета, рассматривались канди­датуры на должности министров и их заместителей, утверж­дался высший командный состав Вооруженных Сил СССР. Большинство вопросов хозяйственного строительства рассмат­ривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП(б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных пред­приятий и колхозов.

Период с 1946 по 1953 год представляет собой - этап наивысшего расцвета сталинизма, как политической системы.

Однако важно отметить, что в системе государственного управления в послевоенный период начали проявляться новые тенденции. В идейно-политической сфере война вызвала ослабление надзора, увеличила число неконтролируемых идейных движе­ний в обществе, да и в партии тоже.

Соперничество на высшем уровне, несомненно, питалось существованием различных групп внутри внешне монолитной но в действительности очень неоднородной партии. В ВКП(б) за годы войны вступило огромное число фронтовиков, чаще всего не имевших никакого политического образования, твердых идеологических убеждений, а также отличавшихся большой самостоятельностью в принятии решений. В 1945 году партия насчитывала более 5, 7 млн. членов и кандидатов. Коммунистов, вступив­ших в партию до войны, было не более 2 млн. Эти тенденции получили свое развитие после смерти И. В. Сталина

Сразу же после окончания войны перед советской страной, всем народом, а также перед государством и правом встала труднейшая задача – восстановление всего разрушенного фашистскими захватчиками. Иностранные специалисты считали, что размеры разрушения настолько огромны, что на воссоздание разрушенного понадобятся десятилетия. Тем не менее, в относительно непродолжительные сроки благодаря трудовому подъему советского народа эта задача была решена.

К середине 1945 г. советское правительство отчетливо поняло, что ждать помощи от бывших союзников не стоит, экономику страны придется восстанавливать самостоятельно.

Война унесла 27 млн. жизней. Многие отрасли промышленности были фактически уничтожены. Сельское хозяйство испытывало острый дефицит рабочих рук, техники и посевных материалов.

Материальные потери СССР в ходе войны оцениваются в 2, 5 трлн. рублей, в том числе прямой ущерб, нанесенный противником, — в 679 млрд. рублей. Это составило около 30 % всего национального достояния Советского Союза. Разорению подверглись наиболее плотно населенные и лучше всего развитые в промышленном отношении области СССР, на территории которых до войны производилось 45 % валового национального продукта и находилось 47 % используемых сельскохозяйственных земель.

Исчезло с лица земли более 1700 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень. Разрушено 5 млн. домов. Без крова осталось 25 млн. человек. На четверть сократились посевные площади, урожайность упала в полтора раза. На оккупированной территории, а также в результате бомбардировок было разрушено 31 850 промышленных предприятий, в том числе 1135 шахт, 749 предприятий тяжелого и среднего машиностроения. Уничтожено 65 тыс. км железнодорожных путей, 16 тыс. локомотивов, 428 тыс. железнодорожных вагонов. Наиболее развитые в СССР отрасли народного хозяйства оказались отброшены в своем развитии на 10—15 лет назад83.

На первой сессии Верховного Совета СССР 18 марта 1946 был принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 годы. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23 %). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

План успешно выполнялся. Уже в 1948 г. страна достигла и превзошла довоенный уровень промышленного производства. После гражданской войны на восстановление промышленности ушло 6 лет, а теперь - только 2, 5 года. В 1947 г. были отменены карточки. Сложнее обстояло дело с сельским хозяйством. Засуха 1946 г. привела к голоду в некоторых районах страны и гибели многих тысяч людей. В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа84.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др. ), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73 % превысил довоенный.

Особый характер носило экономическое и социальное развитие западных советских республик. Если народы большей части (Советского Союза до войны построили фундамент социализма, то Прибалтика, Западная Белоруссия, Западная Украина, Бессарабия, недавно вошедшие в состав СССР, должны были в своем развитии догонять основную часть страны. Задача построения социализма была здесь более легкой, ибо можно было опереться на помощь всего Советского Союза, на его опыт. В то же время имелись специфические трудности.

.

                                               Тема 12:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...