Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Государственные учреждения на современном этапе: система и разнообразие. Проблема обеспечения вектора прогрессивного развития.




Тема 18.

 Государственные учреждения на современном этапе: система и разнообразие. Проблема обеспечения вектора прогрессивного развития.

1. Понятие современного этапа развития госучреждений.

А / Отступление о компетенция чиновника и новой модели кадровой службы.

2. Роль партий и разделение политических и государственных функция.

3. Общественное мнение за рубежом и способы взаимодействия с другими государствами.

4. Роль сохранения мира в создании условий развития страны и её государственности.

Основные понятия:

 

Федеративный договор. Автономии, Союзный Договор в Ново-Огарёва, консолидация власти, президентская вертикаль, СНГ, органы СНГ, внешнеполитическая доктрина, компетенция чиновника, Федеральные округа, события 1993, новая Конституция, международные договоры, признание новой государственности

 

Литература:

1. Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Т. 1-2; Лигачов Е. К. Загадка Горбачёва; Ельцын Б. Н. Исповедь на заданную тему; Олейник Б. Два года в Кремле: Горелик Ф. Б. Кто и как развалил СССР? // Электронная библиотечная система " ЛАНЬ" [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //e. lanbook. com

2. Мирский Г. И. Жизнь в трёх эпохах. /Режим доступа: http: //www. ciberleninca. ru

3. История государственного управления России. Под ред. Игнатова В. Г. Ростов н/Д.. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

4. Сахаров А. Д. Воспоминания.

5. Сто великих политических деятелей (выборочно).

6. Куликов К. И. История государственного управления в России. М. 2003. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru

7. Омельченко Н. А. История государственного управления в России. М.: Проспект, 2010. / Университетская библиотека online [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //www. biblioclub. ru.

8. Конституция Российской Федерации. (Извлечение). / Медведев Н. П. Политическая регионалистика. М. 2002. С. 112-118

Российская Федерация определяется как демократическое федеративное государство с республиканской формой правления (Ст. 1 п. 1), единственным источником власти сваляется её многонациональный народ (Ст. 3. п. 1), высшим «непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (п. 3). Субъекты равноправны (Ст. 5. п. 1), республики имеют сои конституции и законодательство (п. 2). Государственную власть осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство РФ и суды РФ (Ст. 11. п. 1) [1, 112]. «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (Ст. 12). Состав федерации описан в п. 1 ст. 65 [1, 113]. Статус субъекта может быть изменён по взаимному согласию центра и субъекта (Ст. 66, п. 5). Границы между субъектами могут быть изменены по взаимному согласию субъектов (Ст. 67. П. 3). Государственным на всей территории является русский язык (Ст. 68. п. 1) [1, 114]. «РФ гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (п. 3). Ст. 71 перечисляет то, что в ведении РФ, [1, 115] ст. 72 в совместном ведении субъектов и РФ. Ст. 73 оставляет вне пределов ведения РФ и совместного ведения все другие властные полномочия. Ст 74 не допускает на территории Рф таможенных границ, пошлин и сборов, препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств [1, 116]. Ст. 75 утверждает монополию на введение и эмиссию денег за ЦБ. Банк также отвечает за обеспечения устойчивости рубля (п. 2) [1, 117]. Относительно местного самоуправления: Ст. 130 «обеспечивает решение населением воросов местного значения, ладение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (п. 1); осуществляется путём референдума и выборов, других форм волеизъявления (п. 2). Ст. 131, п. 16 «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно». Ст. 132, п. 1 устанавливает управление муниципальной собственностью, бюджет, сборы, местные налоги, охрану общественного порядка и другое. Ст. 133 гарантирует судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений органов государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления [1, 118]. Концепция больших регионов нашла отражение в решениях о создании Федеральных округов. Озабоченность центральной власти вызвало обеспечение одинакового действия федеральной конституции на всей территории России независимо от религиозных, этнонациональных и иных особенностей субъектов РФ. Полномочные представители президента не имеют механизмов воздействия на финансово-экономическую сферу деятельности региональных администраций. Ранее между губернаторами с их статусом члена Совета Федерации и президентом не было посредника [1, 86]. Указом от 13 мая 2000 года полномочным представителям президента вменяется в обязанности координация деятельности федеральных органов и приведение нормативно-правовой базы субъектов в соответствие с конституцией и федеральным законодательством. Программы социального и экономического развития регионов обеспечиваются специальными фондами, а на практике определяется единый их заказчик как правительство России и администрации областей [1, 87]. С 1995 года главы исполнительной и законодательной власти субъектов по должности становятся членами верхней палаты. Так правительство подпадает под контроль не только президента и нижней палаты, но и лидеров регионов, что осложняет его деятельность, усиливает различия между регионами депрессивными и дотационными и регионами - донорами [1, 88]. Новый федеральный закон по формированию Совета Федерации заменил глав региональной власти на их полномочных представителей, назначаемых губернаторами или президентами республик. Кроме того, высщие должностный лица региональной элиты были лишены депутатской неприкосновенности. Так баланс сдержек и противовесов нарушен в пользу президентской вертикали. Утрату влияния элиты через Совет Федерации должен был компенсировать Госовет [1, 89]. В него вошли высшие должностные лица, прежде всего губернаторы и президенты субъектов федерации. В Госовет не входят главы законодательной власти. Голос исполнительной власти регионов совещательный. Трения идут вокруг прямых выборов, что увеличивает дистанцию от центральной власти. Практика горизонтальных договорных отношений между регионами также не укрепляет центр. Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия созданы: центральная Россия, Большая Волга, Черноземье, Северо-Запад, Северный Кавказ, Сибирское соглашение, Уральская ассоциация, Дальний Восток и Забайкалье [1, 90]. Согласно ст. 3 выборы реализуют право народа как источника власти непосредственным образом. Непосредственным выражением власти являются также референдумы. Источник власти один и им назван «многонациональный народ» РФ [1, 63 ]. Минимальный возраст кандидата – 21 год на выборах законодательных собраний субъектов; на федеральных уровнях активное право избирать с 18 лет. Кандидаты на выборах исполнительной власти с 30 лет, в органах местного самоуправления с 21 [1, 64]. За 1995-97 выборы проведены в 72 субъектах: 1995 – 10; 1996 – 29 и 1997 – 33. Меньше всего депутатов на Таймыре – 11, больше всего в Башкортостане - 190 [1, 65]. Максимальный избирательный округ для Московской городской думы – депутат от 195, 8 тысяч избирателей до 560 в Эвенкийском автономном округе. Пропорциональная, мажоритарная и смешанная системы предусмотрены различными субъектами. Так, в Сверловской областиОбластная дума Законодательного собрания избирается пропорционально, а палата представителей по мажоритарной системе. Три области предусмотрели принцип ротации: Волгоградская, Вологодская, Свердловская [1, 66]. Очень сложная одномандатная система в Дагестане. Здесь есть национальные и женские округа, из которых на профессиональной основе выделяются депутаты, работающие на постоянной основе в Народном собрании. Многомандатные округа созданы Смешанные одномандатные и многомандатные структуры в Адыгее, Курганской, Мурманской, Тверской, Смоленской областях, Еврейской АО и Таймырском округе, в Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Амурской и Томской областях [1, 67]. Совпадение выборов в разные органы в одно и то же время с 3-5 бюллетенями в руках вызывает негативную реакцию у избирателей. Низкая явка отмечена в Приморском крае, что не позволило сформировать Приморскую краевую думу. Красноярский край и Санкт-Петербург отличились проникновением ставленников криминальных структур в органы власти [1, 69]. Более половины субъектов включили в законодательные акты норму в 25 % списка избирателей для признания выборов состоявшимися, некоторые – 50%. Алтайский край, Мурманская, Тамбовская и Рязанская области – 35 % [1, 70]. Избирательные технологии специалисты (А. дрейлинг) делят в наших условиях на рыночную или маркетинговую; административно-командную, организационно-партийную и комплексную (тотальную). Противников действующих губернаторов, обладающих шансами, не допускали к борьбе в 1995-97 в Башкортостане, Ростовской и Орловской областях [1, 71]. Принятие федерального закона «О политических партиях» позволило федеральным партиям проявить активность на региональных выборах. В 2002 внесены поправки в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», что показало предпочтительность смешанной системы формирования органов власти [1, 72].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...