Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретическая характеристика элементов производственной инфраструктуры




Тема 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБ ОТРАСЛЕВЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Характеристика производственной инфраструктуры

В общих положениях об инфраструктуре было введено понятие производ­ственная инфраструктура. В данном разделе будут раскрыты более подробно назначение, функции, структура производственной инфраструктуры и охарак­теризованы ее элементы.


Назначение, функции и состав производственной инфраструктуры

Опираясь на общее определение инфраструктуры, можно дать следующую дефиницию производственной инфраструктуры. Под производственной инф­раструктурой будем понимать совокупность материально-технических.сис­тем, обеспечивающих движение ресурсов и товаров в ходе промышленного и сельскохозяйственного производства. Из определения, а также с учетом клас­сификации ресурсов могут быть сформулированы следующие функции произ­водственной инфраструктуры:

1. Обеспечение движения материальных средств:

— природных ресурсов;

— энергии;

— готовых товаров;

2. Обеспечение движения рабочей силы (трудовых ресурсов).

3. Обеспечение движения производственных финансов.

4. Обеспечение движения производственной информации. Значение функций для производства — «кровеносная система». Производственную инфраструктуру классифицируют по различным основаниям, наиболее актуальными являются: пространственно-производственный и отрасле­вой. По пространственно-производственному основанию классифицируют:

1. Производственную инфраструктуру предприятия.

2. Производственную инфраструктуру региона.

3. Производственную инфраструктуру государства.

4. Производственную инфраструктуру содружества государств.

5. Производственную инфраструктуру мирового сообщества.

 

По отраслевому принципу построения производства выделяют:

1. Производственную инфраструктуру отдельного производства.

2. Производственную инфраструктуру предприятия.

3. Производственную инфраструктуру отрасли.

Однако производственную инфраструктуру классифицируют и по выпол няемым ею функциям (по отраслям самой инфраструктуры), независимо от первых двух признаков классификации. Отраслевой состав элементов произ­водственной инфраструктуры приведен на рис. 10.

Производственная инфраструктура

 


· Транспорт (Транспортные коммуникации)

· Энергохозяйство (энергетические коммуникации)

· Связь (информационные коммуникации)

· Водоснабжение и канализация

· Оптовая торговля

· Материально-техническое снабжение

· Финансовая инфраструктура

Рис. 10. Отраслевой состав элементов производственной инфраструктуры

 

Отраслевая классификация инфраструктуры наиболее актуальна в совре­менной науке, поскольку она принята во многих странах и в большинстве социально-экономических наук. Вместе с тем данная классификация изживает себя, поскольку она основана на ведомственном экономическом подходе планированию развитием и управлением общественной жизнью, развитием тугих составных частей инфраструктуры. Далее рассматривается краткая те­оретическая характеристика основных элементов производственной инфра­структуры.

 

Теоретическая характеристика элементов производственной инфраструктуры

Теоретическая характеристика включает в себя определение назначения, функций и ключевых теоретических понятий по каждому элементу инфраструктуры.

Транспорт — совокупность путей сообщения, транспортных средств всех видов, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечива­ющих процесс перемещения людей и грузов различного назначения.

Транспорт классифицируют по принадлежности и средам простран­ства на группы показанные на рис. 11.

           
 
Виды транспорта
 
 
Транспорт общего пользования
 
Промышленный транспорт
 
Транспорт личного пользования

 

 


— наземный — наземный — наземный

— водный — водный — водный

— воздушный — воздушный — воздушный

Рис. 11. Классификация транспорта

Кроме того наземный транспорт включает в себя: автомобильный, желез­нодорожный, трубопроводный, вьючный, гужевой и др. Водный транспорт включает в себя морской и речной транспорт.

К транспортным средствам относят: автомобили, подвижной железнодо­рожный состав, суда, летательные аппараты, трубопроводы и др.

Путями сообщения являются: дороги, водные пути, воздушные трассы, не­сущие канаты подвесных дорог. Как правило, пути сообщения классифицируют по значению и ответственности за поддержание их в эксплуатируемом состоя­нии на 4 группы: местного, областного (РФ), федерального, и международного значения. Совокупность путей сообщения, транспортных средств и техничес­ких сооружений на путях сообщения называют транспортной коммуникацией.

Энергетическое хозяйство — совокупность энергетических сетей, обеспечи вающие подачу электроэнергии потребителям. Энергетические сети включают в себя: линии передачи электроэнергии, силовые подстанции, подразде­ления обслуживания. Энергетические сети классифицируют по номиналу пе­редаваемого электрического тока (высоковольтные, низковольтные, постоянного тока, переменного тока), а также по территориальному признаку: энергети­ческие сети предприятия, региона и др.

Совокупность линии передачи с необходимым оборудованием называют энергетической коммуникацией.

Связь (информационные коммуникации) — совокупность коммуникации различных видов для передачи информации. Виды связи указаны на рис. 12.

 
 

 

 

Рис. 12. Классификация видов связи

 

Для осуществления связи, как правило, создаются сети связи по админис­тративно-территориальному принципу. Они состоят из первичных, вторичных и магистральных сетей связи.

Первичные сети связи обеспечивают соединение абонентов на определен­ной территории (на предприятии, в городе, в районе, в области, в зоне). Между первичными сетями связи проложены магистральные сети связи, обеспечивающие связь абонентов из различных первичных сетей. В совокуп­ности первичные сети связи и магистральные сети связи образуют единую сеть страны или региона. Вариант ее построения приведен на рис.13.

По первичным и магистральным сетям связи может передаваться различ­ная информация: телефонная, телеграфная, факсимильная и т.п. Поэтому возникает потребность многообразного преобразования, комму­тирование ее между различными потребителями.

 

 

 

  Рис. 13. Вариант единой сети связи

 

.

Для этого создаются вторичные сети связи внутри каждой первичной сети связи. Вторичных сетей связи в каждой первичной сети много: автома­тические сети телефонной связи; телеграфные сети между предприятиями; факсимильные сети; сети телевещания; сети радиовещания; сети передачи данных и др.

Сети связи состоят из линий связи, которые включают в себя каналы связи.

Линии связи классифицируют по типу тракта распространения радиоволн на: воздушные; проводные (кабельные); радиорелейные; оптиковолоконные; спутниковые.

Водоснабжение и канализация — совокупность трубопроводных коммуни­каций, источников и специальных сооружений для обеспечения производства и населения водой.

Оптовая торговля и материально-техническое снабжение — совокуп­ность учреждений для приобретения, сбыта, накопления и хранения матери­альных средств и товаров. Она включает в себя: товарные биржи, оптовые рынки, склады, холодильники, сбытово-снабженческие базы и конторы, мар­кетинговые организации. Совокупность этих предприятий в регионе называют оптовой торговой сетью.

Финансовая инфраструктура — совокупность банков и других кредитно- финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию денежных средств и предоставление ссуд. Включает в себя: государственные учреждения (цент­ральные эмиссионные банки, коммерческие банки, почтово-сберегательные кассы и др.), частные учреждения (коммерческие банки, инвестиционные бан­ки, специализированные банковские учреждения — ипотечные банки, различ­ные фонды). Все эти учреждения нуждаются в оперативном обмене информа­цией. Для этого они имеют еще несколько элементов инфраструктуры: сред­ства связи и средства автоматизации.

Такова краткая характеристика отраслевых элементов инфраструктуры общего назначения. Специализированная производственная инфраструктура будет рассмотрена в других разделах.

Ясно, что производственная инфраструктура должна развиваться комплек­сно. Одной из форм комлексирования развития инфраструктуры в регионах являются так называемые специальные зоны.

Специальные зоны

Такие зоны имеются во многих странах (США, Великобритания, Фран­ция, Турция, Испания, Россия и др.) Возможные типы специальных зон при­едены на рис. 14.

Специальные зоны
Зоны представляют собой компактные территориальные образования с хорошо развитой соответствующей инфраструктурой и пользующиеся опреде­ленными льготами. Подробная характеристика зон содержится в [6].

 

· Зоны свободной торговли

· Промышленно-внедренческие

· Технико-производственные

· Сервисные

· Комплексные

· Торгово-производственные

· Научно-промышленные центры

· Инновационные

· Зоны свободного предпринимательства

Рис. 14. Типы специальных зон по мировому опыту

 

Рассмотрев характеристику производственной инфраструктуры, в той же последовательности охарактеризуем социальную инфраструктуру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...