Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика ЛФК на поликлиническом этапе




Среди больных ГБ большинство имеют I и II стадии заболевания, которое протекает без обострений и осложнений. Как правило, такие больные (около 80%) лечатся амбулаторно. В связи с этим для многих из них могут использоваться адаптированные варианты программ физической реабилитации для I и II функциональных групп, применяемых в санаторных условиях. Важней принципом эффективной восстановительной терапии больных ГБ методами и средствами ЛФК является регулярность их применения (не отдельными курсами, а в течение всей жизни) при оптимально подобранных для каждого больного дозировках, по интенсивности и объему, при систематической коррекции двигательного режима специалистом ЛФК (в зависимости от текущего функционального состояния больного ГБ). Достаточный тренировочный эффект физической тренировки в поликлинических условиях достигается, если она продолжается не менее 30 мин - при оптимальном соответствии интенсивности ее воздействия функциональному состоянию больного. Количество занятий ЛФК в неделю – 4-5 раз. При использовании интенсивных физических нагрузок в поликлинических условиях (под руководством специалиста по ЛФК или самостоятельно) необходим строгий учет всех видов нагрузок (эмоциональных, физических, бытовых, профессиональных и др.), которые испытывает больной в течение дня.

 

Критерии оценки воздействия физических нагрузок при гипертонической болезни

Основными критериями оценки адекватности реакции организма больного ГБ на физические нагрузки являются величина АД (по сравнению с пороговым уровнем) и критические возрастные величины частоты сердечных сокращений (ЧСС). Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пороговым уровнем АД считают интенсивность (мощность) физической работы, выполняемой в условиях максимально допустимого повышения АД: систолического – до 220-230 мм.рт.ст. и диастолического – до 120-130 мм.рт.ст. Как отмечалось выше, у больных ГБ в зависимости от стадии и формы заболевания имеются те или иные нарушения в деятельности сердца (при I стадии – преимущественно функциональные, при II и III стадиях – функциональные и морфологические). Поэтому для уточнения дозирования физических нагрузок большое значение имеет оценка реакции сердца на выполнение физических упражнений, адекватность которой необходимо оценивать хотя бы по ЧСС. Более информативны данные инструментальных методов обследования (электрокардиограммы, телеэлектрокардиограммы, эхокардиограммы и др.). Определение ЧСС имеет особое значение для больных с сопутствующей ИБС и сердечной недостаточностью. У представителей различных функциональных групп (или функциональных классов при ИБС) во время выполнения физических упражнений при щадящих двигательных режимах ЧСС не должна превышать: у I функциональной группы – 140-150 уд/мин; у II – 120-130 уд/мин; у III – 100-110 уд/мин.

При реализации запланированной программы физической реабилитации в конце пребывания больного ГБ в санатории величина АДС во время физических нагрузок не должна превышать 200-210 мм.рт.ст., АДЦ – 110-115 мм.рт.ст., т.е. находится в пределах 60-80% от порогового уровня АД. При этом ЧСС также не должна превышать 80-85% от критических возрастных величин: в возрасте 20 лет – 190-200 уд/мин; 21-40 лет - 180-190 уд/мин; 41-50 лет – 170-180 уд/мин; 51-60 лет – 150-160 уд/мин; 60 лет и старше – 140 уд/мин. Рассматриваемые критерии оценки воздействия физических нагрузок на организм больных ГБ весьма условны и зависят от индивидуальных особенностей больного, предшествующего уровня его физической подготовленности, а также квалификации специалиста по ЛФК.

Гипотоническая болезнь

Гипотоническая болезнь характеризуется понижением артериального давления вследствие нарушения функций систем, регулирующих кровообращение. Расстройство механизмов регуляции заключается в нарушении функции высших вегетативных центров, приводящих к повышению тонуса парасимпатической нервной системы и снижению активности гормональной функции коры надпочечников. Все это вызывает стойкое уменьшение периферического сопротивления артерий и снижение максимального давления более 100 мм.рт.ст., минимального - более 60 мм.рт.ст.

Различают первичную и вторичную артериальную гипотензию. Первичная гипотензия проявляется в двух вариантах – как конституционно-наследственная форма регуляции сосудистого тонуса и артериального давления, не выходящая за физиологические пределы («физиологическая гипотензия»), и как хроническое заболевание с типичной картиной. Вторичная гипотензия встречается у лиц, подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов (напряженная умственная или физическая работа, шум, интоксикация), а также при инфекционных хронических заболеваниях, анемии, туберкулезе, злокачественных опухолях, авитаминозе и др.

Для гипотонической болезни характерно хроническое течение. Больные жалуются на слабость, вялость, апатию, головные боли, головокружения, ухудшение памяти, снижение работоспособности, обмороки, боли в области сердца.

В комплексном лечении применяются тонизирующие медикаментозные и физиотерапевтические средства, препараты, повы­шающие тонус сосудов, лечебная физкультура.

Основными задачами ЛФК являются:

- общее укрепление организма, повышение работоспособности и эмоционального тонуса;

- улучшение функционального состояния центральной нервной системы и систем, регулирующих кровообращение;

- тренировка всех органов и систем (особенно сердечно-сосудистой и мышечной);

- совершенствование координации движений, равновесия, произвольного расслабления и сокращения мышц (И. Б. Темкин).

Занятия ЛФК следует начинать при начальных признаках заболевания, так как в этом случае результаты лечения будут наиболее эффективными; они проводятся в профилакториях, санаториях и поликлиниках. Режим дня должен быть насыщен различными формами лечебной физкультуры. Обязательны занятия УГГ, так как именно по утрам отмечаются вялость и слабость, ухудшение самочувствия. УГГ оказывает возбуждающее действие на центральную нервную систему, тонизирует весь организм, обеспечивает быстрый переход к активной деятельности.

ЛГ в начале курса лечения направлена на адаптацию организма к физическим нагрузкам. Физические упражнения выполняются в исходных положениях сидя и стоя, без отягощений, с тонизирующей дозировкой. В занятие включается небольшое количество специальных упражнений; плотность занятия невысокая. Во время основного курса лечения увеличивается количество специальных упражнений. К ним относятся упражнения с отягощениями (гантелями, набивными мячами весом 1-2 кг); упражнения с сопротивлением (с партнером, на тренажерах, с эспандерами); изометрические напряжения мышц (удержание гантелей в вытянутых руках, противодействие выполнению движения); скоростно-силовые упражнения (бег, прыжки, подскоки и т.п.); упражнения на координацию движений (жонглирование различными предметами, асимметричные движения конечностями и др.); тренировка вестибулярного аппарата (движения головой, сохранение равновесия на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами); дыхательные упражнения (обучение правильному дыханию в покое и при выполнении движений). Специальные упражнения сочетаются и чередуются с общеразвивающими упражнениями и упражнениями в расслаблении мышц. Исходные положения – стоя, сидя и лежа. Плотность занятия увеличивается, хотя после силовых и скоростно-силовых упражнений используются паузы отдыха или дыхательные упражнения. Дозировка физической нагрузки – тренирующая.

При выраженных проявлениях заболевания занятия ЛГ проводятся по методике, используемой для недостаточности кровообращения I степени. Широко применяются упражнения для адаптации организма к изменениям положения тела.

Важной формой ЛФК является дозированная ходьба; дозировка зависит от состояния больного. Рекомендуется тонизирующая физическая нагрузка, вызывающая состояние бодрости.

На санаторном этапе лечения применяются различные игры (крокет, волейбол, настольный теннис, бадминтон) и спортивно прикладные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, гребля), которые должны строго дозироваться. Нагрузки должны носить тонизирующий характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...