Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем застану, в том и сужу

ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Покаяние — это величайший дар Бога человеку. Это второе крещение, в котором мы омываемся от содеянных грехов и снова одеваемся в чистые белые одежды, получаем благодать, потерянную после грехопадения. Были грешными — становимся святыми. Покаяние отверзает нам Небо, вводит в Рай. Без покаяния нет спасения.

Покаяться — значит, изменить образ жизни, прежде всего “прийти в себя” (Лк, 15, 17), то есть увидеть в себе грех, осознать его, возненавидеть, затем покаяться Богу в присутствии священника и дать обещание больше не грешить.

Больной никогда не получит исцеления, если не откроет врачу свою болезнь. Так и мы, пока не осознаем грех, не можем получить прощения у Бога. “Сознание греха есть начало спасения, — говорит блаженный Августин. — Если человек скрывает, Господь открывает; если человек таит, Бог явным делает; если человек сознает. Бог прощает”.

Очень часто люди приходят на исповедь и не знают, что сказать. О покаянии здесь и говорить нечего: душевные очи у них закрыты, душа спит мертвым сном.

Почему спит душа? Откуда у человека такое страшное состояние?

Диавол знает, что главное в деле спасения чистосердечное покаяние, и бьет в самый центр: лишает людей исповеди. И вот результат: человек не контролирует свои дела, слова и мысли, разум у него помрачается, он не видит своих грехов и не замечает, что преступил закон Божий. Грех становится навыком, входит в природу человека и живет в нем. И ему уже не страшны ни смерть, ни ад, ни даже Страшный Суд. “Что уж Бог даст...”, говорят многие по привычке. А Бог дал Святое Писание и слово Его будет в последний день судить всех нас.

Грех не только нашу душу заражает злом, но и отравляет все вокруг нас. “Каждый грех, даже самый малый, влияет на судьбу мира”, — говорит преподобный Силуан. И, напротив, покаяние наше благотворно действует на окружающих, радует их.

К духовнику как-то подошла женщина и жалуется: дома совсем плохо, муж неверующий, иконы ломает, дети в церковь не ходят, не молятся, соседка ненавидит, отравить хочет... Стала исповедоваться и оказалось, что у нее множество смертных грехов. Покаялась, причастилась и уехала, а через три месяца приезжает: “Батюшка, вот чудо! Вернулась я домой из обители, и все изменилось. Муж говорит: “Что же ты, в церковь ходишь, книжки читаешь и нам бы что-нибудь почитала”. И стал читать Евангелие, потом пошел в церковь, исповедался, повенчались. И дети, видя, как отец переменился, тоже стали в церковь ходить, и соседка мирно разговаривает, улыбается”. Вот что значит покаяние!

“Грех — самое великое в мире зло”, — говорит святитель Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи это новые раны, которые мы наносим Христу Спасителю. Это страшные язвы нашей души, и шрамы от них остаются на всю жизнь.

Лишь в таинстве покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние вытаскивает нас из бездны греха, пороков и страстей и вводит во врата Рая. Сам Господь открывает нам Свои объятия и принимает, как блудных детей. И к Богу надо стремиться, как малое дитя стремится к своим родителям, когда напроказничает: плачет, просит прощения, обещает вести себя хорошо, и любящие родители его прощают. Так и Отец Наш Небесный, когда приходим к Нему с искренним покаянием, со слезами, прощает нас и дает благодать, дает ее даром. Ведь как бывает: обидел кто-то ребенка, он и бежит к родителям, жалуется на обидчика. И те, жалея малыша, успокаивают его: “Ничего, ничего, мы с этим проказником поговорим, больше тебя не тронет.” Точно так же и мы, когда диавол нападает на нас, должны скорее бежать на исповедь, открыть все Богу, и Он запретит диаволу нападать на нас. Святитель Феофан Затворник говорит, что в исповеди мы избавляемся от диавола, как от врага и злодея, который вредит нам до тех пор, пока мы его не замечаем, а только заметим, тотчас бежит прочь.

В исповеди нам даются от Бога благодатные силы на борьбу с грехом, с пороками и страстями.

Один человек никак не мог избавиться от пристрастия к табаку и попросил совета у оптинского старца Амвросия. Старец объяснил ему, какой вред наносит курение душе и телу, и посоветовал подробно исповедаться во всех грехах, начиная с семи лет, и причаститься Святых Христовых Тайн. Это помогло. Без частой, искренней исповеди нельзя победить страсти.

Когда человек постоянно совершает один и тот же грех, у него появляется страсть к этому греху, и, хотя сам он находится на свободе, душа его пребывает в темнице. Многие люди телом свободны и не сознают, что повязаны грехом, не думают о том, что все наши дела, слова и мысли контролируются и Небом, и адом, Богом и диаволом. Все злые дела, нечистые помыслы, каждое праздное, пустое слово записываются злыми духами и откроются в день Страшного Суда. А добрые дела идут впереди человека, ими он оправдается на Страшном Суде.

Образ покаяния начертал нам Господь в притче о блудном сыне.

У одною человека было два сына. Младший потребовал, чтобы отец разделил имение и дал ему его часть, а когда получил положенное, ушел в дальнюю страну и там расточил все, живя распутно. Но прошло время, в стране той настал голод, и пришлось ему идти искать себе пропитание. И он пас свиней у одного жителя. Рад был бы питаться их кормом, но ему не давали. Настала для него великая скорбь, и тогда пришел он в себя, вспомнил об отце и решил: пойду к отцу своему, упаду ему в ноги и скажу: “Отче, я согрешил на Небо и пред тобою и уже недостоин называться твоим сыном, прими меня в число наемников твоих”. Так он положил в сердце своем и пошел к отцу, и, когда был еще далеко, отец увидел его и побежал ему навстречу, и сын упал ему на грудь. И простил его отец, велел слугам одеть его в лучшие одежды и приготовить пир, потому что сын его был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Святые отцы различают в этой евангельской притче три момента покаяния. Первый — человек пришел в себя, т. е. заглянул в свою душу, понял, что страшно грешен, виновен пред Богом, у него возникло покаянное чувство. Второй — человек принял решение: “встал и пошел”, т.е. пошел в церковь на исповедь. И третий — “упал ему на грудь”, то есть само покаяние, исповедь, когда человек исповедует Богу в присутствии священника все свои грехи и дает обещание не повторять их. И тогда Господь, любящий Отец, прощает его и принимает, как блудного сына, в Свои объятия.

Покаяние начинается лишь тогда, когда человек осознает, что грешен, что грехи мешают ему жить, отравляют душу. Если человек грехов своих не видит, значит, он духовно серьезно болен и душа его для Бога умерла. Ее уже не мучают грехи, эту душу диавол связал по рукам и ногам, очи ее духовные закрыты, уши не слышат, уста онемели, как человек в гробу не слышит, не видит, не чувствует. Когда человек заболел, первый признак того, что он не здоров, — отвращение от пищи. Так и у того, кто заболел духовно, появляется отвращение от молитвы, от всего духовного. Ему не хочется читать Священное Писание, где Господь с нами говорит, ему не хочется в храм идти, и если он себя заставляет и приходит, то опаздывает на службу, до конца не стоит, во время службы мучается и думает: скорей бы конец. И грехов своих он не видит, оттого, что далеко ушел от Бога, от Света. Так, если ночью бежать по лужам, вся одежда будет в грязи, но в темноте этого не видно, но стоит выйти на свет, все сразу и откроется; посмотрим на себя и ужаснемся. Пока мы не пришли к Богу, не живем по Его воле, находимся во мраке и не видим своих грехов. Душа у нас черная, и каждый новый грех — это новое черное пятно на ней, а на черном черного не видно.

Великие грешники всегда считают себя праведниками, а святые — великими грешниками, ибо они живут в свете Христовом, видят даже самые маленькие пятнышки в душе своей и осознают свое недостоинство пред Богом.

К одному старцу пришел ученик и сказал: “Авва, я духовными очами вижу ангелов”. Старец же ответил ему: ‘'Это не подвиг. Вот когда духовными очами увидишь бездну грехов, как морской песок, это будет великий подвиг”. Святые отцы говорят: блажен человек, который видит не ангелов, а грехи свои.

Почему мы не видим своих грехов? Потому что не контролируем себя, свои поступки, слова и мысли, закон Божий не соблюдаем, закоснели в грехах, так привыкли к ним, что грех за грех уже не считаем. К примеру, девушка жила чисто, скромно, но вот в компании вырвалось у нее скверное слово, она застыдилась, смутилась, покраснела, но если она не исправилась и в другой раз выругалась, ей уже не так стыдно стало, потом еще и еще, привыкла, и грязные слова сами собой вылетают, а ей нипочем. Так каждый грех входит в душу и овладевает ею, и, когда такие люди приходят на исповедь, они не знают в чем каяться. Спросит батюшка: "‘Какие у тебя грехи?” — “Да нет никаких... не знаю”. Ну, а если спросить, сколько денег у них в кошельке, кто сколько им должен, да какие цены в магазине, кто обидел, да как соседи между собой живут и чем занимаются; все вспомнят. А кому досадили, кого обидели — этого не помнят.

Святые отцы говорят: начало спасения — познание самого себя, т.е. своих недостатков, пороков и греховных привычек, осуждение себя с сокрушением и молитвой Богу о помощи.

И Господь призывает нас, открывает нам наше духовное состояние.

Одна женщина пришла на исповедь, за 50 лет ни разу не каялась. “Что же тебя заставило прийти?” — спрашивает батюшка. “Видение. Увидела я, будто болею, и вдруг из груди моей на ладонь выпало сердце. Смотрю на него: с одной стороны здоровое, а с другой — гнилое, в какой-то ржавой пленке. Хотела было эту пленку снять, но не смогла, решила к врачу обратиться. Очнувшись, поняла, что это болезнь души и сердце поражено грехом, что надо обратиться к врачу духовному — священнику”.

Мы знаем, что апостол Петр поначалу был слаб духом и отрекся от Христа, а когда пропел петух, то горько заплакал, раскаялся и был прощен. В жизни каждого из нас бывает такая ночь, когда среди наших беззаконий начинает “петь петух” — голос совести, обличающий нас, отрекшихся от своего Спасителя и распинающих Его своими грехами. Горе тому, кто затыкает уши, чтобы не слышать этого голоса. Радость тому, кто начинает горько плакать о своих грехах и покаянием очистит душу.

И вот когда человек понял, что он грешен, тогда уже медлить нельзя, нельзя откладывать покаяние. В нашей духовной жизни есть как бы два “календаря”: один божественный, а другой диавольский. Божественный называется “сегодня”, “ныне”: ныне обратись к Господу, ныне покайся, ибо завтра может быть уже поздно. А диавольский “календарь” называется “завтра”, “потом”: оставь на завтра, сегодня ты еще молод, живи в свое удовольствие, потом, когда состаришься, покаешься.

Но нельзя запускать болезнь, иначе она станет смертельной, нельзя откладывать покаяние — это приведет к духовной смерти. “Не откладывай до завтра, этому “завтра” никогда нет конца”, — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Некоторые думают: уйду на пенсию, тогда буду в церковь ходить, тогда и покаюсь. А откуда ты знаешь, что доживешь до пенсии? Между тобою и смертию один шаг, говорит Господь (I Цар. 20, 3). Пойди на кладбище там лежат не только старики, но и молодые; может, и тебя Господь завтра призовет к ответу. Не медли, не верь диаволу, который нашептывает тебе: “Подожди, еще будет время, успеешь.” Не верь миру и диаволу, которые крепко держат тебя и не хотят отпускать, не верь своему испорченному сердцу и омраченному разуму, которые не хотят отказаться от греховных утех: “Только не сейчас, после, после...” Нет, не после, а ныне, говорит слово Божие, — кайся сразу, не жди ни дня, ни даже часа: грех лишает тебя благодати Божией и предает в руки диаволу.

Если грязную посуду сразу не вымыть, то грязь засохнет и потом трудно будет ее отмыть. Так и грехи: чем дольше не будем каяться, тем труднее будет их вычистить из души. Неразумен тот человек, который не убирает свою квартиру, всюду у него мусор, пыль, и сам не моется, и одежду не меняет, с таким и общаться неприятно. А душа наша куда дороже комнаты и одежды, она должна быть чистой, светлой, святой, и очистить ее можно только в таинстве покаяния.

Покаяние грешника — это праздник на Небе: ангелы, все Небо радуются о едином кающемся грешнике, все небесные силы торжествуют, когда совершается на земле покаяние. Афонский старец Силуан говорит: “Кто кается, в том Дух Святой, и он еще на земле похож на Господа, а кто не кается, тот похож на врага”.

Покаяние открывает нам врата Рая. Преподобный Нифонт видел однажды, как ангелы несли на Небо душу грешника, и, когда они проносили ее через мытарства, злые духи кричали: “Эта душа наша, отдайте ее нам! Она наша!” — “А чем вы это докажете?” — спросили ангелы. “Нет греха, который бы не совершил этот человек, всю жизнь он прожил в пороках и страстях, исполняя нашу волю”. Спросили Ангела Хранителя, и он сказал: “Да, этот человек был страшным грешником, но когда он заболел, то раскаялся перед Господом. В тяжких мучениях он воздевал руки к Небу, горько плакал и горячо молился. И Господь простил его”. Ангелы не отдали душу демонам, и те возопили в отчаянии:

“Что же нам делать? Если Бог такую душу помиловал, то мы всуе трудимся, Он весь мир помилует!” — “Да, сказали ангелы, — если весь мир со смирением и сокрушением покается, Господь его помилует”. И ангелы внесли душу покаявшегося грешника во врата Рая.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что грех налагает на нас такое пятно, которое нельзя смыть тысячью источниками, но только слезами раскаяния. И Господь ждет, что человек возненавидит свой грех, в душе появится отвращение ко греху, постоянное покаянное чувство и сокрушение сердечное. Слезы о грехах у ангела на особом счету. Известно, что слезы человека очищают глаза, убивают микробы, вымывают грязь. Если бы не было слез, мир был бы полон слепых. В жизни духовной та же связь: не будет слез покаяния, очищающих душу, — душа ослепнет.

Ну, а если у нас нет покаянных слез, если душа холодная, пустая? Упади на колени перед Распятием, проси Бога, Матерь Божию, чтобы смягчилось сердце, молись, читай Евангелие. Сердце у нас каменное, а Слово Божие — вода живая, упадет на камень и постепенно его размягчит. Стань пред Распятием и подумай о том, что Господь смотрит на тебя с Креста и видит тебя, знает все твои дела и мысли. Что скажешь Ему, когда явишься на Суд? Как оправдаешься?

Чтобы возникло покаянное чувство, очень полезно вспоминать почаще о смерти. Каждую минуту жди, что придет время и тебя вызовут, как на экзамен. “Помни последняя твоя и вовек не согрешишь”.

Плод покаяния — это исправление, перемена жизни. Человек с погибельного пути переходит на спасительный: раньше служил диаволу, исполнял его злую волю, а теперь живет с Господом, учится исполнять Его святую волю. Человек дает обещание Богу больше не грешить, безжалостно, с корнями вырывает из души все пороки и страсти, отвращается от зла и всякой неправды, а о содеянных грехах всегда сокрушается и плачет так, как разбойник Варвар. Он был страшный грешник, убил триста человек, среди них двух священников. Но наступил момент, когда он осознал свою ужасную жизнь, пришел на исповедь к священнику, во всем покаялся и попросил дать ему епитимию. Священник подумал и сказал: “С сегодняшнего дня будешь у меня работать, а жить будешь в хлеву, со скотиной, там будешь есть и спать”. После службы священник пошел домой, а следом за ним покаявшийся Варвар. И когда священник оглянулся, то увидел, что Варвар не идет, а бежит за ним на четвереньках. “Что это с тобой?” — удивился священник. “Вы же сказали, чтобы я жил со скотиной, вот я и уподобляюсь ей.” И он два года жил в хлеву и почитал себя хуже всякой твари. А потом ушел в пустынное место и там тоже ходил на четвереньках, питался травой и прожил так еще 12 лет. Однажды проезжали охотники, увидели издали в траве зверя, выстрелили из лука, а когда подбежали, оказалось, что это человек весь обросший. То был Варвар. Его похоронили, а потом открылось, что тело его нетленно и мироточит. На его могиле многие получали исцеление. Он причислен к лику святых.

Святитель Феофан говорит, что одного покаяния для спасения недостаточно, нужна решимость переменить себя, оставить прежние грехи. И, когда от сердца положишь такой обет, Господь помогает. Так Мария Египетская, как только дала обет оставить распутную жизнь, тотчас смогла переступить порог храма и войти в церковь, куда ее не пускали грехи. Она была великая грешница, 17 лет провела в блуде, а когда покаялась, ушла в пустыню и там 17 лет (столько же, сколько грешила) вела брань с блудным бесом и только после этого стала совершенствоваться в духовной жизни.

47 лет прожила она в пустыне и достигла великой святости, так что во время молитвы поднималась в воздух и реку переходила по воде, как посуху.

Какие бы мы ни совершали грехи, ни в коем случае нельзя впадать в отчаяние, бояться, что Господь не простит нас. “Отчаяние у человека — великая радость для диавола”, — замечает преподобный Варсонофий Великий. Мы должны не отчаиваться, а помнить, что у Отца нашего Небесного такая любовь к нам, какой не было ни у одной матери к своему ребенку за всю историю рода человеческого. Сколько людей в мире живет сейчас, сколько их еще будет — и все грешили и грешат, и каждый несет за грехи наказание, но если собрать все человеческие страдания, все скорби, все муки и вылить их в чашу, то это будет та чаша, которую испил за нас грешных Иисус Христос, Весь род человеческий находился под проклятьем, во власти диавола, и никто, кроме Христа Спасителя, не мог нас искупить, взять все наши грехи на себя. Искупление произошло, и Господь, по великой Своей милости, оставил нам Веру и Покаяние. Как чадолюбивый Отец Он с великой любовью и радостью принимает всякого блудного сына, всякого кающегося грешника в Свои объятия, и наших грехов Он не помянет во век, только нельзя злоупотреблять любовью Господней. Ради спасения своей души мы должны жертвовать здоровьем, благополучием и, если надо, жизнью. Примером для нас является Христос: Он показал нам путь в Рай — путь через Крест, через страдания, и другого пути в Царство Небесное нет.

 

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Многие считают себя верующими, ходят в церковь, молятся, а каяться не умеют, не видят своих грехов.

Как научиться каяться?

Для этого надо постоянно контролировать себя, свои поступки, слова и мысли. Только заметишь что-либо недоброе, сразу обращайся с сокрушением к Богу: “Прости, Господи, меня, окаянного, и помилуй!” А затем исповедуй грех перед священником. “Утром испытай себя, как провел ночь, а вечером так же, как провел день, — советует святой преподобный авва Дорофей. — И среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя”. И преподобный Симеон Новый Богослов говорит: “Совершай каждый вечер суд над собой, как день провел: не осудил ли кого? Не досадил ли кому словом? Не посмотрел ли страстно на чье-либо лицо?”

К исповеди надо готовиться заранее: все продумать, вспомнить все грехи, пройти по извилинам своей души и обязательно все записать, а то пойдем к батюшке на исповедь, а враг может помрачить разум — все забудем. А еще лучше выработать привычку каждый день записывать, чем согрешил. Перед тем, как лечь спать, можно мысленно представить себе прошедший день, как мы его провели: как утром молились, не рассеянно ли, где были наши мысли — в словах молитвы или на кухне, в магазине; не обидели ли кого в этот день, не ругались ли, не обижались ли, если кто нас поругал, не завидовали ли, не тщеславились ли? А как сидели за столом? Наверняка, лишнее съели? Читали ли Иисусову молитву, молились ли перед каждым делом, думали ли хоть немного о своей душе? Или только о плоти? А ночь как прошла? Может, были нечистые сны, потому что день провели в нечистоте? И если научимся так контролировать себя, то будем знать, что говорить на исповеди.

“Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом”, — говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Кто никогда не каялся или каялся нечисто, должен сделать генеральную исповедь — вспомнить и записать все грехи, совершенные с детства. Иные записывают только те грехи, в которых не каялись прежде, но если эти грехи повторялись, в них снова нужно каяться. Затем надо примириться с ближними: и с теми, кого мы обидели, и с теми, кто нас обидел, попросить у них прощение.

Когда придем на исповедь, должны не оправдывать себя, а обличать, осознать свои грехи, осудить их, открыть духовнику и верить, что Господь их простил в Таинстве Покаяния.

Грех в нашей душе, как змея под камнем. Поднимешь камень — змея уползет; откроешь грех — и душа освободится от него. Нужно только подробно рассказать все духовнику, получить через него от Господа разрешение, мало того, — принести достойные плоды покаяния, т.е. сотворить добрые дела. “Покаянием, — говорит святой Иоанн Златоуст, — я называю не только отвращение от прежних худых дел, но еще более - намерение делать добрые дела”. И первое наше доброе дело — исповедь, потому что исповедь истребляет неправду, примиряет нас с Богом, возвращает душе мир и покой, а значит, радость и надежду нашим ближним.

 

ТАЙНАЯ ИСПОВЕДЬ

В последнее время у нас в России была в практике так называемая “общая исповедь”: выходил священник, прочитывал несколько молитв, называл несколько грехов, а потом покрывал каждого пришедшего на исповедь епитрахилью и читал разрешительную молитву: “Прощаю и разрешаю вас от всех грехов”. И через такую “исповедь”, когда человек сам не называет ни одного греха, проходили тысячи: и крещеные, и некрещеные — и шли причащаться. Может быть, кто-то всю ночь пил, гулял, сквернословил, кто- то убил младенца во чреве, кто-то обращался к колдунам, экстрасенсам или сам колдовал — все шли причащаться, принимать в себя Живого Христа. Но Господь строго предупредил: “Не давайте святыни псам” (Мф. 7,6). Христос никогда не войдет в нераскаянную душу. Бог только в чистые души входит, потому такие люди причащались себе в осуждение.

В православной Церкви никогда не было общей исповеди. В первые века христианства была публичная исповедь, а потом была введена тайная исповедь. Общая исповедь пришла к нам с Запада, и она означала уже отступление от канонов Церкви.

Страшна общая исповедь. Еще в 20-е годы XX века известный проповедник священник Валентин Свенцицкий предостерегал: “Каждый практикующий общую исповедь, хотя бы в самом улучшенном виде, должен знать, что он кладет свою лепту в анти церковное дело... Общая исповедь недопустима ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах”.

Церковь — это духовная лечебница, где исцеляют души. Перед исповедью священник говорит такие слова: “Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не устыдися, не убойся, но скажи все то, что есть на совести...” И добавляет: “Если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь. Помни, что ты пришел в духовную лечебницу, да не уйдешь отсюда неисцеленный”.

И вот представьте себе: собрались больные лечиться, пришли в поликлинику. Обычно врач, например, терапевт, принимает 15-20 человек за смену — столько ему положено. Вот вышел он в коридор, посмотрел, а людей сотни. Он и спрашивает: “Вы все больные?”

— “Да, мы все больные”. — “Ничего страшного, успокойтесь, вы здоровы, идите с миром”.

Разумно ли поступает такой врач? Конечно, нет. Точно так же и в церкви, поскольку церковь — это духовная лечебница, где мы должны душу исцелить, а врач — священник, он должен каждого отдельно принять, выслушать. Любой врач, когда принимает больного, расспрашивает его, не болел ли скарлатиной, не было ли воспаления, и только тогда устанавливает диагноз. И здесь то же самое: священник помогает вспомнить нераскаянные грехи с юности, и их надо назвать, даже если они были 70, 80, 90 лет тому назад. Наш ум забывчив, не помнит многих грехов, но бесы помнят и на мытарствах все грехи нам покажут, поэтому надо стараться все с юности вспомнить, во всем покаяться, чтоб на душе ничего не оставалось. И тогда наша душа будет спокойна.

В православной церкви есть только два вида исповеди: тайная и публичная. Тайная исповедь совершается, когда мы каемся Господу в присутствии священника (лежащие на аналое крест и Евангелие — это видимые знаки невидимого присутствия Христа); публичная исповедь, — когда человек по благословению духовника кается перед всем народом. Например, подходит учительница, кается: “Батюшка, я в школе детям говорила, что Бога нет”. — “Ты всем говорила?”

— “Да”. — “А теперь перед всем народом покайся”. И она стоит и перед всеми кается: “Дорогие братья и сестры! Я была учительницей и говорила детям, что Бога нет”. Это публичная исповедь. Конечно, тяжело каяться, но когда душа раскается, какая бывает радость, какая легкость!

Спрашивают, а как же исповеди, которые проводил протоиерей Иоанн Кронштадтский? Не были ли это общие исповеди? Преподобный Иоанн Кронштадтский — человек великой души, к нему приезжало множество народа, порой бывало до 10 тысяч в день, и каждый хотел у него покаяться. Ему физически невозможно было принять всех по одному, и он устраивал такую исповедь: говорил слово о покаянии так, что многие плакали, сокрушаясь о своих прегрешениях, а потом просил всех вслух назвать свои грехи так громко, чтобы он мог слышать. И вот эта огромная масса людей, жаждущих покаяться, начинала каяться, и люди говорили вслух, а преподобный все повторял: “Еще кайтесь, еще говорите, не все покаялись”. Долго эта толпа шумела, называя грехи. И в это время можно было слышать всякого рода преступления... А после этого выходили 25 духовников и разрешали этих людей от грехов. А когда каявшиеся подходили к чаше причащаться, преподобный многим говорил: “Вы не покаялись. Вам причащаться нельзя”. Это была не общая, а публичная исповедь, когда каждый мог слышать грехи другого.

Почему многим нравится общая исповедь? Потому что мы гордые, самолюбивые и диавол наводит на нас ложный стыд: “Как я могу это сказать священнику? Не буду каяться, мне стыдно. И что священник подумает обо мне? Еще и отругает”. А нам всем хочется в глазах других быть хорошими, чистыми, добрыми, и вдруг гадость будем говорить! И вот такие демонические помыслы приходят к нам, но на них не надо обращать внимания и духовника бояться не надо. Духовник все самые страшные грехи знает: у него тысячи людей прошли. Ему радостно, когда человек чистосердечно кается. Так что надо стыдиться грешить и не стыдиться каяться. Исповедывать надо все грехи. И самые маленькие тоже. А то некоторые думают: мол, это не грех, чепуха, нечего батюшке голову морочить. Неправильно. Что один большой камень, привязанный к шее, что мешок с песком одинаково тянут под воду, ко дну. Мы грешим не только делами, но и мыслями. Если мы принимаем греховные помыслы, то надо их исповедовать. Преподобный Амвросий Оптинский видел малейшие греховные пятна и в своей душе, и в душах тех, кто к нему приходил, и требовал, чтобы в исповеди открывали все греховные помыслы. Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека да тут же и запишет ее как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде обвинить человека, говорил старец.

Слава Богу, ныне во многие храмы вернулась тайная исповедь.

Как происходит тайная исповедь? Сначала священник читает особые молитвы и напоминает нам о грехах. У каждого грехи свои, но есть и общие, их и называет духовник:

“Согрешили мы с вами перед Господом Богом, Святаго крещения обетов не соблюли, но во всем солгали и преступили его святые заповеди. Прости нас, милосердный Господи.

Согрешили: любви к Богу, ближнему не сохранили, с ближними ссорились, осуждали, ненавидели, обманывали, лгали, лицемерили, злорадствовали, не желали уступить, служить ближнему, желал ближнему зла; согрешили памятозлобием, мстительностью, досаждением, надсмеянием. Прости нас, милосердный Господи.

Согрешили маловерием, неверием, сомневались в делах и промысле Божием, Воскресении мертвых и Страшном Суде, не имели страха Божия, очень часто призывали Имя Божие всуе, без всякой нужды. Прости нас, милосердный Господи.

Согрешили леностью к молитве, рассеянностью, холодностью, опускали утренние и вечерние молитвы, перед пищей и после нее, перед началом каждого дела и работы, нехождением в церковь по лености и нерадению. Прости нас, милосердный Господи.

Согрешили объядением, пьянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностью, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголаиием, ревнованием, завистью, гневом. Прости нас, Господи.

Согрешили недостойным Причащением Святых Христовых Тайн, приступая к Ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия. Прости нас, Господи ”.

После того, как священник напомнит нам основные грехи, начинается тайная исповедь, в которой и происходит покаяние.

Если бы у нас были открыты духовные очи, мы могли бы увидеть, как совершается покаяние. Так, как это увидел святый Павел Препростый. Ему Господь за простоту даровал духовное зрение, и он видел духовный мир так, как мы видим земной. К каждому, кто хочет покаяться, подходят Ангел Хранитель и диавол. Ангел Хранитель ждет, что человек полностью откроет все свои грехи, а диавол внушает: “Не надо тебе все говорить, что о тебе подумает духовник? Господь милостив, Он тебе и так все грехи простит”. Человек начинает каяться, называть грехи, и из его уст выходят змеи разных размеров. И если он все грехи говорит, то все змеи из него выходят. Духовник покрывает его голову епитрахилью и читает разрешительную молитву, и в это время Сам Господь говорит: “Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих”. Демон исчезает, а приступает к человеку Ангел, и душа Ангела радуется. И Ангел Хранитель надевает венец на голову покаявшегося человека, и он, освященный, одухотворенный, отходит от исповеди.

Видел Павел Препростый и другое. Подошел на исповедь грешник, стал свои грехи говорить, и из его уст также стали выходить змеи разных размеров. Решил он один грех назвать, и начала из его уст большая змея выползать, но устыдился он и не назвал грех, и змея опять в него вошла. А духовник спрашивает: “Ничего не осталось?” — “Нет, — говорит, — не осталось”. Духовник покрыл голову епитрахилью и стал читать молитву: “Прощаю и разрешаю”, а Господь говорит: “Не прощаю и не разрешаю”. И человек отошел с утаенным грехом, и Ангел Хранитель стал плакать, а демон приступил к человеку и говорит: “Вот так всегда делай, Господь милостив, Он знает немощи человека, Он тебе и так все простит”. И вот эти два человека подходят к Чаше причащаться, принимать в себя Живого Христа, Творца Вселенной. Тот, кто достойно покаялся, достойно и причастился: принял в себя Живого Бога, просиял, а нераскаянный грешник отошел от Чаши омраченный, с еще большим грехом, а Ангел причастие у него отнял и вместо Тела Христова дал ему уголь.

Если человек приходит каяться, значит, у него появилось желание избавиться от греха, очиститься.

Почему? Потому что любой грех, как огонь, который мы держим в пригоршнях, руки жжет, и мы стараемся его побыстрее бросить. Еще грех похож на змею, которая пригрелась у нас на груди, вот-вот ужалит. А когда ужалит, тело становится мертвым, мертвой становится и душа, она уже не чувствует угрызений совести, перестает слышать голос Господа. И многие привыкают к этому, и вся жизнь их становится сплошным грехом. Потому, если и приходит такой человек на исповедь, он не знает, что сказать. И обычно говорят: не убивала, не грабила и особых грехов у меня нет. Или, наоборот: “Батюшка, я во всем грешна”. Спрашиваешь: “Ну, в чем же ты грешна?” —“Ну, во всем”. — “На луну ты не летала на метелке?” — “Да что Вы, батюшка!” — “Может, села поджигала? Мужиков водкой спаивала?”

— “Да нет, нет!” — “А что ж ты говоришь, что во всем грешна?”

Исповедь обычно проходит так: сначала человек видит у себя только тяжелые грехи: в церковь не ходила, блудом занималась, аборты делала, но пройдет дня два—три, и поплыли еще грехи, поползли, кйк змеи. Человеку стыдно, он старается не выпускать этих змей, забыть о них, но они все лезут и лезут. Что в таком случае делать? Надо дать им свободу: пусть все до единой выйдут на свет. Надо все записать и покаяться духовнику, все равно иначе от них не избавиться. Такое покаяние может длиться несколько лет, пока не выявятся все пороки и страсти.

Каяться можно по-разному. Бывает формальная исповедь, когда человек просто перечисляет грехи, а покаянного чувства нет, такая исповедь Богом не принимается. “Покаяние только на словах, без намерения исправиться и без чувства сокрушения, называется лицемерным,” — говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский. Духовник смотрит, как человек кается.

Вот пришла женщина и говорит, что делала когда- то аборты, но в этом по-настоящему не каялась, а теперь пришло покаяние. Она прямо-таки заливается слезами, душа разрывается, и она дает обещание никогда больше этого греха не совершать, просит епитимию. Духовник, видя такое глубокое покаяние, хотя и дает епитимию, но до причастия допускает. И придет другая женщина, тоже говорит, что делала аборты, но говорит без всякого чувства вины, равнодушно, и духовник отлучает ее от причастия до тех пор, пока она свой грех не осознает. И в таких случаях нельзя роптать на духовника, жаловаться, требовать: “Допусти меня до причастия!” Божию благодать силой и криком не возьмешь.

Оптинский старец Варсонофий говорит: “Опыт показывает, что только тогда человек умиротворяется, когда всецело признает себя виновным и кается в своем грехе, не стараясь его уменьшить в чужих глазах”.

Бог смотрит не на слова, а на сердце.

Два монаха в монастыре поссорились, наконец один решил пойти просить у брата прощение, постучал в дверь его келии, но тот даже не открыл ему. Пришел в другой раз, то же самое. Тогда он пошел к старцу за советом. И старец сказал: “Ты ходил с мыслью оправдать себя, в глубине души ты еще не покаялся, иди, от всего сердца проси прощение”. Монах понял, раскаялся, снова пошел к брату, и тот открыл ему дверь, принял с любовью и простил его.

Что такое глубокое покаяние? Хозяйки знают, если делать прополку в огороде и срезать только ботву сорняков, вся сила сорняков в корень уйдет и их еще больше будет. Точно так же и в исповеди: если каяться “по верхам”, то грех еще глубже в душу войдет, еще больше укрепится, превратится в порок.

Еще надо знать, что на исповеди следует говорить только свои грехи, а не чужие: “Батюшка, муж у меня пьяница, дерется, матом ругается, дочка не слушается, соседка вредит...” Такой “исповедник” всех переберет, а о себе ни слова не скажет.

Какие самые тяжелые грехи? То, что у нас нет настоящей, живой веры в Бога. В церковь не ходим каждую субботу, воскресенье и все праздники. Церковь — это Тело Христово, Глава этого Тела — Сам Христос. Апостольское правило говорит: кто не был в церкви три воскресных дня подряд, Духом Святым извергается из Церкви и находится во тьме, во власти диавола. Только через покаяние Господь примиряет и присоединяет нас ко святой соборной апостольской Церкви.

Не соблюдаем постов, в среду и пятницу вкушаем скоромную пищу — это тоже тяжкий грех: в среду Христос был предан, в пятницу — распят; это траурные дни. Духом Святым извергаемся из Церкви.

Спать ложимся, Богу не молимся, утром встаем — не молимся, перед обедом, после обеда и в течение дня, перед каждым делом не молимся. Богу не молимся и ни за что Его не благодарим.

Вступаем в брак, расписались, но живем невенчано — это блуд, а блудники Царства Божия не наследуют. Апостол Павел говорит: “Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6, 9-10).

Тяжелые, смертные грехи надо оплакивать до самой смерти. Вот один из них, в наше время очень распространенный, — аборты.

Многие на исповеди говорят: мы не убивали. “Аборты были?” — “Да, были”. — “Сколько их было?” А ведь это и есть прямое убийство: что убить маленького ребенка, что взрослого — одинаково пред Богом.

Когда человек зачинается в утробе матери, он сразу же получает от

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...