Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не причинять вреда живому (Ахимса).




Основополагающий принцип. Его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других. Нельзя не только наносить или оскорблять все живое прямо или косвенно, но даже помыслить об этом. Также следует уважать взгляды других людей, даже если не согласен с ними.

2. Быть искренним и благочестивым (Сатья).

Всегда нужно говорить правду. Но если она может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать.

3. Не красть (Астейя).

Необходимо подавление самого желания завладеть чужим. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. При соблюдении этого принципа следует:

- справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты;

- никогда не брать чужих вещей, в том числе забытых или утерянных другими;

- никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом.

Не прелюбодействовать (Брахмачарья).

Этот принцип предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием. Для монахов он означает обет безбрачия.

5. Не стяжать (Апариграха).

Этот принцип означает избавление от стремления к накоплению материальных ценностей. Само понятие собственности иллюзорно. Принадлежавшее одному однажды будет принадлежать другому. Необходимо ставить целью жизни не накопление материальных благ, но духовное развитие. Перед принятием монашества необходим полный отказ от собственности и материальных ценностей.

Последний принцип Вардхамана проиллюстрировал наглядно, сняв свое единственное платье и отправившись дальше нагим. Последователей этого крайнего нестяжательства стали назвать дигамбарами – «одетыми в небо». Остальные сторонники учения именуются шветамбарами («одетыми в белое»).

Буддизм.

Религиозное учение Будды начинает распространятьсяс середины I тысячелетия до н. э. В отличие от джайнов, его сторонники были убеждены в том, что первопричина страданий не страсти. Они вторичны. Первопричина лежит в самом факте существования в этом мире, которое Будда определил как страдание. Существование неизбежно ведет к страстям, жажде власти, богатства, наслаждений и в итоге - нового, лучшего воплощения.

Радикальный путь освобождения от страданий – выход из сансары. Для этого нужен полный контроль над своим мыслями, чувствами и поведением. Конечной целью жизни является нирвана (букв. «угасание»), после которой человек уже не рождается вновь. Чтобы достичь ее, следует идти «благородным серединным путем». Он включает в себя три этапа: мудрости, нравственности и духовной дисциплины (сосредоточения или медитации). Этапы, в свою очередь, делятся на ступени (их всего восемь).

 

Первый этап: Мудрость (Праджня).

Две ступени:

1. Правильное понимание.

На этом этапе необходимо усвоить Четыре благородные истины, внутренне пережить их и сделать мотивацией своих поступков и поведения.

2. Правильное намерение.

На этом этапе необходимо решиться встать на путь, ведущий к освобождению и заменить в себе:

- стремление к чувственным наслаждениям на отречение от мирских ценностей;

- враждебность на доброжелательность (не гневаться);

- равнодушие, бессердечие на сострадание (не причинять вреда, творить добро).

 

Второй этап: Нравственность (Шила).

Три ступени.

4. Правильная речь. Включает в себя:

- воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать;

- воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей;

- воздержание от грубых слов: произносить мягкие, вежливые слова, проникающие в сердце;

- воздержание от пустословия: говорить в нужный момент необходимые и достойные слова.

5. Правильное поведение. Подразумевает:

- воздержание от убийства всех других живых существ: от охоты, рыбной ловли и пр.

- воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.

- воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр.

Для посвященных в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия

6. Правильный образ жизни.

Следует вести образ жизни, не требующий нарушения вышеуказанных заповедей. Например, следует воздерживаться:

- от торговли живыми существами, людьми и животными, оружием;

- от распространения алкоголя и наркотиков,

- от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).

- от излишеств, не искать богатства и роскоши, удовлетворяться необходимым.

 

Третий этап: Духовная дисциплина (Самадхи).

Три ступени.

6. Правильное усилие.

Волевое самопринуждение к отказу от плохого и стремлению к доброму, постоянный анализ своих намерений, слов и поступков.

«Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум. Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум».

7. Правильная мысль.

Постоянный контроль за сознанием. «То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли».

8. Правильное сосредоточение (медитация).

Стадии:

- отрешение от земного;

- радость и покой;

- освобождение от ощущения телесности;

- достижение высшего просветления – самадхи, когда возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, слияние индивидуального сознания как микрокосма с космическим Абсолютом как макрокосмом.

 

Учение Будды заметно отличалось от индуизма. Последний направлен главным образом на достижение благополучия семьи и общины. Целью же буддийского вероучения является спасение личности, её избавление от сансары. Буддизм, в отличие от индуизма, не придает большого значения различию между людьми по их племенной или кастовой принадлежности, не препятствует общению между ними.

Все приверженцы учения Буды составляют общину - сангху. Они принимают «пять «священных заповедей» (Панча-шила):

Воздержание от причинения любого вреда живым существам;

Отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому;

Отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана;

Воздержание от неправильного сексуального поведения;

Отказ от употребления опьяняющих напитков и от всего, что затрудняет самоконтроль.

 

Для освобождения от сансары Будда считал необходимым полностью отказаться от мирской жизни - собственности и семьи, внешних уз и душевных привязанностей. Те, кто выбирал такой путь, становились буддийскими монахами. Они брили голову и носили специфическую одежду желтого цвета, имитирующую рубище нищего, которое одел на себя Будда.

Посвящённые в монахи принимали пять дополнительных обетов:

Не петь и не танцевать;

Не спать на удобных постелях;

Не есть в неположенное время;

Не стяжать;

Не использовать вещи, имеющие сильный запах или интенсивный цвет.

 

Кроме десяти основных обетов существовало множество (до 250) более мелких запретов и ограничений, преследовавших цель обеспечить праведную жизнь. Их должны соблюдать бхикшу («нищие») – монахи высшей степени посвящения, которая доступна с возраста 21 год.

Распространение буддизма привело к появлению в нем новых школ. Они подразделятся на два основных направления: хинаяна - «малая колесница» (или «узкий путь спасения») и махаяна - «великая колесница» (или «широкий путь спасения»).

Культура Древней Индии

Литература.

1. Веды. Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них – веды, длительное время передавались от учителя к ученику в устной форме. Записаны они были около III века до н.э, но и впоследствии также передавались традиционно – устно. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла.

2. Эпос. Наряду с ведийской литературой оформлялась и эпическая традиция. Две самые большие поэмы - «Махабхарата» и «Рамаяна» включают несколько десятков тысяч стихов каждая.

Основной сюжет «Махабхараты» («Великое сказание о потомках Бхараты») - борьба за власть между Пандавами и Кауравами - двоюродными братьями, принадлежащими к роду Бхаратов (согласно арийским преданиям, Бхарата был первым правителем, подчинившим всю территорию Индийского субконтинента).

Более половины «Махабхараты» прямо не связано с основным сюжетом. В нее включено изложение мифов и старинных легенд, восходящих иногда к глубокой (возможно, даже до индоиранской) древности.

«Рамаяна» («Путешествие Рамы») повествует о том, как царевич Рама, аватара бога Вишну, боролся с Раваной, царем ракшасов, похитившим и унесшим на Ланку его жену Ситу, воплощение богини Лакшми. Главному герою помогает Хануман, предводитель человекообразных разумных обезьян. Считается, что сюжет «Рамаяны» аллегорически изображает распространение арийской цивилизации на юг Индии до острова Цейлона.

3. Буддийская литература. Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование канона буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты уже в эдиктах Ашоки, т.е. они обладали вероучительным авторитетом уже в III веке до н. э. В I веке до н. э. на Ланке был записан канон «Тхеравады» («Учение старейшин»), составленный учениками Будды.

Этот канон известен под названием Трипитака или Типитака, что буквально значит «Три корзины». В Древней Индии рукописи обычно выполняли на узких полосках пальмовых листьев и хранили в специальных корзинах. В первой из «корзин» содержались «уставы» - правила поведения монахов и монахинь. Другая содержала сутры - изречения Будды, притчи и предания о его жизни и предшествующих существованиях. Последняя «корзина» включала тексты по буддийской философии и психологии.

Во II веке н.э. жил Ашвагхоши - проповедник буддизма, поэт и драматург. Самое известное его произведение - поэма «Буддхачарита» («Жизнь Будды»). Вторая дошедшая до нас его поэма - «Саундарананда» («О Нанде и Сундари»). В ней повествуется о Нанде - сводном брате Будды, тоскующем по своей возлюбленной Сундари.

Под воздействием проповедей Будды он постепенно осознающем суетность земных желаний. На фоне переживаний главного героя излагаются основные положения учения Будды. Драма Ашвагхоши «Шаринутракарана», дошедшая в отрывках, представляет собрание нравоучительных легенд в прозе и стихах.

 

4. Философская литература. Главной целью философии в Древней Индии являлась интерпретация священных текстов и раскрытие путей религиозного совершенствования. Существовало несколько соперничающих между собой философских школ. Первые дошедшие от них труды датируют началом новой эры. Однако их записи предшествовал длительный процесс развития той или иной философской традиции.

5. Светская литература. В первые века нашей эры получила развитие светская литература. К периоду правления Чандрагупты II относят творчество знаменитого драматурга Калидасы. Почти все его произведения посвящены героическим сюжетам и предназначены для придворного театра. Самое знаменитая драма Калидасы - «Шакунтала» основана на легенде, заимствованной из «Махабхараты».

Из прозаических произведений III-IV веков позже составлен знаменитый сборник «Панчатантра» («Пять книг»). Притчи и басни, входящие в него, оказали большое влияние на средневековую литературы Европы и Азии. Арабский перевод книги известен под названием «Калила и Димна». Под влиянием новелл «Панчатантры» созданы сказки «Тысяча и одна ночь», «Декамерон» Джованни Боккаччо и другие знаменитые книги.

Поэзия включала в себя такие жанры, как лирика, поэмы-панегирики, сборники афоризмов, облечённых в стихотворную форму. Эта форма часто использовалась также для научных и политических трудов для того, чтобы облегчить их запоминание и устную передачу.

Среди подобных сочинений следует отметить трактат «Артхашастра». Он содержит наставления царю для правильного управления страной. Автором его, как полагают, был Каутилья (Вишнагупта) - главный советник императора Чандрагупты (321-297 года до н. э.). Трактат содержит положения о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа.

Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину». Но в законодательной деятельности главную роль играет царь, который должен руководствоваться интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, даже перед нарушением религиозного долга.

Наука.

Высокое развитие получили индийская медицина, широко известная за пределами субконтинента. Славились искусство врачевания буддийские монахи. В Древней Индии был накоплен огромный опыт использования лекарственных растений. Индийская психология тесно смыкалась религиозной практикой.

В IV в. до н. э. Панини составил трактат по грамматике санскрита. Специалисты считают его самым совершенным описание языка в мировой науке вплоть до XIX в.

Трактаты по естественным наукам датируются рубежом древности и средневековья. Ряд важнейших математических и астрономических идей индийских ученых исходил из религиозно-философских систем. Знаменитый в средние века ученый Арьябхатта (V век) предполагал вращение Земли вокруг собственной оси и движение ее вокруг Солнца.

Так на­зываемые арабские цифры, которые используются доныне, происходят из Индии. С буддийским понятием шуньята («пустота»), возможно, связано введение нуля в математике.

Архитектура.

Строительство из кирпича и камня начинается в основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом. Высеченные в скалах культовые залы достигают площади около 500 кв. м при высоте около 15 м. Их внутреннее оформление долгое время воспроизводило традиции деревянного зодчества, в том числе перекрытий, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах.

Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. На вершине большого холма был возведен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое.

Главной достопри­мечательностью Санчи является большая ступа («куча земли, камней, земляной холм») - сооружение для размещения буддийских святынь. Сооружена она была во II-I вв. до н. э. С четырех сторон света ступу окружают резные каменные ворота с изображениями сцен из буддийских преданий.

Скульптура.

Древнейшими памятниками индийской скульптуры после периода Индской цивилизации являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Они были изго­товлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси (Бенарес), тщательно отполированы и доставлены в самые отдаленные области Маурийской державы.

Скульптуры, венчающие их, например знаменитые львы, обнаруживают влияние персидского и, возможно, греческого искусства.

Из скульптурных школ послемаурийской эпохи наиболее известными являются школы Гандхары (северо-запад Индии), Матхуры (центральная часть Северной Индии) и Амараватти (Декан). Стиль первой оказал оказывал большое воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии.

Школы Матхуры и Декана в большей степени связаны с традициями индуизма. Распро­странение буддизма «большой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых и массовому изготовлению их терракотовых статуэток.

Живопись.

Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри здесь создавались в течение почти тысячи лет начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят на Шри-Ланке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...