Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Цели, задачи и направления ПК

 

Психологическое консультирование направлено на помощь развивающейся личности. Оно является частью работы практи­ческого психолога (наряду с психодиагностикой и проведением тренинговых процедур).

Слово «консультация» происходит от латинского consultare, что означает совещаться, советоваться, за­ботиться.

Целью психологического консультирования является забота о личности, которая находится в непрерывном процессе становления и роста.

Консультирование помогает развитию спо­собности человека более адекватно и полно воспринимать себя и других людей, изменять и делать гибкой систему внутриличностных и межличностных отношений.

Виды консультирования зависят от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы.

В практической психологии выделяют следующие уровни и виды консультиро­вания:

1. Индивидуальное развитие и изменение, когда объектом изменения выступает отдельный человек, с целью оптимизации его существования в различных сферах жизнедеятельности: про­фессиональной, коммуникативной, личной и обыденной. На этом Уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагно­стикой и коррекцией.

2. Оптимизация межличностных отношений также в раз­личных сферах жизнедеятельности: здесь может проводиться групповая консультация с элементами тренинга.

3. Организационное развитие предполагает совершенст­вование организационных структур и управления. На этом уровне осуществляется сложное управленческое консультирование.

Схема деятельности консультанта: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешатель­ство в виде консультирования — оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

Психологическое консультирование тесно связано с психотерапией, при этом под психотерапией следует понимать - оказание психологической по­мощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного ро­да психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни.

Практический психолог использует те же методы, что и кли­нический психотерапевт. Разница заключается, прежде всего, в их направленности. Важнейшая задача психолога состоит не в снятии или облегчении симптомов болезни, а в создании усло­вий для оптимального функционирования личности и ее развития.

В последние годы условно различают клинически-ориенти­рованную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно-ориентированную, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собст­венной личности.

В клинически-ориентированной психотерапии традиционно используются такие методы, как гипноз, аутогенная трениров­ка, различные виды внушения и самовнушения.

В личностно-ориентированной психотерапии обнаруживает­ся огромное разнообразие методов и приемов, основанных на концептуальных моделях множества школ и течений.

Тем не менее, можно говорить о наличии ключевой идеи, объединяющей почти все имеющиеся в психотерапии под­ходы — стремление помочь развитию личности путем снятия ог­раничений, запретов и комплексов.

В основе психотерапии ле­жит идея о возможности изменения, трансформации человечес­кого Я в динамично изменяющемся мире.

Иными словами, речь идет о фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания.

Согласно современным взглядам (Александров, 1997; Годфруа, 1992; Карвасарский, 1999; Рудестам, 1993), в психологии можно выделить следующие общие задачи, объединяющие различные по направленности и содержанию психотерапевтические методы:

· исследование психологических проблем клиента и оказа­ние помощи в их решении;

· улучшение субъективного самочувствия и укрепление пси­хического здоровья;

· изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодейст­вия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми;

· развитие самосознания и самоисследование клиентов для коррекции или предупреждения эмоциональных наруше­ний на основе внутренних и поведенческих изменений;

· содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уров­ня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Главная цель - помочь клиентам внести в свою жизнь необходимые изменения. Для этого существуют различные направления и школы. Разумеется, всякая пси­хотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый именно ею способ помогать пациентам является оптимальным.

В настоящее время известно и применяется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 — для детей и подростков.

Нередко можно прочесть и услышать о том, что в результате психотерапии произошли существенные позитивные изменения в личности пациента. Тем самым как бы подразумевается то, что психотерапия изменяет личность, делает ее другой.

Но, как в ходе терапии, так и в ее результате не происходит изме­нений личности в смысле формирования каких-либо новых ее качеств или исчезновения уже имеющихся.

Психотерапевтиче­ское воздействие, не создавая у личности новых качеств, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например, с изменив­шейся жизненной ситуацией.

За­дача консультанта — помочь клиенту разобраться в ситуации, в проблеме: подсказать, дать совет, отразить чувства и поведение клиента, чтобы он увидел себя, просветить, поддержать, успоко­ить и т. п.

В настоящее время в психотерапевтической практике суще­ствуют сотни школ и направлений, которые можно классифи­цировать по разным признакам. Вместе с тем существуют ос­новные психотерапевтические подходы, существенно различаю­щиеся по своим концептуальным основам.

Различия касаются описания личности, механизмов ее развития, патогенеза неврозов, механизмов терапии и оценки ее эффективности.

Психотерапевтические подходы можно условно разделить на:

1) ориентированные на проблему и 2) ориентированные на клиента.

Подразумеваемой установкой психотерапии первого типа является установка на обязательное «погружение» паци­ента в проблему.

Если пациент не желает этого делать («погру­жаться»), в рамках данного типа психотерапии, это трактуется как сопротивление терапевтическому воздействию.

В психотерапии второго типа, напротив, клиент свободен в вы­боре того, о чем говорить с терапевтом и сколько времени уделять терапии. Если клиент не говорит о своей проблеме, это рассмат­ривается не как сопротивление, а как законное право клиента го­ворить только о том, о чем он сам желает.

Несмотря на различия в «мишенях» психотерапевтического воздействия, психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд общих для всех школ и подходов стратегических и тактических моментов. К ним относятся:

· этапы психотерапевтического процесса;

· принципы проведения первичной консультации и основ­ные техники психологического вмешательства;

· вербальные и невербальные средства психологической работы;

· создание и использование метафор в процессе психотера­певтического консультирования;

· требования к личности психолога (консультанта);

· этика психолога (консультанта);

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...